Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»
методическая разработка (младшая группа)

Авдеева Наталья Викторовна

Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №2 «Ласточка»

Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»

   

Подготовила и провела:

Воспитатель Авдеева Н.В.

2020 год

Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»

Ребёнок, окружённый
доброжелательным вниманием,
лаской
становится более общительным,
быстрее начинает
знакомиться с группой,
разговаривать с детьми.

Цель мастер-класса:
Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению.
Задачи:
- Повышать компетентность педагогов в области адаптации дошкольников к ДОУ.

- Поиграть с педагогами в предложенные игры с целью сплочения коллектива.
Ход мастер-класса:

Что такое адаптация?
Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.
Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают весь организм и психику. Поэтому, их необходимо рассматривать на двух уровнях: физиологическом и психологическом.
Физиологический. Надо привыкнуть:
• к новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды);
• невозможности уединения;
• необходимости самоограничений;
• новой пище, новым помещениям, освещенности, запахам.
  Психологический. Предстоит привыкнуть:
• к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы...);
• большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
• необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;
• необходимости отстаивать свое личное пространство.

Факторы успешной адаптации:
• функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
• состояние иммунной системы;
• особенности обменных процессов;
• тип нервной системы и темперамента;
• тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных новыми впечатлениями;
• психологическое состояние ребёнка в момент привыкания к новым условиям
 Факторы, мешающие адаптации малыша к дошкольному учреждению:
• слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
• чрезмерная тревожность родителей;
• нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
• воспитание ребенка в духе вседозволенности;
• неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.;
• болезненность малыша;
• несоблюдение режима дня дома.

Типичные признаки при адаптации малыша к ДОУ:
• эмоциональная нестабильность: перепады настроения, плакасивость, агрессивность;
• потеря интереса к любимым игрушкам и занятиям;
• речь может «вернуться» на несколько месяцев назад;
• повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

Объективные показатели периода адаптации.
• глубокий сон,
• хороший аппетит,
• бодрое эмоциональное состояние,
• активное поведение ребенка,
• соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.

Чему может научить взрослый?  Главное, что может сделать взрослый, – это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениям.

Проведение имитационной игры.

Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей раннего дошкольного возраста.

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», – говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

– Когда дети уже с удовольствием включались в игру, на  остановках мы встречаем разных  животных и имитируем их (как передвигается заяц, лисичка, как летают птички и т.д.)

Игры со словами:

Миша по лесу гулял,

Миша деточек искал,

Долго, долго он искал,

Сел на травку задремал.

Стали деточки плясать,

Стали ножками стучать,

Мишка, Мишенька, вставай,

Наших деток догоняй. (Медведь просыпается и начинает догонять детей)

Игра: «Дай ладошечку»  
- Дай ладошечку, моя крошечка, я поглажу тебя по ладошечке!
- На ладошечку, моя крошечка, ты погладишь меня по ладошечке!

 Приведенные  игры одобрят робкого и развеселят плачущего, вновь пришедшего ребенка. А так же успокоят  слишком расшалившегося ребенка.

Малышей сделают друзьями игры, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения.

  1. Игра  для старших дошкольников «Давайте познакомимся»

Каждый участник по очереди называет своё имя и говорит, что он любит делать.

Например: Я – Оля, я люблю готовить.

Следующий называет сначала предыдущего, затем себя: Она – Оля, любит готовить. Я – Света, люблю танцевать. И т.д. Последний участник должен запомнить и назвать всех.

  1. Игра  для старших дошкольников «Давайте познакомимся», которые знают алфавит.

Каждый участник называет своё имя и говорит, что он берёт с собой в поход (слово должно начинаться на первую букву имени).

Например: Я – Нина, я беру с собой в поход ножницы.

Следующий: Нина берёт в поход ножницы.  Я – Катя, беру с собой конфеты.

Следующий играющий говорит: Нина берёт ножницы. Катя  берёт в поход конфеты. Я – Маша, беру с собой мешок.

Следующий перечисляет всех предыдущих, потом называет себя и т. д.

Данная игра позволяет познакомиться в непринуждённой обстановке  в необычной форме. Психологи утверждают, что запоминать людей лучше всего вместе с ассоциацией, которые вы можете выбрать сами. В данных играх были использованы: что любит и что берёт с собой в поход.

  1. Игра «Давайте поздороваемся» на закрепление дружеских отношений. Все присутствующие делятся на пары (По очереди вытаскивают карточки, где написано «Выбери самого умного в коллективе или красивого и т.д.».  Всем парам предлагается придумать свой оригинальный способ приветствия. Затем все становятся в круг и выполняют приветствие с передвижением  (все поздороваются друг с другом).
  2. Игра « Спаси утопающего»  

Каждому играющему выдаётся по 3 круга – это воображаемые спасательные круги, предлагается задание: Представьте, что мы все плывём на корабле, он терпит кораблекрушение, у вас три круга и вы можете спасти трёх человек, кому вы отдадите свои спасательные круги.

(Эта игра позволяет выявить самого популярного ребёнка и самого непопулярного в группе и скорректировать работу воспитателя)

 Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого  нарисуйте  картинку-эмоцию, соответствующую вашему настроению на нашем мастер-классе.

 Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!

 

Советы родителям в адаптационный период

1. Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу.

2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.

3.  В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.

4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.

5.  Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками,  для исключения тех или иных негативных проявлений.

6. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.

7. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.

 

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

1.  Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

2.  Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой во время, как пообещали.

5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

6. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

7. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

8.  Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.

9. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

10. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Не скупитесь на похвалу.

 

РАДУЙТЕСЬ  ПРЕКРАСНЫМ  МИНУТАМ  ОБЩЕНИЯ  СО СВОИМ МАЛЫШОМ

Выбери самого умного в коллективе.

Выбери человека, который всегда придёт на помощь.

Выбери самого красивого в коллективе.

Выбери свою лучшую подругу в коллективе.

Выбери человека с самыми красивыми глазами.

Выбери главного юмориста коллектива.

Выбери самого уважаемого человека в коллективе.

Выбери душу компании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду"

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду"...

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Мастер-класс «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окруж...

Презентация для педагогов"Адаптация детей к детскому саду"

Данная презентация может быть использована для проведения консультаций с родителями и педагогами с целью ознакомления их с процессом протекания адаптации детей к детскому саду....

мастер класс для воспитателей "Двигательная активность детей в детском саду, как необходимое условие формирования правильной осанки"

В основе профилактики и нарушения осанки лежит общая тренировка организма ребенка. Для этого я подобрала специальный комплекс коррекционной гимнастики, так как она улучшает кровообращение, помогает но...

Консультация для педагогов «Адаптация детей в детском саду»

Одной из главных задач педагогов и педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения заключается в решении вопроса об адаптации детей к детскому саду; в оказании помощи в построении взаи...