Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
    статья по теме

    Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

    "Самое дорогое у человека-это жизнь"

    Н.А.Островский

    На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает "Основы безопасности жизнедеятельности" как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Самое главное-здоровье и жизнь ребёнка.

    Те времена, когда ребёнок мог спокойно ходить по улице один, гулять во дворе без присмотра, когда малыша можно было отпускать без сопровождения, миновали. Если ребёнок остаётся один, он подвергается огромному риску.

    Хулиганы, грабители, наркоманы, лихие водители- вот неполный перечень бед, которые могут подстерегать ваше чадо вне дома. А внутри: воры, пожар, теракт...-всего не перечислишь.

    Мы стараемся изо всех сил "надзирать", не оставлять, провожать, встречать. Но, к сожалению, это удаётся не всегда. И если ребёнок должен дойти один из школы домой или остаться в квартире, лучше подготовить его к этой ситуации заранее.

    Во всём мире дети практически с ясельного возраста усваивают закон четырёх никогда:

    • никогда не разговаривать с незнакомцами;
    • никогда не садись в машину к незнакомцу;
    • никогда не гуляй в тёмное время суток;
    • никогда не ходи один.

    Чем раньше и твёрже ребёнок усвоит эти правила, тем лучше. А как это сделать без тягостных нравоучений и назиданий?

    Как подтверждают многочисленные исследования, одним из самых интересных занятий детей дошкольного возраста является театрализация.

    Театр- один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры.

    Работа по "Освоению правил безопасности жизнедеятельности через театральное искусство" начинается с организации развивающей среды в группе, продумывание плана работы, подготовка игр и художественной литературы.

    Создание условий для театрально-игровой деятельности детей сводится в приобретении доступных для ребятишек видов театра(куклы би-ба-бо, теневой театр, фланелеграф, театр дисков, мешочков, театр игрушек, плоскостной театр), изготовлению ширмы с занавесом для стены декораций, пополнение костюмов и аксессуаров.

    Первые театрализованные игры проводятся по русским народным сказкам, потешкам, прибауткам. Детишкам тут есть чему поучиться. Сказка даёт урок поведения в определённой ситуации. А что может быть важнее для практически беспомощного человечка, чем правила "выживания"! Главная задача-натолкнуть на мысль о переносе сказочных "спасительных" приёмов в повседневную жизнь.

    "Курочка ряба"-эта история узнвалась и вовлекалась в театрализованную деятельнось одной из первых.В данной сказке зашифрована важная информация-сама по себе жизнь является важнейшим подарком, к которому нужно относиться бережно и внимательно. Дело в том, что Золотое Яйцо и есть символ Жизни. Первое, что говорит народная сказка-это следующее: "Маленький человечек, самый ценный подарок-это Жизнь. При рождении ты получил Золотое Яйцо. Пожалуйста, обращайся с ним бережно, цени и люби сам факт собственного существования". Образный, символический язык сказки обращён напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой создаёт символический банк жизненных ценностей, банк жизненных ситуаций.

    Для постановки детских представлений большое значение имеет выбор литературного произведения, сказочной истории, которые помогают обрести и укрепить информацию о Безопасности Жизнедеятельности. На каждом этапе ребёнок усваивает и анализирует пласты этой Науки. Обогащение впечатлений детей, развитие их игровых навыков продолжается в сценариях утренников и вечеров, включении  коротких инсценировок. Например, колыбельная "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький Волчок и ухватит за бочок..." здесь даётся важное поняти"край". "Край"-это черта, некая граница, предел за которым хранится нечто неведомое и, возможно, опасное. Там, за краем, чужая земля, в которую вторгаться нельзя. Там, за краем серенький Волчок(символ неизведанного и коварного). В доступной форме детям объясняется, почему ходить одному нельзя, почему там подстерегает опасность и как её избежать. А поэтическая форма помогает малышу почувствовать и быстрее усвоить понятие "надёжное", "опасное", "край", "чужое". Понятно, что своя территория расширяется:комната, квартира, родной двор, район, детский сад, школа...И уже приближаясь к границе "своего", т.е.освоенного пространства(к тому самому "краю"), ребёнок насторожится. Ну, а что случится, если всё-таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё без спроса? Об этом ребёнок узнает из песенки про серенького козлика, которому вздумалось в "лес погуляти".Или историю про Колобка, которого тоже оставили на" краю", на окошке. Эта же сказка поможет освоить ситуацию-всегда ли стоит верить "сладким" словам, вроде Лисичкиных. С похожими похвалами, ставшими ловушкой, сталкиваются герои сказок: "Кот, лиса и петух", "Ворона и лисица"...

    Обсуждая дествия сказочных персонажей, обсуждается и обыгрывается с детьми, ка правильно себя вести, если тебя дразнят, и стоит ли доверять добренькой тёте? Такие сказочные" инструкции по технике безопасности" перетекают от напевки к присказке, от присказке к сказке и растут вместе с малышами.

    Совместными усилиями педагогов и детей поставлены несколько спектаклей:

    • "Волк и семеро козлят"-беспечности  глупых козлят и невыполнение наказа матери-козы приводят к плохому
    • "Красная Шапочка"-разговор с незнакомцем(серым Волком) оканчивается плачевно
    • "Гуси-лебеди"-присмотр за малышом оказался менее важным, чем развлечения.

    Постепенно до детей доходит суть и они сами комментируют действиями и дают спасительные советы. Когда казалось, что ьа или иная мысль до ребёнка не "дошла", а сказка поднадоела-создавалась новая с тем же сюжетом, а герои и место действия меняются: "Кот-воевода на новый лад", "Три козлёнка"

    Большое значение в данной работе имеет планирвание деятельности, систематизация её в данном педагогическом процессе. Для того, чтобы творческая активность продолжалась и дома, привлекаются к данной проблеме и родители. Проведены консультации на темы:

    • "Развитие театрально-игровой деятельности детей"
    • "Создание условий для самостоятельного творчества"
    • "Влияние театра на освоение безопасности жизнедеятельности"

    Оформлен стенд "Дети и театр" с фотографиями, где видно,как дети участвуют в художественной деятельности. Это приводит к ответному отклику-взрослые проявляют интерес, предлагают свои услуги и помощь, практикуются семейные театральные развлечения. Проявление такого общего интерес сплотило коллектив детей, родителей и педагогов.

    В свою очередь общаясь изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, собранными, сдержанными. Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать своё видение мира, а главное- заложению фундамента безопасности, когда ребёнок уже может справляться со множеством преград, находить помощников и друзей, иметь представление, где добро и зло, ценить веру и дружбу.

    Литература:

    1. Антипина А.Е."Театрализованная деятельность в саду" Москва, 2006г.
    2. Большева Т.В."Учимся по сказке" Москва,2001г.
    3. Букарева Е.П."Наши талантливые малыши" Ярославль, 2006г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

    Формирование основ безопасности жизнидеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

    Презентация используется для воспитателей по художественному - эстетическому развитию по ФГОС...

    "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

    Самое главное-здоровье и жизнь ребёнка.Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать своё видение мира, а главное- заложению фундамента безопасности, когда ребёнок уже може...

    Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

    Актуальность темы обусловлена обьективной необходимостью информирования детей о правилах поведения детей в быту, на улице, на дорогах и приобретения ими опыта....

    Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

    Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

    Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации

    Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....