Развитие речи и познавательных процессов детей с ЗПР в коррекционных дошкольных учреждениях
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Плахова Елена Ивановна

   Трудно представить себе мир, лишённый информации. Слова, жесты, знаки — это всё информация. Существуя в виде текстов, рисунков и фотографий, запахов и вкусовых ощущений, она окружает нас повсюду. Овладение информацией, дальнейшее применение полученных знаний детьми на практике — это большой труд как для самих воспитанников, так и для педагогов дошкольных учреждений, которые учат умению слушать, запоминать, наблюдать, рассуждать, работать с карандашом и бумагой, то есть развивают взаимосвязанные между собой познавательные процессы, составляющие единую интеллектуальную систему, которой управляет головной мозг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_st.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Е. И. Плахова  

                                                                                                       учитель-дефектолог

                                                                       высшей квалификационной категории.

                                                                        ГБДОУ д/c № 33 Приморского района

                                                                                                         Санкт- Петербурга.

        

Учимся, играя

                                Развитие речи и познавательных процессов

                                         детей с  ЗПР в коррекционных

                                            дошкольных учреждениях

   Трудно представить себе мир, лишённый информации. Слова, жесты, знаки — это всё информация. Существуя в виде текстов, рисунков и фотографий, запахов и вкусовых ощущений, она окружает нас повсюду. Овладение информацией, дальнейшее применение полученных знаний детьми на практике — это большой труд как для самих воспитанников, так и для педагогов дошкольных учреждений, которые учат умению слушать, запоминать, наблюдать, рассуждать, работать с карандашом и бумагой, то есть развивают взаимосвязанные между собой познавательные процессы, составляющие единую интеллектуальную систему, которой управляет головной мозг.

Однако структуры мозга нормально развиваются только в условиях сенсорной стимуляции. При недостаточной стимуляции возникает их дисфункция, общим симптомом которой является неспособность ребёнка поддерживать необходимое состояние внимания, а также сложность концентрации внимания на определённой задаче. Это особенно заметно при восприятии речи, несущей огромное количество слуховой информации, которую не может переработать нервная система и проявляется в рассеянности, повышенной активности,импульсивности, негативном поведении детей, имеющим скрытую причину. Ребёнок кажется неорганизованным, не целеустремлённым, вспыльчивым и плаксивым из-за пустяка. Он не в состоянии исследовать окружающий мир, полноценно играть. Ему трудно успокаиваться после физических игр. Увидеть, оценить и понять это состояние — задача педагога.

  Общение педагога с детьми на занятиях в основном происходит на вербальном уровне. Правильное понимание ребёнком словесной инструкции, умение вступить в диалог и поддержать его - начало правильного выполнения поставленной задачи. Недостаточный объём внимания у детей, слабая его концентрация ведёт к тому, что наши воспитанники часто не дослушивают до конца объяснение или даже не готовы его услышать. Работу начинают выполнять поспешно, небрежно, чаще всего неверно. Создаётся впечатление, что ребёнок не может справиться с задачей самостоятельно. Педагог возвращается к начатому, оказывает помощь, работа из самостоятельной превращается в совместную. Тогда как, прослушав внимательно объяснение, малыш многое может сделать сам. Во избежании заблуждения нужно убедиться в готовности ребёнка слушать взрослого.  Восприятие нескольких заданий единовременно сложно для наших детей. Поэтому инструкции  должны даваться поочерёдно, короткими фразами, глядя в лица ребят. Проконтролировать правильность понимания инструкций поможет игра «Поручение». После окончания игры нужно обратить внимание детей на результат.

  Наличие внимания-одно из основных условий получения ребёнком знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения в школе, так как внимание-психический процесс, позволяющий сконцентрировать сознание на тех или иных реальных или идеальных объектах. Поскольку все психические процессы взаимосвязаны, то ,развивая  внимание, мы  оказываем влияние и на развитие других психических процессов, то есть развиваем личность в целом. Развитие личности ребёнка -цель  учителя  -дефектолога.

