СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
статья на тему

Кузьма Анна валерьевна

Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В. Кузьма

педагог-психолог

МАДОУ д/с №6

 «Ракета»  г. Анапа

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Анапский филиал Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»

Актуальность темы заключается в том, что термин театрализация, обозначает приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств и выполняет коррекционную функцию, очень важную в работе психолога.

Основным условием успешной работы является создание максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе, характеризующимся взаимным доверием и уважением, где эмоциональное благополучие каждого ребенка, возможность проявления им инициативы становится главным. Как раз в достижении эмоционального благополучия огромную роль играет психологическая сказка. С одной стороны, её можно назвать театрализованной, но есть отличия между театрализованной деятельностью и обыгрыванием ролей в психологической сказке. Если театрализованная деятельность предусматривает выбор сценария, репетиции, постановки, как взрослых персонажей, так и детских, то введение различных образов в игровых упражнениях и психологических играх предусматривает спонтанное обыгрывание сюжета. Это позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, снизить гиперактивность, повысить самооценку, преодолеть страхи, решить многие психологические проблемы и преодолеть личностные конфликты. Иной раз детям сложно представить игровую ситуацию без соответствующих атрибутов.

Для психолога, цель использования театрализации немного отличается от традиционной. Поэтому, используя театрализацию, мы вообще не используем сценарий. Работа, которая ведётся – полный экспромт. Дети выбирают себе героев - и начинается игра, а мы вносим необходимую развивающую направленность, используя своего героя, подстраиваясь под конкретного ребенка.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, мы старались так организовать  театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого мы использовали разнообразные приёмы:

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Есть определённые трудности, с  которыми сталкиваются  дети: сложности в поддержании диалога, подбирать ответы  на  нестандартные  вопросы. 

Велико значение театрализованных игр с водой и воздушным бассейном (ёмкость с фасолью и игрушками). Они помогают решать проблемы в формировании положительного эмоционального фона, снятия психического и физического напряжения, агрессии, негативизма у детей, в том числе и у детей с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития. А такие дети есть практически в каждом дошкольном учреждении.

Следовательно, можно сказать о том, что возможности театрализации огромны, ее перспективы как метода социальной терапии дают широкие возможности для работы не только с детьми, но и с воспитателями, так как формируют у воспитателей социально-психологическую компетентность, что очень важно для совместной работы психолога и воспитателя. Через компетентность воспитателя мы можем добиться раскрепощённости, коммуникации, решения эмоциональных проблем детей. Но этому воспитателя необходимо научить, т.е. дать ему психологический инструментарий в руки. Он, в первую очередь, должен быть сам коммуникативным, уметь решать свои личностные проблемы, снимать эмоциональные зажимы. Этому мы обучаемся на психологических тренингах. В игровой работе с воспитателями осуществляется эмоциональное развитие, что позволяет им самовыразиться, самореализоваться, избавиться от негатива и перенести положительные эмоции на детей.

В процессе психологической работы с детьми в рамках театрализованной деятельности мы решаем следующие задачи:

- формирование у детей познавательных интересов;

- создание комфортного психологического климата для всестороннего развития воспитанников;

- формирование положительного опыта общения ребенка с окружающим миром;

- развитие у детей адекватного поведения в социуме;

- коррекция нежелательного поведения;

- формирование чувства уверенности в себе;

- развитие умения  создавать образы посредствам жестов и мимики.

В результате психологической работы по формированию театрализованных образов у детей расширяются представления об окружающей действительности, обогащается и активизируется словарь, развивается память, мышление, воображение, внимание, дети учатся правильно  оценивать свои и чужие поступки, понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

В начале и в конце учебного 2013-2014гг.  была проведена диагностика по методике П.А.Мясоеда для выявления уровня  психического развития детей.  Обследовано 84 ребёнка. В результате обработки  данных получены следующие результаты:

На сентябрь 2013г.:

Крайне низкий уровень психического развития показало 18 человек – 21,4%;

Низкий уровень – у 41 ребёнка – 48,8%

Средний уровень  - у 11 детей – 13,1%

Высокий уровень – у 13 детей – 15,5%

Крайне высокий уровень показал 1 ребёнок – 1,2%

Результаты диагностики по методике П.А.Мясоеда, проведённой в апреле 2014г. показали:

Крайне низкий уровень психического развития у 6 человек – 7,2%

Низкий уровень – у 28 детей – 33,3%

Средний уровень  - у 28 детей – 33,3%

Высокий уровень – у 21 ребёнка – 25%

Крайне высокий уровень у 1 ребёнка – 1,2%

Таким образом, в результате проделанной работы мы получили положительную динамику: детей с крайне низким уровнем меньше на 14,2%, с низким уровнем развития на 15,5% меньше, детей со средним уровнем развития на 20,2% больше, детей с высоким уровнем развития больше на 9,5%, а детей с крайне высоким уровнем развития по-прежнему 1,2%.

Используемая литература

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика -Синтез, 2008 год.
  2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
  3. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...

Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)

За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

Социализация детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

   Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет играть свою роль. Научить ребенка играть. Брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт...