Социализация детей дошкольного возраста через знакомство с цифровым способом кодирования информации в QR-кодах.
методическая разработка

Кондратьева Аграфёна Геннадьевна

Одной из новых технологий является технология QR-кодов. В настоящей статье мы затронем проблему ее использования в образовательном процессе ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_qr-kodov.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЦИФРОВЫМ СПОСОБОМ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В QR-КОДАХ.

Кондратьева А.Г., воспитатель

МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад комбинированного вида»

«Нужно переходить к принципиально новым,

В том числе индивидуальным технологиям обучения,

С ранних лет прививать готовность к изменениям,

К творческому поиску, умению работать в команде,

Что важно в современном мире,

Навыкам жизни в цифровую эпоху»

Предвыборное послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018г.

В настоящее время актуальным вопросом является доступность информации для всех категорий граждан и организация доступа к этой информации. Данная проблема решается посредством реализации Стратегии развития информационного общества. В связи с этим, одним из приоритетных направлений образования является использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Следует отметить, что развитие компьютерных и мобильных технологий является неотъемлемой частью жизни современных детей и обуславливает необходимость применения этих технологий в различных сферах жизнедеятельности. Шаг за шагом постепенно сообщество педагогов, ученых, медиа-специалистов вырабатывают методы, принципы, инструменты современного медиа-образования, постепенно компьютерные технологии становятся эффективным средством передачи знаний. 

Одним из приоритетных направлений  Федерального  национального проекта «Образование» является создание Цифровой образовательной среды. Задача этого направления -  создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [4:109].

В дошкольной образовательной организации педагоги средствами информационно-коммуникационных технологий (далее, ИКТ) могут разнообразить формы поддержки образовательного процесса, оптимизировать работу с родителями, повысить ее качество. Грамотное использование технологий ИКТ в образовательном процессе в работе педагога ДОО способствует развитию интереса дошкольников к образовательной  деятельности, развивает у детей любознательность, воспитывает самостоятельность, позволяет развиваться в духе современности, способствует социализации воспитанников [3:269].

Одной из новых технологий является технология QR-кодов. В настоящей статье мы затронем проблему ее использования в образовательном процессе ДОО. Анализ немногочисленной литературы по теме выявил противоречие между возможностями использования QR-кодов в социализации дошкольников и недостаточной разработанностью методических аспектов соответствующей образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

QR-код - «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» - это оптическая метка, которая считывается электронным устройством, содержащая привязанную к ней информацию об объекте [2]. QR-код можно встретить на открытках, плакатах, рекламе, на часах, на электронных билетах, визитных карточках, коммунальных платёжках, памятниках, теперь можно получить QR-код через смс и предъявить его на железнодорожной станции или в аэропорту. Активно используются музеями, а также и в туризме. Иными словами- QR-код окружает нас всюду. С его помощью можно зашифровать: пословицы и поговорки, загадки, адреса, короткие (до 8 строк) стихи, названия предметов и многое другое [1:43].

Данную технологию мы рассматриваем как один из аспектов  социализации, современного дошкольника. Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Считаем, что через внедрение в образовательный процесс технологии QR-кодов, закладывается фундамент успешного вхождения детей дошкольного возраста в дальнейшую жизнь. Дети получают ценные навыки использования данной технологии в разных сфера, что позволит подготовить маленького ребенка

к  будущей жизни. Преимущества использования медиа-технологии QR-кодов в образовательном процессе ДОО:

− наглядность – возможность дополнения текстовой информации информаций визуальной и аудиальной;

− индивидуализация – свобода в выборе объема информации и ее тематического содержания;

− дифференциация – четкое структурирование блоков информации.

В своей работе мы используем данную технологию, сочетая ее с игрой. Играя, воспитанники нашего детского сада не только осваивают работу с разными устройствами, но и учатся отличать видимое от реального. Фанты и карта сокровищ в QR-кодах, джунгли из проектора, открытие невидимых глазу крошечных миров, фото с супер героями или собственный фильм о лучших друзьях... Квадратики QR-кодов привлекают детей своей загадочностью. Это способствует повышению интереса дошкольников к занятиям. Ребята учатся уступать друг другу и договариваться. Применение QR-кода в ДОО повышается интерес детей к данной технологии, они приобретают навыки, которые в дальнейшем могут быть полезны в жизни в новую цифровую эпоху. Формы работы с детьми с использованием QR-кодов: занятия; беседы; рассматривания репродукций, иллюстраций, альбомов, фотографий; наблюдения; игры; загадки; пословицы; чтение художественных произведений; досуги, развлечения; квесты; проекты и др..

Далее, раскроем практические аспекты работы с QR-кодами.
Создавать их можно как с помощью специальных сайтов сайта в интернете так и с помощью мобильного устройства (смартфона или планшета). Есть множество программ, с помощью которых можно распознавать QR- коды. Некоторые из этих программ позволяет создавать QR-коды самостоятельно. В своей работе используем зашифрованные загадки, игры, названия предметов по теме занятия.  Все коды мы сохраняем и систематизируем на Google диске, чтобы их можно было открыть с любого устройства. Они «разложены» по тематическим папкам.  Каждая папка имеет несколько подпапок - по направленности игр. Коды мы распечатываем на плотном картоне, карточками размером примерно 7х7 см. С обратной стороны печатается пиктограмма - условное обозначение темы. Пиктограммы в первую очередь для того, чтобы карточки с кодами можно было легко разобрать по темам. А еще детям тоже можно предложить выбрать, на какую тему они сегодня будут отгадывать загадки. Работа по созданию педагогической копилки QR-кодов продолжается.

Применение медиа-технологии QR-кодов в образовательной деятельности способствует развитию у воспитанников информационной компетентности, представляющей собой основы знаний, умений и ценностного отношения к информации, позволяющим ребенку включаться в доступные для него виды информационной деятельности (познавательной, игровой и др..). В целом, это содействует социализации ребенка дошкольного возраста.

Из вышесказанного следует, что использование в образовательном процессе ДОО QR-кодов оправдано и доступно, нет необходимости в дополнительных финансовых затратах, способствует возникновению и поддержанию заинтересованности воспитанников в новых знаниях. Использование QR-кода - это шаг к созданию новой образовательной среды, соответствующей запросам общества и ребёнка, что работает на его успешную социализацию.

Литература:

Бостельман А. Гениальная цифра. Знакомство с новыми медиа в детском саду. Учебно-практическое пособие.-М.: Национальное образование,2020.-96с.

Википедия. QR-код. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/QR-код.

Михайлова П.С. Применение QR-кодов в образовании // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г.). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2015.- С. 269-275.

Николаенко Г. А., Евсикова Е. В. Перспективы использования QR – кодировки в академической сфере // Социология науки и технологий.- 2015.- -№ 2.- С.109-118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста через привитие правил культуры поведения, этикет.

В данной статье дано обоснование необходимости социализации детей дошкольного возраста, согласно Государственных требований и стандартов,  а так же социально-экономическими и социально -политичес...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. П...

Социализация детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

   Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет играть свою роль. Научить ребенка играть. Брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт...

Педагогический проект «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов ОУ....