   Успешному развитию личности способствует игра. Она является ведущей деятельностью дошкольника. Благодаря игре, по словам доктора психологических наук А. Леонтьева, происходят главнейшие изменения в психике, формируются  психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей стадии его развития.

   В младшем дошкольном возрасте произвольное внимание детей весьма кратковременное. Привлечь его можно яркими деталями, движением, звуками. Увеличению объёма внимания на раннем этапе работы помогают различные наборы звучащих игрушек и такие игры с ними, как: «Угадай, на чём играю», « Откуда звук?», «Послушаем тишину», «Угадай, чей голос». Изменение места нахождения звука формирует ещё и умение ориентироваться в пространстве . С увлечением дети играют с кубиками, занятия с которыми способствуют и развитию моторных функций. Варианты игры «Будь внимательным» подразумевают нахождение разных и одинаковых по цвету и величине предметов, выкладывание их в заданной последовательности по словесной инструкции и образцу. Составление узоров из кубиков Никитина или конструирование, где все могут проявить свою фантазию в создании построек, а затем сравнить их, стимулирует мыслительную и речевую активность играющих.

   Игра на внимание «Кто в чём одет» не требует дополнительного оснащения. Просто каждый смотрит на своего партнёра, потом, отвернувшись, описывает его костюм.

  Часто слышу от детей вопрос о том, будем ли мы сегодня рисовать. Конечно! А вот что и сколько зависит от цели занятий и возможности каждого. Рисование, штриховка, закрашивание способствуют правильному ориентированию на листе бумаги, закрепляют понятия -слева-справа, внизу-вверху, посередине.

  Ориентирование на листе бумаги и плоскости вызывает затруднение довольно продолжительное время. Учимся ориентированию с помощью небольших индивидуальных полосок из ковролина и кружков разного цвета на липучках. Сначала нужно научиться располагать кружки по образцу педагога (левый-правый, верхний-нижний углы, середина), а потом эту задачу выполнять по словесной инструкции. После выполнения упражнения необходимо объяснить свои действия.

Много вариантов имеет игра «Муха», один из которых - передвижение «мухи» по картону, расчерченному на клетки, под диктовку педагога -

(1 клетка влево, вправо, вверх, вниз). В клетках могут быть написаны цифры, буквы или просто наклеены картинки. При остановке игры «муха» должна находиться у всех в одинаковых клетках.

  Вызывает интерес и привлекает внимание пособие  А. Зарин «Волшебные рисунки». Разнообразие рисунков различной сложности позволяет индивидуализировать работу. Вопросы «Что это?», «На что похоже?» стимулируют развитие воображения детей, расширяют представления об окружающем мире. Ответы на них обогащают словарный запас, а копирование рисунков помогает овладевать графомоторными навыками.

  Концентрации внимания способствует «прохождение»  всевозможных лабиринтов, нахождение на картинках «спрятанных» изображений.

  Формируют целостное восприятие, учат сравнивать два или несколько   предметов игры: «Кого или что ты  видишь на «зашумлённом фоне», «Найди отличия», «Подбери узор», «Сложи картинку из фрагментов».  «Покажи одинаковые предметы», «Соотнеси картинку с её теневым и контурным изображением». А задания понаблюдать за чем-либо в группе или на улице с  последующим составлением рассказа об увиденном,  учат стройности в изложении событий, эмоционально окрашивают речь, тренируют память, расширяют кругозор, словарный запас,увеличивают объём внимания.

  Игры:«Что стояло на столе?», «Какой игрушки не стало?», «Что изменилось?» развивают мышление, наблюдательность, умение делать выводы, обобщать и классифицировать понятия.  

   На занятиях много внимания уделяю дидактическим играм. В игре, которую мы назвали «Заплатка», нужно подобрать правильно по цвету, форме и размеру «заплатку», подходящую к основному изображению.  ( Игра «Рукавичка» требует внимания в подборе одинаковых по расцветке и орнаменту рукавичек, носочков, шарфиков и шапочек. А игру «4-й — лишний» провожу как с помощью наглядности, так и на слух. Имея множество вариантов, она может нести определённую лексическую нагрузку.

