Эмоциональное благополучие в среде сверстников
консультация по коррекционной педагогике
Эмоциональное благополучие в среде сверстников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie_detey_s_ovz.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Зонова Екатерина Георгиевна,
педагог-психолог,
МАДОУ ЦРР – детский сад
городской округ Красноуфимск
Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ в среде сверстников
Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность образования детей с ОВЗ, обеспечение их социализации. Проблема эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ в среде сверстников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому.
Современная технократизация нашей жизни приводит к уменьшению коммуникативной практики и как следствие недоразвитие у детей с ОВЗ навыков диалогической и монологической речи. Всеобщая компьютеризация и визуализация высвобождает больше времени для взрослых и вырабатывает односложные алгоритмы поведения у детей. Общение с компьютером, приставкой и телевизором воспитывает в ребенке потребительский стереотип общения, формирует пассивную позицию: «смешите, развлекайте, удивляйте, веселите меня». Общение с техникой не требует речевого сопровождения, нуждается в минимуме вариантов разрешения ситуации, при этом не требует эмоциональности, умения договорится…[2]
Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстнику не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнять, а потому, что они не ориентируются на своих сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. В таких случаях требуется особая психолого-педагогическая работа, чтобы переориентировать ребенка, привлечь его внимание к тому, что происходит с его товарищем, вызвать сочувствие к нему, сопереживание и вместе с тем побудить выполнять определенные обязанности [1]. Для того, чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, необходимо найти подкрепление в собственном практическом опыте, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника с ОВЗ в содержательную совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Эта деятельность позволяет ему пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных правил для достижения важных и интересных целей, получить опыт поддержания психоэмоционального и психомоторного благополучия ребенка в среде сверстников [3].
Таким образом, основной стратегией развития у детей с ОВЗ эмоционального благополучия, формирования доброжелательного отношения друг к другу становится не рефлексия своих переживаний и не усиление или ослабление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития интереса и внимания к другому, чувство общности и сопричастности с ним. В соответствии с данными положениями была разработана программа, которая представляет собой систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на достижение детьми дошкольного возраста эмоционального благополучия в среде сверстников.
Содержание коррекционно-развивающего блока при работе с детьми ОВЗ в данном направлении включает следующие составляющие:
- Формирование социального доверия, позитивного настроя на сверстника.
- Развитие способности к сопереживанию, сочувствию, умению адекватно оценивать свое эмоциональное состояние.
- Развитие уверенность в себе, самостоятельности.
- Развитие волевой регуляции поведения и эмоционального состояния.
- Развитие умения применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.
Коррекционно-развивающая работа осуществлялась с помощью игровых, арт-терапевтических методов, тренинговых упражнений, бесед, изготовления коллажей, мини-представлений с использованием кукол, танцевальных этюдов, театрализации, творческих мастерских.
В рамках реализации данной программы перед нами стояла следующая исследовательская цель: проследить динамику развития эмоционального благополучия детей с ОВЗ в среде сверстников.
Были получены следующие результаты:
- Повышение уровня развития произвольности и регуляторных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Что подтверждают данные, полученные в результате использования таких диагностических методов как субтест «Шифровка» Векслера, метод наблюдения за ребенком, анкетирование педагогов, родителей в начале и в конце проведения блока программы.
- Положительная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей (Рисуночный тест «Эмоции», Тест «Тревожность», оценка родителями и педагогами эмоциональных проявлений детей - беседа).
- Развитие коммуникативных способностей, рост коммуникативной успешности детей (Социометрическое исследование «Метод вербальных выборов» (Е. Смирнова, В. Холмогорова), тест эмоционального отношения к группе сверстников А.М. Эткинда).
Данные диагностики свидетельствуют о положительной динамике исследуемых показателей, а следовательно, об эффективности программы, направленной на достижение детьми эмоционального благополучия дошкольников в среде сверстников.
Информационные источники.
1. Захаров А. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 2009.
2. Смирнова Е., Холмогорова В. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2005.
3. Стребелева Е.А., Мишиной Г.А., Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Книга для педагогов. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Очень часто, мы - взрослые уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей, забывая о том, что существует еще и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие включает в себя: эмоции...
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ....
Презентация: "Эмоциональное благополучие ребенка в группе, во взаимодействии со сверстниками"
Эмоционально воспитание - важнейшая часть формирования и воспитания личности. Данный процесс позволит детям влиться в общество и познать его процессы....
Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками.
Вступление на педагогическом совете....
Эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии со сверстниками
Эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии со сверстниками....
Обобщение опыта воспитателя на тему Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками
Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова и др. Ученые связывают необходимость...
Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками"
Презентация может использоваться как сообщение для педсовета на тему:"Социально-личностное развитие дошкольников"...
- Мне нравится (1)