Статья "Проектная технология как способ социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике

Лескина Евгения Александровна

Как только ребёнок пришёл в детский сад, он - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек. Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения, а восприятие ребенка с ОВЗ несколько иное. Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Отсутствие концентрации, быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная технология как способ социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ

Бахтигареева Н.Ю., Семенова И.В., Лескина Е.А.

МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город», г.Тамбов, ds_izumrud@mail.ru

Как только ребёнок пришёл в детский сад, он - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек. Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения, а восприятие ребенка с ОВЗ несколько иное. Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Отсутствие концентрации, быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают желаемых результатов. Но давайте не будем забывать о том, что каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, что каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Поэтому педагогам необходимо разрабатывать и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

В условиях реализации ФГОС важной задачей является социализация детей с ОВЗ. Поэтому хотелось бы выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

• использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

• ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

• индивидуализировать обучение;

• обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.

«Социализация» - это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны - приспособиться к актуальным запросам социума, с другой - попытаться создать себе пространство для роста и развития. К эффективному решению задачи по оказанию помощи ребёнку в создании такого пространства можно отнести проектную технологию, как метод личностно-ориентированного воспитания, развивающий познавательный интерес к различным областям знаний, формирующий навыки сотрудничества.

Технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт, а также является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателя, специалистов, детей, родителей.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем. В случае, когда ребёнок не может самостоятельно найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогает воспитатель, который даёт возможность поэкспериментировать, затем синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в последствии позволяет ребенку успешно адаптироваться в окружающем социуме.

Используя в работе с детьми с ОВЗ проектную деятельность, следует принимать во внимание некоторые особенности:

- во время подготовки этапов проекта и при составлении плана включения их в совместную деятельность необходимо учитывать психологическое и физическое состояние детей для обеспечения щадящей познавательной и коммуникативной нагрузки;

- в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: дефектолога, педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ;

- родители являются активными участниками образовательного процесса. Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии «педагог-дети-родители». Вместе с родителями разрабатываются пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Проектирование и точное воспроизведение гарантирует успех педагогических действий, а систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса позволяет с большой определенностью предсказывать и достигать планируемых результатов, обеспечивать благоприятные условия для развития личности не только включаемого в образовательное пространство ребенка с ОВЗ, но и других окружающих его детей. Уменьшать влияние неблагоприятных обстоятельств на личность ребенка; анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; выбирать наиболее эффективные и оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы для решения возникающих образовательных и социально-педагогических задач.

Проектная технология, как любая другая, в условиях дошкольного образования должна удовлетворять основным методологическим требованиям и критериям технологичности, которыми являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость и отвечать общим принципам и правилам коррекционной работы:

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей, развивающих речь и формирующих необходимые учебные навыки;

- проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Использование проектной технологии в дошкольных образовательных организациях продиктовано интенсивными изменениями окружающей жизни, активным проникновением научно-технического прогресса во все ее сферы, необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Литература

Захарова Н. Д. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ //Образование и воспитание. - 2018. - №2. - С. 43-47.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005. – 272с.

Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. - 160с.

Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие/Маллер А. Р. М.: [б.и.], 2000. – 1244.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества, как средство социализации детей дошкольного возраста

Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей. В ...

Технология сотрудничества, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми ...

Социализация детей дошкольного возраста через знакомство с цифровым способом кодирования информации в QR-кодах.

Одной из новых технологий является технология QR-кодов. В настоящей статье мы затронем проблему ее использования в образовательном процессе ДОО....

Мастер – класс «Lego – конструирование как способ социализации детей дошкольного возраста», «Интервью в городе Профессий».

Цель:  познакомить педагогов с особенностями организации сюжетно – ролевой игры в средней группе как развитие  способ социализации детей через конструирование, и  технического тво...

«Технологии «Рефлексивный круг» как способ внедрения доброжелательных отношений в успешную социализацию детей дошкольного возраста»»

Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность моей работы: научить ребёнка обращаться к ра...