  С удовольствием дети выполняют задание, где нужно найти и показать одновременно сразу на двух карточках расположенных по разному два одинаковых предмета, причём на второй карточке предметов больше за счет введения  дополнительных  изображений.

   Не менее полезными и интересными для развития внимания являются «слуховые диктанты», когда ребёнок под диктовку взрослого рисует различные изображения на листе бумаги с определённой точки, используя клеточки (2кл. вправо,3кл. вниз....). Сначала только простые завершенные изображения, а затем диктуется только начало в строке. Ребёнок должен сам закончить узор, уловив закономерность.

Эта работа проводится сначала на тетрадных листках в крупную клетку, а затем, по мере совершенствования навыков владения карандашом,  - в мелкую. Разновидностью такого диктанта может быть рисование детьми многоэтажных домиков (от линии в нижней части  листка вверх обводится карандашом заданное количество клеток-этажей) с последующим раскрашиванием указанного «этажа» определённым цветом. Важным моментом здесь является  фронтальная проверка выполнения работы. При объяснении своих действия, ребенок учится контролировать себя, распределять внимание, приобретает навыки ориентирования на листе бумаги.

  Что касается развития зрительного внимания, то со старшими детьми, когда  уже есть определённый багаж знаний, провожу следующую игру: кратковременно демонстрирую поочерёдно карточки с изображением одинаковых  геометрических фигур одного цвета. На каждой карточке разное количество фигур. После каждой демонстрации названный участник игры отвечает сколько каких фигур, какого цвета он увидел и запомнил. При владении счётом в пределе десяти можно дать задание накрыть карточки с изображением разного количества предметов соответствующей цифрой.

  Интерес вызывает игра «Назови, что здесь нарисовано». После рассматривания и названия изображенных на карточках предметов,  карточки переворачиваются обратной  стороной вверх и кладутся в том же порядке, а участники игры называют запомнившиеся картинки.

Развивать внимание можно и на невербальном уровне. В этом случае часто мной используются «сигнальные карточки».

  Умение концентрировать и удерживать внимание необходимо при выкладывании целого из частей по образцу и без него, дорисовывании недостающих деталей.  Выполнение такого задания формирует представление о предмете, развивает воображение.

Если в раннем возрасте поддерживать и развивать творчество и фантазию малыша, то его воображение может хорошо работать впоследствии. В данном случае необходим индивидуальный подход. Каждый ребёнок должен  получить задание по своим возможностям, справиться с  ним самостоятельно или с незначительной  помощью, завершить порученное и увидеть плоды своего творчества, иначе теряется интерес к данной деятельности, и, как следствие, уходит внимание.

Для развития воображения дошкольников существует много разных игр.

Играя в них можно понять и почувствовать, чем живёт ребёнок, что его тревожит, каковы его взаимоотношения с окружающим миром.  В одном из вариантов игры используются стихи.

Виктор Лунин    «Когда я взрослым стану»

Когда я взрослым стану, я всё позволю сыну:

Руками есть сметану и прыгать мне на спину.

 …..................................

 Крутить в часах пружину, пить воду из-под крана …

 Я всё позволю сыну, когда я взрослым стану.

задание: если бы ты стал взрослым, что бы ты разрешил детям, а что

                бы не разрешил? Объясни почему.

Валентина Кудрявцева     «Волшебник»

Хочу волшебником я стать, чтоб всё на свете смочь.

Я о волшебниках мечтать могу и день и ночь.

                             …............     …........

 Но о мечте своей молчу — кто сможет мне помочь?!

 Лишь сам себе я помогу: что захочу — я всё смогу!

задание: если бы ты был волшебником, что бы ты сделал? Нарисуй свои

               желания. Расскажи о них друзьям.

Виктор Лунин   «О чём грустят кораблики?»

О чём грустят кораблики от суши вдалеке?

 Грустят, грустят кораблики о мели на реке,

 Где можно на минуточку присесть и отдохнуть,

 И где совсем ни чуточки не страшно утонуть.

