Эмоциональное благополучие в среде сверстников
консультация по коррекционной педагогике

Зонова Екатерина Георгиевна

Эмоциональное благополучие в среде сверстников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_detey_s_ovz.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Зонова Екатерина Георгиевна,

педагог-психолог,

МАДОУ ЦРР – детский сад

городской округ Красноуфимск

Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ в среде сверстников

Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность образования детей с ОВЗ, обеспечение их социализации. Проблема эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ в среде сверстников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому.  

Современная технократизация нашей жизни приводит к уменьшению коммуникативной практики и как следствие недоразвитие у детей с ОВЗ навыков диалогической и монологической речи. Всеобщая компьютеризация и визуализация высвобождает больше времени для взрослых и вырабатывает односложные алгоритмы поведения у детей. Общение с компьютером, приставкой и телевизором воспитывает в ребенке потребительский стереотип общения, формирует пассивную позицию: «смешите, развлекайте, удивляйте, веселите меня». Общение с техникой не требует речевого сопровождения, нуждается в  минимуме  вариантов  разрешения ситуации,  при этом не требует эмоциональности, умения договорится…[2]

 Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстнику не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнять, а потому, что они не ориентируются на своих сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. В таких случаях требуется особая психолого-педагогическая работа, чтобы переориентировать ребенка, привлечь его внимание к тому, что происходит с его товарищем, вызвать сочувствие к нему, сопереживание и вместе с тем побудить выполнять определенные обязанности [1].  Для того, чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, необходимо найти подкрепление в собственном практическом опыте, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника с ОВЗ в содержательную совместную деятельность  со сверстниками и взрослыми. Эта деятельность позволяет ему пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных правил для достижения важных и интересных целей, получить опыт поддержания психоэмоционального и психомоторного благополучия ребенка в среде сверстников [3].

Таким образом, основной стратегией развития у детей с ОВЗ  эмоционального благополучия, формирования доброжелательного отношения друг к другу становится не рефлексия своих переживаний и не усиление или ослабление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития интереса и внимания к другому, чувство общности и сопричастности с ним. В соответствии с данными положениями была разработана программа, которая представляет собой систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на достижение детьми дошкольного возраста эмоционального благополучия в среде сверстников.

Содержание коррекционно-развивающего блока при работе с детьми ОВЗ в данном направлении включает следующие составляющие:

  • Формирование социального доверия, позитивного настроя на сверстника.
  • Развитие способности к сопереживанию, сочувствию, умению адекватно оценивать свое эмоциональное состояние.
  • Развитие уверенность в себе, самостоятельности.
  • Развитие волевой регуляции поведения и эмоционального состояния.
  • Развитие умения применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась с помощью игровых, арт-терапевтических методов, тренинговых упражнений, бесед, изготовления коллажей, мини-представлений с использованием кукол, танцевальных этюдов, театрализации, творческих мастерских.

В рамках реализации данной программы перед нами стояла следующая исследовательская цель: проследить динамику развития эмоционального благополучия детей с ОВЗ в среде сверстников.

Были получены следующие результаты:

  • Повышение уровня развития  произвольности и регуляторных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Что подтверждают данные, полученные в результате использования таких диагностических методов как субтест «Шифровка» Векслера, метод наблюдения за ребенком, анкетирование педагогов, родителей в начале и в конце проведения  блока программы.  
  • Положительная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей (Рисуночный тест «Эмоции», Тест «Тревожность», оценка родителями и педагогами эмоциональных проявлений детей - беседа).
  • Развитие коммуникативных способностей, рост коммуникативной успешности детей (Социометрическое исследование «Метод вербальных выборов» (Е. Смирнова, В. Холмогорова), тест эмоционального отношения к группе сверстников А.М. Эткинда).

Данные диагностики свидетельствуют о положительной динамике исследуемых показателей, а следовательно, об эффективности программы, направленной на достижение детьми эмоционального благополучия дошкольников в среде сверстников.

        

Информационные источники.

1. Захаров А. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 2009.

2. Смирнова Е., Холмогорова В. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2005.

3. Стребелева Е.А., Мишиной Г.А., Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Книга для педагогов. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.

Очень часто, мы - взрослые уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей, забывая о том, что существует еще и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие включает в себя: эмоции...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ....

Презентация: "Эмоциональное благополучие ребенка в группе, во взаимодействии со сверстниками"

Эмоционально воспитание - важнейшая часть формирования и воспитания личности. Данный процесс позволит детям влиться в общество и познать его процессы....

Эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии со сверстниками

Эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии со сверстниками....

Обобщение опыта воспитателя на тему Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками

Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова и др. Ученые связывают необходимость...

Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками"

Презентация может использоваться как сообщение для педсовета на тему:"Социально-личностное развитие дошкольников"...