Диагностика готовности ребенка к обучению в школе (Г. Вицлак, Н.И. Гуткина, Т.А. Нежнова)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кузьмина Юлия Викторовна

Диагностика психологической готовности дошкольников 5,5-7 лет к школьному обучению, определение уровня умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannaya_tehnologiya.docx87.57 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

«ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Авторы: Г. Вицлак, Н.И. Гуткина, Т.А. Нежнова

       Актуальность исследования: проблема готовности ребенка к школе имеет большую значимость. В современном мире быстро развивающихся технологий огромную роль играет образование, причем школьное образование будет являться базой (фундаментом) для всего последующего «обогащения знаниями».

Веяния западных тенденций заставляет пересмотреть систему образования, и многих детей отдают в школу с 6 лет. Однако ребенку, даже если он опережает сверстников в своем физическом развитии, будет очень тяжело обучаться, если не будет сформирована психологическая готовность к обучению в школе.

Отдав «неготового» ребенка в школу, можно встретится с массой проблем: ребенок не будет успевать, не будет понимать, это выльется в нежелание учиться и ходить в школу, что в конечном итоге может даже сломать жизнь человеку. А ведь этих проблем можно избежать, если, решив отдать шестилетнего ребенка в школу, провести с ним обследование и установить его степень готовности.

       Исследования психологов уже давно показали, что люди с низким уровнем интеллекта не могут достичь успеха в жизни, а низкий достаток и бедность в детские годы, которые и формируют соответствующую самооценку и мировоззрение ребенка, не позволяют в дальнейшем добиться в жизни каких-то заметных успехов. Другими словами, даже потенциально умный ребенок, выросший в нищете, скорее всего, всю жизнь так в бедности и проживет, а сын миллионера вероятнее всего будет уметь «делать деньги» не хуже, чем его отец уже потому, что он привыкает мыслить и чувствовать себя богачом, приобретает соответствующую широту взглядов на то, как нужно зарабатывать деньги. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первого же дня чувствовал себя успешным учеником, а не «плелся в хвосте» среди отстающих.

      Школа – это тот базис начальных знаний, который  позволяет приобрести столь необходимую для успешного продвижения в жизни эрудицию. И очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться.   В этом случае, такой ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех, в том числе и материальный. Но возможно это только тогда, когда ребенок будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда, а не превращается в «муку тяжкую».

Проблема исследования: психологическая не способность ребенка к школьному обучению.

Объект исследования: дети дошкольного возраста 5,5-7 лет.

        Предмет исследования: психологическая готовность ребенка к обучению в школе (интеллектуальная, волевая, мотивационная готовность)

        Цель: диагностика психологической готовности дошкольников 5,5-7 лет к школьному обучению, определение уровня умственного развития.

Цель  методической работы: описать работу по  диагностике готовности дошкольников 5,5-7 лет к школьному обучению.

Задачи:

  1. Организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;
  2. Выявить проблемы готовности, характерные для детей конкретной возрастной группы;
  3. Выявить достижения и проблемы каждого ребенка в аспекте готовности к школе.

4. Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;

5. Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам.

 Практическая значимость: в последние годы существенно изменились приоритеты начального образования — на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и  достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Важнейшей частью технологии является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.

        Методы исследования:  общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. В данной работе использовались такие элементы общенаучного метода как анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических знаний. Использование эмпирического метода заключалось в наблюдении, беседе, методы психодиагностического исследования. Тестирование с помощью комплекса тестовых методик:  тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака,  диагностирующий интеллектуальную готовность дошкольников 5,5-7 лет к школьному обучению; методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, определяющая мотивационную готовность; методика Н.И. Гуткиной «Домик», направленная на измерение уровня произвольного внимания, готовности руки к письму.

        Условия реализации: группа детей 5,5 – 7 лет в МДОУ.

Ожидаемые результаты: Своевременное выявление индивидуальных особенностей ребенка, проблемных зон в его развитии позволяют в дальнейшем провести целенаправленную коррекционно-развивающую работу. Вследствие чего, ребенок интеллектуально готов к школьному обучению, что предполагает приобретение определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях, достаточный уровень развития познавательных интересов - интереса к новому, к самому процессу познания, сформированность сенсорных эталонов, развиты по возрасту произвольность, речь,    Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Личностная готовность дошкольника к школьному обучению- формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать школьником. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфель, пеналы, ручки. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановки, желание приобретать новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки.

         Мотивационная готовность - соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов.

Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе предполагает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Этот компонент психологической готовности, предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возраста форм общения:

1. Вне ситуативно-личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибку.