задание:  как ты думаешь, о чём может грустить Кукла, Книга , Человек?                        

  В картах обследования детей есть графа «умение определять левую и правую руку на себе и другом человеке». Так вот в этой графе долго многим детям пишу «путает». Это связано не только с нарушением внимания, но и с их индивидуальными особенностями.

Помогают разобраться в данном вопросе «браслетики».

Их перед началом занятий надеваем на левую руку. За стол садимся напротив друг друга, руки кладём на стол. Я произвожу движения каждой рукой поочерёдно. Дети должны повторить их правильно той же рукой (ладонь-в кулак, на ребро, …). На доске-ковролине в левом верхнем углу крепится отметка того же цвета, что и «браслетик». Эта отметка является своеобразным ориентиром при выполнении работ на доске. От этой отметки выкладывается числовой ряд, последовательно располагаются геометрические фигуры, рисунки и др.

  В коррекционных группах всё чаще встречаются так называемые «леворукие» дети. Причиной леворукости, по мнению учёных, является не только генетическая предрасположенность, но и высокий уровень гормона тестостерона в крови матери во время беременности. Леворукость также зависит от повреждения мозга во время родов. Имеются предположения о связи между левшеством и дислексией, заиканием и другими нарушениями речи и поведения.

Истинно леворуких людей около 26%. Возникает вопрос: почему так велико число людей, которые пользуются преимущественно левой рукой для письма, еды и других сложных двигательных навыков? Ответ заключается в том, что родовые травмы и гипоксия во время беременности и родов чаще всего поражают шейный отдел спинного мозга, а это приводит к сигментарной недостаточности. Очень часто у новорождённых детей больше поражена какая-то одна сторона шейного отдела. При этом рука на стороне поражения более слабая, и ребёнок предпочитает использовать при движениях более сильную руку. Однако с настоящим «левшеством» такая леворукость не имеет ничего общего.

Ребёнка надо лечить и тренировать обе руки, причём больше правую.

Для тренировки предлагаю следующие упражнения:

1.поочерёдные однотипные движения левой и правой рукой по

   подражанию и словесной инструкции;

2.выполнение движений кистями и пальцами рук  по подражанию.

   Соотнесение движений с речевым сопровождением.

 Пример:  

 "Пирог"

 Падал снег на порог.

 (дети медленно опускаю ладони на стол).

 Кот слепил себе пирог.

 (прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.)

 А пока лепил и пёк,

 Ручейком пирог утёк.

 (бегут пальчиками обеих рук по столу.)

 Пирожки себе пеки

 Не из снега — из муки.

 (опять показывают, как пекут пирог.)

3.развитие навыков самообслуживания (застегни, расстегни, зашнуруй);

4.игры с мячом «поймай мяч», «попади в цель» (левой, правой);

5.сматывание ниток или верёвочек в клубок;

6.обводка и штриховка плоскостных фигур в различных направлениях;

7.работа с бумагой, ножницами, пластилином;

Пластилин даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребёнка. Во время работы можно слушать сказки.

Кусочки пластилина катает наша Зина:

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

Из пластилина овощи, из пластилина фрукты.

Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.

Пластилиновая чашка, пластилиновое блюдце.

Хорошо играть мне с ними, ведь они не разобьются.

   И ещё: в группах присутствуют гиперактивные дети.

Они сразу обращают на себя внимание педагогов.

У детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми.

В психическом развитии они отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно.

Во время занятий переключаемость с одной деятельности на другую у таких детей происходит непроизвольно. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются. Память у таких детей может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются пробелы в усвоенном материале. Расстройства кратковременной памяти могут обнаруживаться в уменьшении объёма запоминания, повышенной тормозимости посторонними раздражителями, медленном запоминании.

Заинтересованность игрой у них быстро проходит. Во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами.

  Работа с детьми с СДВГ проводится в небольших подгруппах и предполагает систематическую вариативность наглядности, разнообразие форм и дозированный объём преподнесения материала.

Больше времени отводится на закрепление и повторение.

 В дошкольных учреждениях часто используются технические средства.

