обобщение опыта работы "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка по обж

Валекайте Данутэ Пятросовна

опыт работы по методической теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 компенсирующего вида

Обобщение опыта работы

«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

 

Воспитатель: Валекайте Д.П.

высшая кв. категория

г. Мончегорск

2021

Содержание

Информация об опыте работы…………………………………………………..4

Условия возникновения опыта…………………………………………………..4

Введение…………………………………………………………………………..4

Актуальность……………………………………………………………………..5

Ведущая идея и новизна опыта………………………………………………… 7

Длительность работы над опытом…………………………………………….. 7

Теоретическая база опыта……………………………………………………….7

Технология опыта………………………………………………………………12

Результативность опыта…………………………………………………………24

Заключение………………………………………………………………………26

Библиографический список……………………………………………………27

Информация об опыте работы

Условия возникновения опыта

Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №25 компенсирующего вида». В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагогический коллектив детского сада, уделяет большое внимание формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников. Для решения этой задачи педагоги используют различные педагогические методы. На основе изучения передового педагогического опыта,  методической литературы, результатов мониторинга возник интерес к тому, насколько эффективно использование театрализованной деятельности, как средства формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

Введение

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая в ФГОС ДО определяется, как сквозной механизм развития ребёнка, посредством которого реализуются содержание всех образовательных областей. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Театрализованные игры позволяют решать педагогические задачи, направленные на всестороннее развитие дошкольников. Участвуя в театрализованных играх, ребенок знакомится с окружающим миром, с различными жизненными ситуациями, учится ставить себя на место героев и находить адекватные способы действий в различных ситуациях. Герои литературных произведений, лежащих в основе театрализованной игры,  становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с  одобряемыми взрослыми положительными образами, подражать полюбившимся героям, что позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт безопасного поведения, умение поступать в соответствии с правилами такого поведения.

Разнообразие тематики театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности ребенка,   позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство формирования основ безопасности жизнедеятельности, воздействующее на разум и чувства ребенка.

Актуальность

Формирование основ безопасности жизнедеятельности является одним из важнейших направлений дошкольного образования, что подтверждено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами.

На протяжении дошкольного детства происходит интенсивное физическое и психическое развитие детей. Дети открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, что позволяет определить дошкольный возраст как сензитивный период для формирования основ и культуры безопасности жизнедеятельности. Актуальной задачей педагогов является поиск эффективных методов формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО обучение и воспитание детей дошкольного возраста в должно осуществляться в процессе игровой деятельности. В связи с этим педагогам необходимо максимально использовать игровые методы и приемы  в достижении целевых ориентиров, определенных ФГОС ДО.

Анализ психолого-педагогической литературы, ознакомление  с передовым педагогическим опытом, убедил меня в большом потенциале театрализованных игр для формирования основ безопасности жизнедеятельности  у дошкольников.

Необходимость использования игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность является ведущей  в дошкольном детстве.

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);

3. Театрализованные игры являются универсальным средством всестороннего развития детей, способствуя развитию  когнитивных процессов, эмоциональному и личностному развитию.

Опытную работу я начала проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

Результаты наблюдения за детьми на прогулке, экскурсиях, на занятиях показали недостаточный уровень знаний и навыков, сниженный  познавательный интерес детей к ОБЖ. Дети зачастую не обладают физическими и интеллектуально-личностными возможностями, позволяющими оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в эту ситуации, но в тоже время они как никогда восприимчивы к новому опыту, к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности.

Изучив педагогическую литературу, передовой педагогический опыт, я пришла к выводу, что, используя различные виды театрализованной деятельности, я смогу  повысить интерес детей к этой теме, мотивировать их на получение знаний об ОБЖ и сформировать навыки безопасного поведения.

