Арт-педагогические технологии в развитии коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Есакова Елена Евгеньевна

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным в речевом, коммуникативном развитии, для развития которых необходимо использовать инновационные методы развития. В статье доказывается, что наиболее эффективной в коммуникативном развитии детей дошкольного возраста являются арт-педагогические технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Арт-педагогические технологии в развитии коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Елена Евгеньевна Есакова

Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным в речевом, коммуникативном развитии, для развития которых необходимо использовать инновационные методы развития. В статье доказывается, что наиболее эффективной в коммуникативном развитии детей дошкольного возраста являются арт-педагогические технологии.

Ключевые слова: арт-педагогические технологии, дети дошкольного возраста, коммуникативная компетентность.

Art-pedagogical technologies in the development of communicative competence of preschool children

E. Esakova

Voronezh state pedagogical University

Annotation. The article is devoted to the problem of development of communicative competence of preschool children. The relevance of the chosen topic is due to the fact that preschool age is sensitive in speech, communicative development, for the development of which it is necessary to use innovative methods of development. The article proves that the most effective in the communicative development of preschool children are art-pedagogical technologies.

Key words: art-pedagogical technologies, preschool children, communicative competence.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) обеспечивает гармоничное и последовательное развитие личности, способствует развитию способностей детей в разных видах деятельности, в том числе и в коммуникативной. Для успешного и полноценного осуществления коммуникативной деятельностью ребенку необходимо владеть коммуникативной компетенцией. Коммуникативная компетенция предполагает, прежде всего, усвоение норм и ценностей общества. Среди

Таких норм и ценностей одно из ведущих мест занимают следующие компоненты коммуникативной компетенции:

  • моральные и нравственные ценности;
  • социальное взаимодействие дошкольника со сверстниками и со взрослыми;
  • развитость волевых процессов и рефлексии, что позволяет ребенку выстраивать коммуникативное взаимодействие самостоятельно, ответственно и целенаправленно, проявляя саморегуляцию собственных действий и поступков;
  • формирование эмпатичеких способностей, которые проявляются в сочувствии и сопереживании к другим;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.  

 В основе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста лежит коммуникативная компетентность, включающая три главных компонента: информационно-интерпретационный, эмоционально-личностный, практико-коммуникативный: их единство формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность.

Информационно-интерпретационный компонент отражает познавательную деятельность дошкольников, что позволяет им услышать другую точку зрения, предвидеть поведение окружающих людей. На этой основе решать проблемы, возникающие в межличностных отношениях.

Эмоционально-личностный компонент помогает сформировать у детей такие качества личности, как: отзывчивость, доброту, уважение, способность сочувствовать и сострадать, понимать настроение ровесников.

Практико-коммуникативный компонент способствует овладению конкретных навыков и умений, поведенческими реакциями в конфликтных или игровых ситуациях.

Л.С. Выготский  [1],  А.А. Леонтьев [4], М.И. Лисина [5] и др. в своих исследованиях показали, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В основе формирования коммуникативной функции содержится речевое общение, которое понимается как мотивированный живой процесс, происходящий между участниками коммуникации. Данный процесс реализует конкретную жизненную установку каждого дошкольника: он строится в тесном речевом сотрудничестве двух или нескольких участников в различных видах деятельности: в трудовой, игровой, познавательной.

При характеристике коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте принято выделять два ведущих компонента: эмоциональный и поведенческий. Эмоциональный компонент коммуникации включает эмоциональную отзывчивость, чувство уважения и сопереживания к окружающим, понимание вербальных и невербальных действий собеседника. Поведенческий компонент показывает уровень готовности и способности каждого ребенка к сотрудничеству, к совместной деятельности, к адекватным формам общения.

О.В. Смирнова [6] отмечает, что коммуникативные навыки - это способность каждого ребенка взаимодействовать с окружающими людьми родителями, педагогами в дошкольном учреждении, другими взрослыми людьми, с ровесниками. Это взаимодействие строится на адекватном восприятии и интерпретации получаемой информации, правильной передаче её содержания другим собеседникам (коммуникантам). Коммуникативные навыки востребованы и являются первой необходимостью в обществе, поэтому так важно начинать формировать их в раннем детстве. В психологии существует синонимичное понятие коммуникативная компетентность. Это понятие достаточно широкое, так как связано со знанием национальных культурных норм в общении и поведении. Эти навыки закладываются в ребенке с раннего детства благодаря родителям, постепенно формируются вместе с социальным опытом в дошкольной, а затем в школьной среде.

Таким образом, высокий уровень сформированности коммуникативных навыков в целом, и коммуникативной функции в частности, позволяет детям дошкольного возраста самостоятельно управлять процессом общения в любой ситуации.

Развиваясь в инновационных условиях современное образование направлено на поиск новых путей и методов развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, что способствует успешной социализации ребенка в сложившихся социальных условиях.

В этой связи по мнению А.Ю. Татаринцевой [7], наиболее эффективной технологией в развитии коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста является использование технологии арт-терапии.

Арт-терапевтические технологии используются в рамках здоровьесбережения.

По мнению М. В. Киселевой [2] большую роль арт-терапия играет в процессах социализации дошкольников, так как оказывает на личность и нравственное, воспитательное воздействие, лежит в основе формирования или становления морально-нравственных ценностей. Кроме того арт-терапия повышает самооценку ребенка и степень его самопринятия и самоценности. Среди форм арт-терапии для дошкольного возраста наиболее актуальными являются: сказкотерапия, библиотерапия, музыко-терапия, игро-терапия, танцевальная терапия, изотерапия и т.п. Все эти и другие методы могут быть использованы в отдельности и могут дополнять друг друга.

Л. Д. Лебедева [3] справедливо замечает, что суть арт-терапии состоит в том, что бы ребенок дошкольного возраста посредствам творчества, через рисунок, игру, сказку, танец, театр и т.п. мог найти возможность выходу негативного состояния и отрефликсировать собственные чувства, переживания. Посредствам арт-терапевтической технологии ребенок может привести свою личность к гармонизации через самовыражение  и самопознание.

Элементы арт-терапии могут применяться во всех видах деятельности ребенка: в образовательной деятельности, в самостоятельной и совместной деятельности ребенка.

Таким образом использование технологии арт-терапии является эффективным методом развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2015. – 344 с.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева — Санкт Петербург: Речь, 2006. – 160 с.
  3.  Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева —  Санкт Петербург: Речь, 2003. – 256с.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие / А.А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2015. - 368 с.
  5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 320 с.
  6. Смирнова О.В. Особенности коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста / О.В. Смирнова // Дошкольное образование. – 2016. - № 2. – С. 56-59.
  7. Татаринцева А.Ю. Использование арт-терапевтических технологий в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников // Всероссийская научно-практическая конференция личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация / А.Ю.Татаринцева, В.В. Кузнецова – Ростов-на-Дону № 5 – 2017. – с.413-415.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме :Условия развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

В статье описываются условия развития коммуникативной компетентности  детей дошкольного возраста.Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы опред...

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Игры для развития коммуникативной  компетентности детей  дошкольного возраста....

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Игры для развития коммуникативной  компетентности детей  дошкольного возраста.Игра: «Строим дом».Цель: развитие умения сотрудничать.Описание игры: Играющие распределяются парами ...

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Игра: «Клубочек».Цель: развитие умения общаться.Описание игры:Все садятся на расставленные по кругу стульчики. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой...

Методика диагностики: игра, как средство развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста осуществляется по следующим параметрам:1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустны...

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

    Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС...

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...