Методическая разработка "Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Афанасьева Далила Леонидовна

Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:

Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой детей родителями, когда близкие все делают за них, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики.

Конституционная. Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников ребенка. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких детей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность.

Церебрально-органическая. Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции. У малышей присутствует ММД — минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие дети не эмоциональны и отличаются бедностью воображения.

Психогенная. Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_zpr.pptx707.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Слайд 2

Что такое ЗПР? Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции, а именно: память, внимание, мышление и эмоционально-волевая сфера, отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного этапа развития. Причины: - неблaгоприятное течение беременности; - болезни матери: краснуха, грипп; - соматические хронические заболевания; - токсикоз, особенно 2 половина; - травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родоспоможения ; - асфиксия, гипоксия; - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.

Слайд 3

Задержка психического развития у детей делится на 4 вида: Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой детей родителями, когда близкие все делают за них, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики. Конституционная . Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников ребенка. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких детей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность. Церебрально-органическая . Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции . У малышей присутствует ММД — минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие дети не эмоциональны и отличаются бедностью воображения. Психогенная . Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.

Слайд 4

ЗПР Признаки Особенности С цереброастеническим характером Трудность в запоминании, снижение памяти, быстрая утомляемость. Отставание в речевом развитии, проблемы с чтением, письмом. При психофизическом отставании Неуклюжесть движений, нарушение координации, отставание в развитии на 2-3 года. Эмоциональная неустойчивость, преобладание игровой формы в обучении, склонность к конфликтным ситуациям. С невропатическим синдромом Плаксивость, невротические припадки, беспокойство, нарушение сна. Трудности в усвоении знаний, конфликты со сверстниками и преподавателями. С психопатоподобным синдромом Гиперактивность или пассивность, проблемы с моторикой. Плохое чтение, затруднение с письмом и счетом. При ДЦП Нарушение моторики, неврозоподобные состояния. Отсутствие желания учиться, бестактность, назойливость, замедленное мышление. С недоразвитостью речи Сложность в общении. Трудности в обучении. При тяжелых нарушениях слуха и зрения Проблемы с общением и восприятием. Замкнутость, скованность, эгоистичность. При соматических болезнях Хронический синдром усталости. Плаксивость, медленное мышление. Семейной запущенности Ограниченное представление о внешнем мире. Сложность в обучении, зажатость, страх перед выступлением на публике. Прочая классификация ЗПР Задержку психического развития широко классифицирует Ю.Г. Демьянова, она рассматривает все виды нарушений, при которых снижается интеллект. Классификация ЗПР Демьянова Ю.Г.

Слайд 5

Ребенок с ЗПР: Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности. Не способен усвоить весь объем работ/материала. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением. Испытывает сложности в общении с другими детьми. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры. С трудом организовывает свою деятельность. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы. Важно : Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь. Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.

Слайд 6

Коррекция Коррекция задержки психического развития у детей должна начинаться с дошкольного возраста и требует длительного времени и усилий детских неврологов, педиатров, дефектологов, логопедов, детских психологов и психиатров , воспитателей, а также родителей и близких ребенка. Основными принципами обучения применение метода наглядности; дозированность выдачи учебного материала; многократные повторения; применение технологий, направленных на сбережение и охрану здоровья; частая смена деятельности. На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на опыт интегративного образования, который сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу, специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.

Слайд 7

Основные правила работы с детьми с ЗПР для воспитателя Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания. Многократно повторять материала на занятиях. Создавать ситуации успеха , поощрять за малейшие дела. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Слайд 8

Используемые интернет-ресурсы: http://pedsovet.su/dou/5910_deti_zpr_v_detsadu https://psypedprofi.ru/zpr-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html https://ustamivrachey.ru/psihologiya/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития".

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (или как часто можно встретить сокращение ЗПР) – это нарушение темпов развития, когда одна или несколько из высших психических функций (внимание, память, мышление,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

. Проблема сохранения здоровья детей остается важной во все времена, особенно она, является актуальной в отношении детей с ОВЗ. Здоровье сберегающие   технологии взаимосвязаны и перекликаютс...

Коррекционная-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье раскрывается проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, формы и методы коррекционного воздействия, а также принцыпы воспитания и обучения детей с проблемами в развитии....

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.

В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....