Гипотеза состоит в предположении того, что формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности будет осуществляться более эффективно, если:

- систематично организовывать и проводить мероприятия по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности;

- включать в театрализованную деятельность информацию по безопасности дорожного движения, правилам поведения на природе, в социуме, в быту;

- подобрать наглядно-дидактический материал, предоставляющий широкие возможности для формирования основ безопасности жизнедеятельности;

- способствовать обеспечению доступности содержания приобретения детьми знаний и опыта личной безопасности;

- организовать взаимодействие с воспитанниками и их родителями, которое будет способствовать развитию у них полезных привычек.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности театрализованной деятельности, как средства формирования ОБЖ у детей дошкольного возраста.

Новизна опыта заключается в использовании театрализованной деятельности в процессе формирования ОБЖ у детей дошкольного возраста на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Длительность работы над опытом

Опытная работа осуществлялась в течение 2 лет (2019/2020  и 2020/2021  гг.)

1 этап. Аналитико – диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика.

2 этап. Практический. В единой системе проведена образовательная деятельность.

3 этап. Аналитико – обобщающий. Подведён итог работы: пополнены пособия, атрибуты к играм по изучаемой теме, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт работы.

Теоретическая база опыта

Теоретической базой деятельности стали работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов по вопросам формирования навыков безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, Л.Ф. Тихомировой, Л.Г. Татарниковой и др.).

При разработке плана работы я опиралась на ключевые понятия: «безопасность», «безопасное поведение», «навык безопасного поведения», На основе анализа историографии безопасности жизнедеятельности у дошкольников С.Р. Ситинова делает вывод о том, что в психолого-педагогической литературе безопасность рассматривается как: как потребность и интерес; ощущение и ценность; социальное отношение; результат и процесс; социальная функция защиты членов общества, их собственности, природных и социальных объектов; система, представляющая собой организованную совокупность специальных структур, средств, методов и мероприятий, которая позволяет реализовать функции, полномочия и обязанности обеспечения безопасности на основе определенной нормативно-правовой основы [20,с.19]. В педагогике под безопасностью жизнедеятельности понимается качество жизнедеятельности, при котором она не создает опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред или ущерб жизненно важным интересам человека [19,с.28].

Исходя из принятого в педагогике понимания безопасности, безопасное поведение дошкольников рассматривается, как поведение, которое основано на знаниях о правилах безопасности жизнедеятельности и отражающее умение обращаться с потенциально опасными предметами и осознанно относиться к соблюдению правил безопасности;

С точки зрения Н.В. Куницыной, навык безопасного поведения - это «упроченное, автоматизированное, доведенное до совершенства выполнение действия, обеспечивающего предотвращение опасности, минимизацию рисков» [15, с.121].

К.Ю. Белая в структуру безопасности жизнедеятельности ребенка включает следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, деятельностный, ценностно-мотивационный [16,с.19]. Следовательно, сущность формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников состоит в формирование знаний о безопасности жизнедеятельности, эмоций, чувств, отношений, и на их основе суждений о правилах безопасности жизнедеятельности; навыков безопасного поведения, потребности соблюдать основы безопасного поведения.

По мнению В.А. Дергунской,  цель работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности заключается в том, чтобы  дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения» [13,с.17]. Исходя из этой цели, по ее мнению, задачами формирования ОБЖ у дошкольников являются:

– формировать представления об опасных и вредных факторах;

 – воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

– развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

– учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

– использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста [13, с. 18].

Современные представления о сущности безопасности и подходах к ее формированию, принципы организации процесса в данном направлении отражены в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО). Принятые в соответствие с ФГОС ДО комплексные и парциальные программы образования детей в содержание работы по развитию навыков безопасного старших дошкольников  включают: правила уличного движения; правила обращения с огнѐм, электроприборами, острыми, колющими и режущими предметами; знания о домашних и диких животных, их повадках; об окружающих предметах в быту и природе; о себе самом; о здоровом образе жизни; изучение телефонных номеров полиции, пожарной службы и скорой помощи. В процессе целенаправленной работы по развитию и обогащению знаний и умений о безопасном поведении происходит постепенное осознание и принятие детьми смысла безопасного поведения.

