Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Затепякина Елена Николаевна

      Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Воспитатель   Затепякина Е.Н.

МБДОУ детский сад №7 «Золотая рыбка» город Тамбов

                                                                           

      Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС

     «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (ФГОС дошкольного образования).

     Практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных компетенций у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

    Развитие коммуникативной компетенции рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.

     Психолого-педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников благодаря системе целенаправленной работы. Она включает в себя:

        - рассмотрение развития коммуникативной компетентности дошкольников в качестве цели  педагогической деятельности (проведена интеграция психологических игр и упражнений в структуру занятий воспитателей и педагогов - специалистов, а также психолого-педагогическое просвещение педагогов по: возрастным особенностям дошкольников; путям разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе; оптимальным способам организации общения между детьми; принципам коммуникации детских групп) ;

    - проведение системы развивающих и коррекционных занятий (педагогом – психологом) ;

       При разработке системы комплексного подхода к развитию коммуникативной компетентности дошкольников акцент был сделан на соблюдение следующих условий:

- создание ситуаций коммуникативной успешности;

- обучение совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях;

- стимулирование коммуникативной деятельности, используя проблемные ситуации;

- проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в коммуникативной сфере и развивающих психологических занятий (педагог – психолог) ;

- мотивирование детей к выражению своих чувств, характерных черт персонажей при помощи слов и мимики;

- создание игровых ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и сверстниками.

    Основной задачей  воспитателей и педагога- психолога при работе с детьми по развитию коммуникативной компетентности является ознакомление их с языком эмоций, выразительными средствами которого являются мимика, жесты, позы; обучение ребят пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других

Игра- средство развития коммуникации.

    Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития воспитанников, является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

      Коммуникативная направленность учебного процесса является значимой, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых.

Одной из ведущих компетентностей личности является коммуникативная компетентность (компетентность в общении), которая включает в себя:

  • умение вступать в контакт, как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
  • умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

    К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками:

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать информацию;
  • говорить самому.

   Однако  дети 6-7 летнего возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства и ощущения, что часто является препятствием для установления полноценного контакта как со сверстниками, так и со взрослыми. При этом, именно дошкольный и младший школьный возраст, благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Так как дети в дошкольном  учреждении общаются больше со сверстниками, педагогу  проще целенаправленно организовывать  детское общение.

Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности,  выделяются:

  • диалог;
  • создание сюжетных ситуаций;
  • организация самостоятельной деятельности;
  • игровые ситуации;
  • развивающие  и дидактические игры и др.

Как в игровых ситуациях развивать коммуникативную компетентность дошкольника?

Игровые упражнения на развитие умения активно слушать направлены на:

  • развитие вербальной и невербальной коммуникации;
  • обучение умению задавать открытые и закрытые вопросы;
  • обучение умению перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
  • обучение умению понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
  • развитие слухового восприятия информации;
  • обучение умению определять эмоциональные состояния собеседника и отражать их с помощью выразительных движений и речи.

    К данным играм можно отнести – «Что случилось?», «Собери чемодан», «Эхо», «Взаимное цитирование», «Почта», «Кто ты?», «Что в сундучке?», «Картинная галерея», «Азбука почемучек», «Тайный смысл», «Идет следствие», «Это и хорошо, и плохо» и др.

Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (говорить самому).

Задачи:

  • учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
  • развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
  • научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми

 

        К данным играм можно отнести – «Художник слова», «Магазин», «Цветик-семицветик» «Опиши друга», «Библиотека», «Угадай кто это», «Построим город», «Телевизор» и др.

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:  умение вести диалог, беседу;  развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;  независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи[3].

 Выделяется две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; трудовая деятельность в уголках природы, на участке детского сада.

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Однако главным из средств формирования коммуникативной компетентности выступают игры. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку. 

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Психолого –педагогическая литература

1.. Безрукова О.А. Коммуникативная компетенция , как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект// «Детский сад: теория и практика» № 3, 2013. - 26-36с.

2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1. –3-8с.

3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2010. - № 4. –30-33 с.

4.  Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 200775с.

5. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. -. 58-62с.

6.  Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений. - М.: «Академия», 2005. – 58-62 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме :Условия развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

В статье описываются условия развития коммуникативной компетентности  детей дошкольного возраста.Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы опред...

Арт-педагогические технологии в развитии коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным в рече...

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Игры для развития коммуникативной  компетентности детей  дошкольного возраста....

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Игры для развития коммуникативной  компетентности детей  дошкольного возраста.Игра: «Строим дом».Цель: развитие умения сотрудничать.Описание игры: Играющие распределяются парами ...

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Игра: «Клубочек».Цель: развитие умения общаться.Описание игры:Все садятся на расставленные по кругу стульчики. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой...

Методика диагностики: игра, как средство развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста осуществляется по следующим параметрам:1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустны...