мастер класс для воспитателей "Двигательная активность детей в детском саду, как необходимое условие формирования правильной осанки"
статья

Бурова Елена Александровна

В основе профилактики и нарушения осанки лежит общая тренировка организма ребенка. Для этого я подобрала специальный комплекс коррекционной гимнастики, так как она улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшает осанку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС  для воспитателей

«Двигательная активность детей в детском саду, как  необходимое условие формирования правильной осанки»

Введение:

     Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки?        

          Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий % рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида его нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

        Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояние костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерность их развития и физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушению осанки, а нарушение осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

           Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие паталогического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но не одно лекарство не в состоянии заменить движение». Поэтому свой мастер-класс посветила теме «Формирование правильной осанки».

      В этом направлении предлагаю использовать следующие формы работы.

В утреннюю гимнастику включать  различные виды ходьбы и бега, упражнения на дыхание, эмоциональный настрой на здоровье, комплексы упражнений с предметами, упражнения имитационного характера, оздоровительный бег. А также утренняя гимнастика может проходить в форме игр, направленных на укрепление осанки, мышц спины, брюшного пресса. 

        После дневного сна проводить  коррекционно-оздоровительную гимнастику, самомассаж, упражнения направленные на укрепление мышечного корсета, настрой на здоровый позвоночник, закаливание.

Цель гимнастики поднять настроение детей, мышечный тонус, а также профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Во время проведения подвижных и малоподвижных игр добиваться  тренировки навыков удержания головы и туловища в правильном положении в процессе ходьбы и бега. А такие игры как «Пройди – не упади», « Вверх на горку», «Лови комара», «Стоп», «Совушка», формируют мышечные чувства осанке и навыки самоконтроля за осанкой.

      В основе профилактики и нарушения  осанки лежит общая тренировка организма ребенка. Для этого я подобрала специальный комплекс коррекционной  гимнастики, т.к. она улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшает осанку. Она способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей гимнастика - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Но не только это. Практика показывает, что регулярно занимающиеся  дети  становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

        В общую тренировку организма ребенка можно включить  гимнастику на больших упругих мячах – фитболах.  Фитбол – гимнастика позволяет решать следующие задачи:

- развитие и совершенствование координации движение и равновесия;

- укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

- улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- улучшения кровоснабжения позвоночник суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя и адаптация организма к физической нагрузке.

       Все  эти формы работы, помогают детям формировать навыки самоконтроля за осанкой и осознано относится к своему здоровью. Но достичь желаемого результата  не возможно без взаимодействия с родителями. С этой целью надо проводить консультации для родителей. Родители могут принять участие в создании развивающей среды в группе и на участке детского сада. Изготавливать  ортопедические дорожки, атрибуты для подвижных игр. Можно привлечь  родителей к изготовлению буклета «Что я делаю, чтобы ребенок мой был здоров». Постоянно надо напоминать родителям, что их совместные занятия с детьми утренней гимнастикой, различными подвижными и спортивными играми и упражнениями формируют детские интересы и предпочтения. В родительском уголке следует выставлять  различные комплексы различных гимнастик, упражнений, игр на формирование у детей правильной осанки .

Теоретическая часть

       Актуальной проблемой дошкольных образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья детей, так как распространенность отклонений в состоянии здоровья весьма значительна.

         В настоящее время каждый четвертый дошкольник имеет нарушение осанки – ассиметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях и искривления позвоночника (сколиоз). В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей, что губительно сказывается на их здоровье.

       Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте – у 2,1% детей, в 4 года – у 15 – 17%, в 7 лет у каждого четвертого ребенка, у большинства детей наблюдается плоскостопие.

        Доказано, что уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, а это в свою очередь приводит к изменениям костного скелета таза и позвоночника, то есть к нарушению осанки. А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье.

       По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через который можно подключиться к любому органу – головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, речевым органам, эндокринным железам.

      При ходьбе увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность, активизируется речевая деятельность.