В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста с одной стороны подчинено общим закономерностям развития навыков, а с другой стороны, должно опираться на особенности детской психики, физиологические возможности и жизненный опыт ребенка.

Специалисты в области дошкольной педагогики отмечают, что особое внимание к проблеме формирования ОБЖ должно уделяться детям старшего дошкольного возраста. Это обусловлено рядом особенностей детей этого возраста: бурное развитие всех познавательных процессов, которые все больше приобретают произвольный характер, расширение границ жизненного опыта,  появление интереса к незнакомым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них. Во все сферы жизни старшего дошкольника включается осознание, появляется способность планировать свои действия, давать себе отчет в том, какое поведение будет одобряться. В тоже время, с точки зрению Е.В. Лизуновой: «Старшие дошкольники, имея малый жизненный опыт, недостаточную координацию движений, пониженное чувство опасности, обладают особой склонностью к попаданию в опасные ситуации. Этот факт определяет необходимость в повышенном внимании к профилактике рисков и формированию навыков безопасного поведения у старшего дошкольников» [16,с.55].

В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется методам формирования ОБЖ. Данная проблема исследовалась в работах К.Ю. Белой, С.А. Козловой, В.Н. Зимониной и др. Проблемам формирования опыта безопасности поведения в разных областях жизнедеятельности ребенка, сопряженных с опасностью, посвящены исследования М.А. Котик, М.И. Дьяченко, И.А. Халиуллина, Т.Г. Хромцевой. В изучение данной проблемы значительный вклад внесли Р.Б. Стёркина, О.Л. Князева, И.Н. Авдеева. Все специалисты подчеркивают, что наиболее успешно безопасное поведение формируется в  ведущем виде деятельности – игре.

Одним из видов игр детей являются театрализованные игры, которые позволяют  усвоить основы безопасности жизнедеятельности без тягостных нравоучений и назиданий.

Отечественные педагоги и психологи Л. В. Артёмова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Д.Б. Менджерицкая, Б.М. Теплов, Л.Г. Стрелкова рассматривают театрализованную деятельность как специфический вид художественно-творческой деятельности, имеющей большое значение для разностороннего развития дошкольников. Подчеркивая значение театрализованной деятельности, Л.С. Выготский писал, что драматическая форма отражения жизненных впечатлений органично присуща детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. М. А. Васильева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, С. А. Козлова и др. отмечали, что  в процессе театрализованной деятельности моделируются различные жизненные ситуации, развивается чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека в различных ситуациях.

В дошкольной педагогике проблеме театрализованной деятельности были посвящены работы ученых О.В. Акуловой, Л.В. Артемовой, Т.Н. Караманенко, С.Г. Машевской, Т.Г. Пеня, А.А. Петровой, Е.Р. Рагул, Б.П. Юсова и др. Анализ работ данных авторов позволил определить направления, сложившиеся в исследовании этого вопроса. Л. В. Артемова, предлагает использовать театрализованные игры, как сильное педагогическое средство, которое оказывает большое влияние на личность ребенка. С.Г. Машевская рассматривает структуру театрализованной деятельности, которая включает три звена — сочинительство, исполнительство и восприятие. А. А. Петрова выделяет два аспекта близости драматической формы для ребенка, во-первых, драматическая форма «изживания впечатлений жизни», лежит глубоко в природе ребенка и находит свое выражение стихийно; во-вторых, наблюдается связь всякой драматизации с игрой.

Одним из направлений программы И.А. Лыковой «Мир без опасности», является формирование ОБЖ посредством использования арт-технологии, связанные с приобщением детей к театральному искусству. На сновании этой программы Е.Ю. Александровой была разработана методика формирования ОБЖ у дошкольников посредством  театрализованной деятельности. В работах Н.С. Карпинской разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях.