Применение технических средств современного уровня дают возможность педагогу широко использовать различную информацию, частично или полностью заменять её в достаточно короткие сроки, что помогает поддерживать интерес детей к предлагаемой для знакомства теме.

  Обучение чтению и письму в группе ЗПР не является первоочередной задачей педагогов. Однако родители наших детей заинтересованы в   том, чтобы ребёнок владел элементарными знаниями в этой области в подготовительной к школе группе. Здесь мне помогают рабочие тетради О.И. Крупенчук. Предлагаемые в них задания знакомят с азами грамоты, предупреждают  появление ошибок при чтении и письме, развивают мелкую моторику, наблюдательность и, конечно, внимание.

  В течение учебного года я систематически провожу консультации и совместные с детьми тренинги для родителей, где родители могут увидеть достижения своих детей на каждом этапе развития, даю рекомендации по проведению занятий дома для закрепления полученных знаний. В свою очередь родители делятся своими наблюдениями в беседах и  в «дневниках достижений» ребёнка.

Для того, чтобы проверить результативность своей работы мной составлена таблица психолого-педагогических профилей оценки состояния внимания, эмоциональной и поведенческой сферы у детей.

В обследовании принимали участие 14 детей. Наблюдения велись в течение учебного года.

Критерии оценки:

  1. Отвлекается ли ребёнок при выполнении задания на посторонние стимулы?
  2. Отвлекается ли при отсутствии контроля со стороны взрослых?
  3. Всегда ли слышит , что ему говорят?
  4. Бросает ли одно начатое дело, переключаясь на другое?
  5. Правильно ли понимает словесную инструкцию?
  6. Начинает ли отвечать на вопросы, не дослушав вопрос до конца?
  7. Перебивает ли других и вторгается ли в чужие игры?

Условные обозначения:   +   да;   -   нет;   «   не всегда;

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

На начало

работы

+ 5

- 5

« 4

+ 7

- 3

« 4

+ 6

- 5

« 3

+ 4

- 5

« 4

+ 7

- 4

« 3

+ 4

- 6

« 4

+ 4

- 6

« 4

В результа-

те работы

+ 4

- 7

« 3

+ 5

- 6

« 3

+ 8

- 4

« 2

+ 3

- 7

« 4

+ 8

- 3

« 3

+ 3

- 7

« 4

+ 3

- 8

« 2

   Анализируя информацию родителей и свою деятельность могу сделать вывод, что систематическая  работа по коррекции внимания детей даёт положительные результаты, готовит к снижению трудностей в школьном обучении на начальном этапе и способствует формированию положительной мотивации в учёбе.

Литература:

    1.О.И. Политика «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».

       С-Пб «Речь» 2005г.

    2.О.И. Ефимов «Школьные проблемы глазами врача».

       С-Пб.-М. «Диля» 2007г.

     3.Е.И. Николаева «Леворукий ребёнок».

        С-Пб., «Детство-пресс»,  2005г

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.Речь – наиболее совершенное, ёмкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружаю...

Развитие речи и познавательных способностей детей

Материал для организации работы по развитию речи...

Основные направления развития речи и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

В статье описаны  приоритетные технологии речевого развития дошкольника...

«Использование камушков МАРБЛС в работе над развитием мелкой моторики, развитием речи и познавательных способностей детей»

Дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для развития речи детей. Развитие речи это длительный и сложный, но необходимый процесс, ведь речевое развитие это отдельная область в ФГОС. Это ...

Задание направленно на развитие речи и познавательных процессов . Пересказ – один из важнейших навыков обучения.

Пересказ – один из важнейших навыков обучения.Пересказывать дети начинают задолго до того, как сами учатся читать. Когда вы читаете ребенку сказки, задавайте по ходу чтения самые простые вопросы...

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию речи и познавательных процессов с детьми подготовительной группы «Путешествие в песочную страну».

Цель – развитие памяти, внимания, мышления, речи.Задачи:1) активизировать словарь антонимов;2) развивать фонематический слух;3) формировать навыки звукового и слогового анализа;4) развивать...