«Особенности интеграции детей с умственной отсталостью в ДОУ в рамках инклюзивного образования»
статья по коррекционной педагогике

Бондаренко Анна Юрьевна

В настоящее время одним из самых актуальных и неоднозначных вопросов в современной дошкольной педагогике является проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_umstvennaya_otstalost.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Особенности интеграции детей с умственной отсталостью в ДОУ в рамках инклюзивного образования» разработанная педагогами Сапежко А. В., Бондаренко А. Ю.

В настоящее время одним из самых актуальных и неоднозначных вопросов в современной дошкольной педагогике является проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образовательного учреждения. При реализации данной деятельности педагоги сталкиваются с определенными трудностями: это и профессиональная переподготовка кадров, и оснащенность ДОУ, соблюдение норм СанПин по наполняемости групп, наличие тьюторов и т.д. Однако в итоге педагогу необходимо овладеть такими профессиональными компетенциями, которые позволили бы ему оказать всю необходимую помощь и поддержку в развитии и становлении таких особых детей.

На наш взгляд, особый интерес для рассмотрения представляет категория детей с умственной отсталостью, так как в настоящее время участились случаи, когда такие особые дети попадают в массовую группу, а не в коррекционную.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга.

К умственно отсталым детям относят:

- детей с олигофренией  (возникает в результате органического поражения головного мозга в пренатальный период или первые 2 года жизни);

- детей с деменцией (нарушение познавательной деятельности после 2-3 лет в результате заболевания или травм головного мозга);

- умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями в центральной нервной системе (шизофрения, эпилепсия и тд.).

При умственной отсталости нарушение носит системный характер – нарушается познавательная деятельность, эмоционально-волевая, личностная и поведенческая сфера.

 Существуют разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта.

 Традиционно выделялось три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73).

В детские сады чаще всего поступают дети с легкой степенью умственной отсталости, по этой причине далее мы дадим более полную характеристику именно этой категории детей.

По этиопатогенезу состояния умственной отсталости разделяют на три основные группы (Г.Е. Сухарева):

1. состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями. К этой группе относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную микроцефалию, наследственные неврологические и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2. состояния, вызванные действием различных вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии). Сюда относят состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа, паратита, возбудители сифилиса и пр.), интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3. состояния, вызванные действием различных вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни. Выделяют умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с черепно-мозговыми травмами перенесенными в раннем детстве.

Причины явного роста распространенности умственной отсталости разнообразны: улучшение условий родовспоможения, работы служб охраны здоровья матери и ребенка, что обеспечивает лучшую выживаемость даже детей с тяжелыми пороками развития. Большое значение имеют также алкоголизация, наркотизация и курение будущих матерей, ухудшение экологической ситуации в стране, приводящее к возрастанию мутагенных факторов и вместе с тем к увеличению числа наследственных форм умственной отсталости. Среди умственно отсталых преобладают лица мужского пола.

В физиологическом развитии при легкой степени умственной отсталости наблюдаются негрубые нарушения в развитии (нарушение координации движений, равновесия, силы, ловкости, подвижности, амплитуды движений, скованность). Присутствует нарушение мелкой моторики. Речевые навыки приобретаются с задержкой.

Если говорить о психологических особенностях таких детей, то можно отметить, что при умственной отсталости наблюдается снижение уровня познавательной активности, интереса к окружающему миру, низкий уровень познавательной деятельности.

У детей с умственной отсталостью снижена критичность мышления, наблюдаются нарушения в восприятия (оно носит фрагментарный характер).

Наблюдаются нарушения внимания как произвольного, так и непроизвольного (непроизвольное внимание развито лучше). У таких детей нарушены все процессы памяти, однако в большей степени развита механическая память.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере: наблюдается эмоциональная неустойчивость, неустойчивость эмоциональных реакций, несформированность высших эмоций.

У детей с умственной отсталостью снижена потребность в общении, наблюдается пониженный интерес к окружающим людям. У таких детей затруднено овладение разными видами деятельности (продуктивной, конструктивной и тд.), характерно «соскальзывание» с цели, отсутствие мотивов деятельности. Иными словами деятельность носит формальный характер.  

Таким образом, для того, чтобы ребенок с умственной отсталостью смог успешно развиваться и постепенно вливаться с социум педагогу необходимо создать не только эмоционально благоприятную атмосферу в группе, но организовать учебную деятельность, а так же создать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы без ущерба для остальных детей полностью удовлетворить потребности ребенка.

Разные детские сады по-своему подходят к организации работы с особыми детьми, однако, все педагоги сходятся в одном – успеха не достичь без тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Кроме того следует так спланировать свою работу, чтобы организация коррекционно-педагогического процесса была направлена на своевременную коррекцию речевых, сенсорных, умственных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социальной   адаптации в условиях ДОУ.

Изначально следует организовать комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с целью его реабилитации, где подробно изучаются качественные особенности психологического развития ребенка, выявляется его «уровень обучаемости», а также определяется эффективность реализации индивидуальной программы.

После этого начинается работа по развитию компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка. Осуществляется работа по развитию и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, развитию речи, формированию ведущих видов деятельности.

Кроме этого должна осуществляться работа по сохранению здоровья ребенка, основанная на здоровьесберегающих технологиях.

Важным элементом в работе с умственно отсталыми детьми является развитие нравственных качеств личности, социально-приемлемого поведения в обществе.

Стоит отметить, что невозможно достичь положительных результатов в работе с умственно отсталыми детьми без взаимодействия с семьей воспитанника. Следует использовать как коллективные, так и индивидуальные формы общения с родителями, обеспечивать решение организационных вопросов, а так же осуществлять своевременное информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и социальными службами.  

Работа с умственно отсталыми детьми предполагает тесное взаимодействие педагогов со специалистами, в результате которого будет осуществляться медицинское воздействие, коррекционно-педагогическое воздействие, психолого-педагогическое и психофизическое воздействие.

Таким образом, участниками коррекционно-педагогического процесса могут являться: врач-педиатр, психиатр, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель, родители.

При условии совместной работы со специалистами и семьей, выполнении всех рекомендаций мы можем предположить, что при выпуске из ДОУ ребенок с умственной отсталостью может обладать такими характеристиками как:

1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.

2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.

3. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.

4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.

5. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.

Список литературы:

1. Наш ребенок - человек с умственной отсталостью [электронный ресурс]. – Режим доступа www.nevromed.ru, свободный.

2.  Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью) [электронный ресурс]. – Режим доступа deti.jofo.me/511093.html, свободный.

3. Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в   детском саду  [электронный ресурс]. – Режим доступа www.moi-detsad.ru/konsultac164.html, свободный.

4. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.

5. Рубинштейн С.Я. «Психология умственно отсталого школьника» Под ред. А.С. Синицина [электронный ресурс]. – Режим доступа www.psi-sintez.org, свободный.

6. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В.

7. Электронный учебник «Психиатрия и наркология» [электронный ресурс]. – Режим доступа spbmu.s-psy.ru, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Особенности формирования игровой деятельности умственно-отсталых детей "

Выявить и изучить особенности игровой деятельности умственно-отсталых детей. Усовершенствование руководства игрой умственно-отсталых детей....

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...

Выступление на семинаре на тему: «Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС»

Актуальной  проблемой современной  жизни  являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, экстремальные ситуации.  Правильное поведение нередко спа...

Метод нейрокоррекции и сенсорной интеграции в сопровождении детей с умственной отсталостью младшего и дошкольного возраста.

         Опираясь на опыт работы с данной категорией детей, можно утверждать, что традиционные  психолого-педагогические методы во многих случаях не позв...