Таким образом, проблема формирования ОБЖ у дошкольников широко освещена в психолого-педагогической литературе. В тоже время специалист отмечают, что методического обеспечения для работы по безопасности жизнедеятельности недостаточно. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и отсутствием, либо не достаточной методической разработанностью способов и средств по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.

Технология опыта

Цель работы – формирование основ безопасности жизнедеятельности и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге,  в природе, в социуме и быту посредством театрализованной деятельности.

Учитывая важность формирования основ безопасности жизнедеятельности воспитанников, и целевые ориентиры, указанные в ФГОС, мною поставлены следующие задачи:

1) формировать у детей необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения в быту, социуме, природе посредством театрализованной деятельности;

2) учить адекватно,  осознанно действовать в той или иной обстановке;

3) помочь детям овладеть элементарными навыками безопасного поведения.

4) способствовать воспитанию личности, осознающей ответственность за безопасную жизнедеятельность.

Методы проводимого исследования, работы с детьми:

1) теоретические - анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

2) практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, словесные, наглядные и игровые методы, методы диагностики.

По моему мнению, театрализованная деятельность обладает огромным воспитательно-образовательным потенциалом для формирования основ безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ), так как эта деятельность позволяет решить задачу на когнитивном (усвоение знаний), эмоциональном (формирование эмоций, чувств, отношений, и на их основе суждений о правилах безопасности жизнедеятельности) и поведенческом ( формирование навыков безопасного поведения),

Считаю, что эффективность этого вида детской деятельности обусловлена следующими преимуществами:

1) Театрализованная деятельность является один из самых доступных и интересных видов искусства для дошкольников, так как в ее основе лежит игра.

2) Участвуя в театрализованной деятельности, дети получают знания об окружающем мире во всем его многообразии без нравоучений и назиданий, обогащают свой жизненный опыт, в том числе и опыт по безопасности жизнедеятельности.

3) Театрализованные игры учат детей «проигрывать» различные ситуации, приобретать внутреннюю готовность к сложным жизненным ситуациям.

4) Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок  учится чувствовать и размышлять, переживать и сопереживать, знакомится с законами общества, в том числе с правилами безопасного поведения.

5) Театрализованная деятельность обеспечивает наглядность, что способствует лучшему усвоению знаний, и является одним из главных требований в образовании дошкольников.

6) Театрализованная деятельность активизирует все каналы восприятия ребенка: слуховой, зрительный, кинестетический и тактильный, что способствует лучшему усвоению и сохранению информации

На начальном этапе  работы я провела диагностику знаний детей по ОБЖ, навыков безопасного поведения у детей, используя диагностическую методику Т.И Бабаевой и А.Г. Гогоберидзе (Приложение 1).

Выбор этой диагностической методики обусловлен тем, что она позволяет оценить уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. В основе методики лежит комплексная беседа, состоящая из 4 блоков вопросов:

1) опасность контактов с незнакомыми людьми;

2) опасности на улице;

3) опасности в природе;

4) опасности в быту.

Работа была организована с учетом программных задач и возрастных особенностей развития ОБЖ детей дошкольного возраста и уровня развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи и содержание воспитания безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста:

- углубление интереса к правилам безопасного поведения и становление осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям, развитие умения оценивать ситуацию с точки зрения опасности и безопасности;

- расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций (типичных и нетипичных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе;

- расширение и уточнение представлений о способах безопасного поведения в типичных и нетипичных опасных ситуациях, различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной);

- освоение детьми моделей безопасного поведения в некоторых типичных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и обращения к ним в случае необходимости без напоминания взрослого;

- развитие поведенческих способов обращения за помощью к взрослому в типичной и нетипичной опасной ситуации;

- расширение и уточнение представлений о некоторых источниках опасности из окружающего мира (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления: гроза, наводнение, сильный ветер);

- расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных для мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, осушение рек и каналов, болот, вырубка деревьев, лесные пожары).