       Можно сказать, что патологии, закладывающиеся в дошкольный период, плавно перетекают в школьный образовательно-воспитательный процесс. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел из дошкольного учреждения в первый класс.

     Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от воспитателей и педагогов, которые должны знать круг тех здоровьесберегающих приемов и технологий, которые необходимо применять в период функциональной неустойчивости детского организма.

       Для предупреждения или устранения нарушения осанки огромное значение имеют физические упражнения. В этом возрасте искривления позвоночника и другие отклонения незначительны, поэтому их еще можно устранить.

Игровые упражнения

1. «Великан».  Ходьба на носках, поднимаясь как можно выше.

2. «Карлик».  Ходьба на согнутых ногах,

3. «Лошадки».  Ходьба высоко поднимая колени.

Упражнения для бодрящей гимнастики

       Корригирующие упражнения направлены на исправление, нормализацию осанки

       К корригирующим упражнениям относятся гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемые в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения выполняются с гимнастической палкой, мячами. При деформации позвоночника включают корригирующие упражнения в сочетании  с общеразвивающими.

          Самыми полезными для позвоночника считаются упражнения, выполняемые лежа на животе. В этом положении попросите ребенка сделать птичку: поднять над полом плечи, грудную клетку и согнутые в локтях руки и удерживать их в таком положении от нескольких секунд до 2 минут. Очень полезно выполнять движения руками, как при плавании брассом: ребенок приподнимает плечи и грудь и разводит руки в стороны. Выполняется такое «сухое» плавание от нескольких секунд до 2 минут. И еще одно упражнение — положение как при выполнении «птички», но следует поднимать и опускать плечи и грудь.

         Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

обеспечить условия для формирования правильной осанки;
знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь; сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику; доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

         Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Подвижные игры в дошкольном возрасте как раз являются одной из важнейших форм профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

         Игры – это не только наиболее адекватная деятельность детей, соответствующая из физиолого-психологического состояния, но и деятельность, в которой возможно выполнять движение и принимать статистические позы, необходимые для коррекции уже имеющихся нарушений осанки. Все подвижные игры благотворно воздействуют на организм растущего ребенка, поскольку они удовлетворяют его естественную потребность в движении.

        Подвижные игры обладают  рядом преимуществ, по сравнению с другими средствами физического воспитания, состоящих в том, что движения в играх, как правило, проводятся на сильном эмоциональном фоне, что повышает действенность упражнений, а упомянутые трудности преодолимы. Во многих подвижных играх могут быть созданы условия, позволяющие достичь желаемого результата с большим успехом. Необходимо лишь поставить перед игрой задачи, ввести в нее необходимые движения и позы, оговорить их правила. В игровой ситуации ребенок будет стараться принять правильную позу, точнее выполнять упражнения, зная, что ошибка может привести к проигрышу. Подбирая соответствующие упражнения и позы, вводя их в подвижные игры, мы получаем возможность дать физическую нагрузку на нужные группы мышц и, таким образом, оказывать влияние на формирование осанки ребенка. Подвижных игр, пригодных для детей по формированию осанки и коррекции ее нарушений, очень много. Для удобства использования их можно разделить на группы:

      Игры, в которых одно из требований – соблюдать правильную осанку при стоянии и ходьбе. Это большинство игр с моментами строя.

       

     Быстро встать в строй.

     Дети стоят в колонне или шеренге по одному, педагог объясняет задание: по сигналу надо разбежаться по всему залу; по второму сигналу – быстро встать на свое место. Пока дети строятся, педагог считает. Счет прекращается тогда, когда последний займет свое место в строе. Педагог дает оценку построения и указывает на ошибки, допущенные в игре, с тем, чтобы повторное построение шло быстрее. Особое внимание уделяется осанке детей в строю. Стоять надо свободно, не напрягаясь, но правильно, без асимметрии правой и левой части тела, не выпячивая живот и т.д.

 Вариант игры:

А) Направляющий становится по указанию педагога в разных местах зала, а дети выстраиваются рядом с ним;

Б) Вместо направляющего, педагог ставит флажок тоже в разных местах зала.

