НОД «Зимние забавы» для детей с ТНР с ОВЗ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кокорина Ольга Константиновна

Занятие по развитию речи для тетей  с ТНР старшего дошкольного возраста. Тема занятия "Зимние забавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед -  Кокорина Ольга Константиновна,

МБДОУ детский сад «Чебурашка», рп. Плесецк,

НОД  «Зимние забавы» для детей с ТНР с ОВЗ

Старший дошкольный возраст

Цель: Расширить представления о зиме, зимних явлениях в природе, зимних развлечениях.

Программное содержание:

Образовательные задачи: 

Развитие лексики 

Познакомить детей со словами – вьюга, метель, пурга, буран, гололедица.

Развитие грамматического строя речи 

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов настоящего и будущего времени, склонении глаголов; упражнять детей в образовании относительных прилагательных, в образовании родственных слов к слову – снег, в подборе прилагательных к слову  - зима.

Развитие связной речи 

Упражнять детей в составлении сложных предложений с соединительным союзом – и.

Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание и мышление детей (операции анализ, синтез и обобщение) через игру «Четвертый лишний».

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей умение внимательно слушать задания логопеда и ответы товарищей, не перебивать говорящего.

Материал: картина – 4 времени года, снежинка, картина «зима», маленькие картинки для каждого ребенка с зимними развлечениями и одеждой, звукозапись «ветер», картинки к словам родственникам (снег, снегирь, снеговик, снегурочка, снежинка, подснежник, снегопад, снежок), снежинки и снеговики по 5-6 штук. Картинка «зайчик пишет письмо», музыкальное произведение Вивальди «Зима».

Краткий план НОД

  1. Логопед  показывает детям картину «Четыре времени года» и предлагает детям отгадать загадку  о зиме.

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

  1. Логопед предлагает назвать слова, которые не относятся к зиме, проводится игра «Четвертый лишний».

Морозит, воет, расцветает, заметает.

Коньки, лыжи, санки, велосипед.

Холодно, снежно, жарко, морозно.

Декабрь, январь, февраль, ноябрь.

Рукавицы, валенки, шарф, кепка.

Синичка, дятел, голубь, кукушка.

Снег, лед, радуга сугроб.

  1. Логопед предлагает вспомнить зимние слова и поиграть в игру «Скажи ласково». Дети передают друг другу снежинку и называют логопеду  слова (логопед – снег, ребенок снежок, мороз – морозец,  санки, ком, лед, синица, рукавицы, лед).

Логопед объясняет понятие – гололедица (после оттепели тротуары и дороги покрываются льдом и такое явление называется – гололедица).

Логопед читает стихотворение

Гололедица

Не идётся и не едется.

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

                       В. Берестов

4. Логопед говорит детям, что зима радостное, весёлое время года, показывает картинку «Зима» и предлагает детям вспомнить, какую одежду можно надеть на прогулку зимой. Ира  «Сбираемся на зимнюю прогулку». Дети составляют предложения по картинкам (зимняя одежда – зимняя меховая шапка, зимние меховые рукавицы, зимнее драповое пальто, зимний вязаный шарф, зимние кожаные сапоги, зимние болоньевые брюки) - Зимой я надену на прогулку зимнюю меховую шапку.

5.  Логопед предлагает вспомнить, в какие игры  могут играть дети зимой на улице. Дети составляют предложения по маленьким сюжетным картинкам (дети катаются на санках, на лыжах, играют в снежки, лепят снеговика, катаются на коньках). Дети составляют предложения (Зимой дети катаются на санках,  и я буду кататься на санках). Логопед уточняет, почему в эти игры    можно играть зимой, дети отвечают, что земля покрыта снегом, на реках и озерах замерзает лед.

Проводится физкультурная минутка по стихотворению

Снегири

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!

Как розовые яблоки,

На ветках снегири!

6. Логопед предлагает детям подобрать слова к слову – зима, какая зима? Дети подбирают прилагательные (снежная, холодная, морозная, долгая, веселая, радостная, суровая).

7. Логопед рассказывает детям, что зимой бываю сильные морозы, снегопады и ветра и очень часто бывает ненастная погода, предлагает послушать, какие звуки можно услышать на улице в такую погоду (включается видео-звукозапись «ветер»), предлагает отгадать детям загадку

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо? (вьюга)

Н.В. Нищева

Логопед уточняет, что такую погоду можно назвать – пурга, вьюга, метель, буран. В такую погоду всегда идет снег.

8. Логопед предлагает подобрать родственные слова к слову – снег, при затруднениях детей  и при правильных ответах показывает соответствующие картинки – снежинка, снеговик, снегурочка, снегопад, подснежник, снежок.

9. Логопед показывает детям игрушечный снежок  и предлагает с ним поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем, не сладкий.

 Логопед предлагает детям передавать снежок другу и продолжать фразу - я.. слепила снежок, он.. слепил снежок.. (она, они, мы, вы, ты).

10. Логопед говорит детям, что их веселую игру увидел зайчик  (показывает зайчика) и просит детей помочь ему написать письмо своим друзьям из жарких стран, где не бывает зимы, и рассказать какая бывает зима. Проводится игра «Добавь слово» - дети добавляют последнее слово в предложении.

Наступила холодная – зима.

На земле лежит белый, холодный блестящий – снег.

Реки и озера покрылись толстым – льдом.

Люди надевают теплую, зимнюю – одежду.

На улице часто метет – метель, и завывает – вьюга.

А когда стихнет ненастье, дети лепят  из снега – снеговиков.

Делают горки и катаются с них на – санках, и – лыжах.

А когда будет готов каток, дети катаются на – коньках.

В конце декабря  к детям приходит красивая – снегурочка, и добрый – дед мороз.

Они дарят всем новогодние - подарки.

11. Зайчик благодарит детей за помощь и дарит детям настольную игру «Зимние забавы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимний спортивный праздник на воздухе «Зимние забавы» для детей старшего возраста (оздоровительные прогулки)

Зимний спортивный праздник на воздухе «Зимние забавы» для детей старшего возраста (оздоровительные прогулки).Подготовила музыкальный руководитель МАДОУ «Детский са...

Зимний спортивный праздник "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный праздник "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста. Первая часть праздника проходит в помещении, а вторая на улице. Это мероприятие лучше проводить после Новогодних каникул. Д...

Консультация для родителей «Зимние игры и зимние забавы для детей раннего возраста».

Консультация для родителей «Зимние игры и зимние забавы для детей раннего возраста».Зимние игры, зимние забавы очень нравятся детям любого возраста, но для малышей это наиболее интересные ...

Сценарий зимнего физкультурно-спортивного праздника "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста и родителей

В непринужденной обстановке дети и взрослые вспоминают зимние игры и забавы на улице...

«Зимние игры и зимние забавы для детей раннего возраста».

laquo;Зимние игры и зимние забавы для детей раннего возраста»....