2. Общение с детьми, специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей - коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия необходимо для общения с одноклассниками, помогают войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность - общие мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение установить и поддерживать взаимоотношения со сверстниками - формируется в совместной деятельности дошкольников.

Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе.

Формы организации работы: диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап — групповое либо подгрупповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах. Второй этап — индивидуальное обследование, в процессе которого педагог наблюдает за деятельностью одного ребёнка и фиксирует его устные ответы.

Ценность группового обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми. В то же время, нельзя ограничиваться только групповой работой, т.к. целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребёнок может растеряться в но вой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребёнку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов. В групповой форме осуществляется диагностика произвольного внимания с помощью методики Н.И. Гуткиной «Домик». Число детей в группе не должно превышать 10-12 человек. За каждым столом должен сидеть один ребёнок, для которого заранее подготовлены рабочие листы, простой карандаш. Дети приглашаются на диагностику без родителей. О том, что работа будет проводиться таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.

Рассаживая детей по местам, необходимо обратить особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит. Работа начинается с объяснения задания. Каждое задание даётся в точном соответствии с инструкцией. Инструкция

читается достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30минут (с учётом 3—5 минутной паузы).

Второй этап диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя оценку уровня умственного развития дошкольника с помощью методики Г. Вицлака «Способность к обучению в школе» и определение мотивационной готовности ребенка при помощиметодики Т.А. Нежновой «Беседа о школе».

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

1. После проведения 1 этапа педагогической диагностики проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятностную причину каждой ошибки.

2. Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не подсказывали, не комментировали ответы своего ребёнка, не делали ему замечаний.

3. Приглашая ребёнка в кабинет, психолог должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.

4. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребёнка не могли слышать другие дети.

5. Данные индивидуальной педагогической диагностики — результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребёнку помощи — необходимо сразу же заносить в протокол, бланк обследования.

6. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 25 минут.

В ходе обследования, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребёнка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения  достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) даётся несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно.

        Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас всё замечательно получается!»

Результативность диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе

 Важно, чтобы  ребенок пошел в школу уже подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями, соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать, что позволяет сделать данная технология. И затем, обнаружив где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься с ним именно в данном направлении.  Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые, и есть основная задача родителей, воспитателей и специалистов  детского сада.

        Эффективность своевременной диагностики психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет и последующей целенаправленной коррекционно-развивающей работы, можно проследить в следующих таблицах и графиках:

Тест Г. Вицлака « Способность к обучению в школе»

Уровень готовности к обучению в школе

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Начало 2018-2019уч.г.

42% (28 чел.)

36% (24 чел.)

22% (15 чел.)

Конец 2018-2019уч.г.

56% (37 чел.)

41% (27 чел.)

3% (2 чел.)

     

Методика Н.И. Гуткиной «Домик»

Уровень развития     произвольного внимания

Ниже среднего

       Средний

  Высокий

Начало 2018-2019уч.г.

30% (20 чел.)

46% (31 чел.)

24% (16 чел.)

Конец 2018-2019уч.г.

3% (2 чел.)

68% (45 чел.)

29% (19 чел.)

Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»

Уч.г.

Игровой мотив

Оценочный

мотив

Внешний учебный (позиционный) мотив

Учебный мотив

Начало года

34        % (23 чел.)

36% (24 чел.)

21% (14 чел.)

9% (6 чел.)

Конец года

3% (2 чел.)

20% (13 чел.)

45% (30 чел.)

32% (21 чел.)

Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет с помощью данной технологии проводится два раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года.

Заключение

          В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений практической психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

        Интеллектуальная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи). Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками опосредованного запоминания. Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению - способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения в знакомом материале и сформированность наглядно-образного мышления до уровня, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.

Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы так же важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Мотивационная готовность подразумевает соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов. Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной  стремления детей к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

Таким образом, в данной работе проведен анализ психолого-педагогической литературы, выделена структура готовности к школьному обучению, подробно изучены показатели интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к школе, а также подобраны методики обследования детей, направленные на диагностику уровня развития познавательной сферы и личностных качеств школьной зрелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности к обучению в школе

Будет интересно родителям будущих первоклассников, воспитателям, педагогам-психологам ДОУ...

Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака

Диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Основные идеи при разработке диагностического модуля:1. В контексте готовности ребенка к школе на первое место выходит сформированность предпосылок учебной деятельности, о наличии которых говорят пара...

Первичная диагностика готовности к обучению в школе.

Бланк диагностики воспитанников подготовительной группы (сентябрь)....

Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года...

Результаты диагностики готовности к обучению в школе воспитанников подготовительной группы ДОУ

Результаты представлены в виде сводного отчета и аналитических справок об обследовании по годам....