   

     Два и три.

Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал педагога  «Два!», образуют пару с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее установленному месту, где они строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают. «Три!», то дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.

Вариант игры:

     Дети должны построиться перед педагогом  (лицом к нему) в каком бы месте площадки он не находился. Чтобы игра была сложнее и интересней, педагог, прежде чем дать сигнал на построение, говорит: «Стой!». Дети останавливаются и закрывают глаза. Педагог  переходит на другое место и дает сигнал «Два!» или «Три!», дети открывают глаза, образуют пары или тройки и быстро бегут и строятся.

Задания в игре заменяются или дополняются «осаночными» движениями.

       

     Жмурки на месте.

   Каждый играющий, кроме водящего, выбирает себе предмет, от которого не имеет права отходить. Когда все играющие разместятся, педагог завязывает глаза водящему – жмурке, ставит его на середину комнаты и предлагает несколько раз повернуться. После этого жмурка отправляется на поиски. Чтобы увернуться от жмурки, детям разрешается изменять положение: они могут наклоняться, приседать и даже ложиться, но при этом они все время должны касаться ногой избранного предмета, иначе будет считаться проигравшим. Держать прямую спину и голову. Если жмурка удалился за пределы площадки или приблизился к опасности (например, к стене), его предупреждают словом «Огонь».

     Правила игры:

Играющим разрешается менять места, но только тогда, когда вблизи нет жмурки, оставивший свое место жмурке считается проигравшим и становится жмуркой. 

     Ловишка с мячом.

     Играющие образуют круг. Водящий в центре круга. У его ног два больших мяча. Водящий проводит ряд «осаночных» движений (сведение лопаток из положения рук к плечам; приседания на носках, не наклоняясь вперед; вращения рук с полной амплитудой и т.д.).

       Играющие повторяют показанные упражнения. Внезапно педагог говорит: «Беги из круга!» и играющие разбегаются в разные стороны. Водящий берет мяч и старается, не сходя с места, попасть в убегающих. Если он не попадает, то бросает второй мяч. Затем по сигналу педагога: «Раз, два, три – в круг скорей беги!», дети вновь образуют круг, выбирается новый водящий и игра возобновляется. Если игра проводится на площадке зимой, мячи заменяются снежками.

 

Практическая часть: Игровой тренинг

Игра «Веселые медвежата»

Педагоги делятся на две  команды и выстраиваются на линии старта,  сидя на ягодицах, гимнастическая палка на лопатках. По сигналу первые игроки начинают двигаться на ягодицах   вперед и возвращаются обратно, передав эстафету партнеру по команде. Выигрывает команда, первой  закончившая эстафету.

Игра «Удержи кольцо»

Дети врассыпную ходят лицом или спиной вперед приставным шагами  подпрыгивают, пробегают, стараясь не столкнуться друг с другом уронить кольцо, надетое на голову. Выигрывает тот, кто дольше всех  удержит кольцо на голове.

Малоподвижная игра «Скоморохи»

Воспитателям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. Задание выполняется по сигналу в течение 20-30 сек. (игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу).

Игра «Ловкие ноги»

Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами – мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывая его в сторону, передавая следующему игроку.

Упражнение на релаксацию «Спинка отдыхает»

Хватит спинку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования правильной осанки дошкольников

Педагогические условия формирования правильной осанки дошкольников...

Необходимые условия формирования правильной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Необходимые условия формирования правильной речидетей дошкольногот возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...

Мастер - класс «Нетрадиционные методы оздоровления детей в детском саду».

Мастер – класс разработан с целью распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Познакомить участников мастер &ndash...

«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «ПОИГРАЕМ С МЫЛОМ»

Цель:  Показать, как можно использовать игры с элементами экспериментирования в различных видах деятельности детей.Задачи:Развивать познавательный интерес к окружающему.Вызвать интерес к играм с ...

Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»

Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению....

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...