В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование исполнительских умений детей. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения. Если в среднем дошкольном возрасте дети преимущественно воспроизводят отдельные сюжеты сказок, то дети старшего возраста – сказку целиком.

Основной особенностью формирования ОБЖ  у детей дошкольного возраста является то, что процесс формирования происходит интерпсихической форме, то есть  через взаимодействие с взрослыми, сверстниками, через наблюдение жизненных ситуаций. Поэтому для ребенка очень важен пример  безопасного поведения, демонстрируемый близкими, значимыми для ребенка взрослыми, их поддержка и одобрение при попытках ребенка продемонстрировать безопасное поведение. Роль такого взрослого могут выполнять любимые герои сказок и литературных произведений. Ребенок пока еще не в полной мере способен к ответственности за свои поступки, но уже понимает, что хорошо или плохо для него. Поэтому понятие опасности, если ему раскрыть его сущность, легко встраивается в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место. Таким образом, безопасность как ценность переходит из внешнего, предметного мира во внутреннюю, интрапсихическую форму. В целом же безопасное поведение ребенка дошкольного возраста является скорее проявлением исполнительности, организованности, чем ответственности. 

Организуя работу, я опиралась на следующие педагогические принципы:

Принцип подражания. Подражание привлекательному герою, значимому человеку  способствует выработке стереотипов безопасного поведения.

Принцип эмоционального подкрепления и поддержки ребенка. Для формирования безопасного поведения ребенку необходимо подкрепление правильного поведения со стороны взрослого.

Принцип развития познавательных интересов и мотивов безопасного поведения. Интерес является особой формой проявления познавательной потребности, под влиянием которого знания и понятия становятся более полными, яркими и образными, а мотивы деятельности и поведения устойчивыми.

Принцип единства мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов в воспитании безопасного поведения. Педагогу важно поддержать в ребенке желание и интерес к безопасному существованию, мотивы в соблюдении правил безопасного поведения. Эта работа невозможна без развития и обогащения представлений и знаний детей о существующих опасностях, о безопасном поведении.

Принцип практикования в умениях и навыках безопасного поведения. Правила безопасного поведения невозможно осваивать только в игровой форме. Для этого требуется организация активной собственной деятельности или практики для ребенка, в которой закладываются и совершенствуются умения и навыки безопасного поведения.

Для формирования основ безопасности жизнедеятельности в работе со старшими дошкольниками я использовала  театрализованные игры: игры – драматизации и режиссерские игры.

Игры-драматизации

Игра-драматизация рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников, соответствующие  их  потребностям в чем-то необычном, в стремлении лично перевоплощаться в образы сказочных героев, придумывать, чувствовать себя кем-то иным. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В игре-драматизации образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Следовательно, значение и особенность игр-драматизаций состоит в сопереживании, познавательности, и воздействии художественного образа на развитие личности дошкольника.

Я использовала следующие виды игр-драматизаций: инсценирование отрывка или целого произведения; игра – имитация, игра – этюд, игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или соединение нескольких сюжетов без предварительной подготовки.

Инсценировка

Литературную основу для инсценировок составляют небольшие произведения, в которых обязательно есть  ярко выраженное событие и действие. Критериями отбора литературной основы служили художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, то есть какие полезные уроки для детей оно несет; соответствие жизненному и художественно-творческому опыту детей,

Для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников лучшей основой являются фольклорные сказки. Русские народные сказки  многослойны, и один из слоёв – уроки безопасности, которые должны освоить дети. Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. В русских народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Так, для  формирования правил поведения на улице, в социуме можно использовать в качестве литературной основы сказки «Колобок», «Красная шапочка», «Подарок волку» (старшая группа).  Инсценируя эти сказки, дети учатся не доверять посторонним неизвестным людям, не идти с «чужими» на улице по их просьбе, не разговаривать с незнакомцами. Сказка «Два жадных медвежонка» учит детей, что ссора с соседями, родными и близкими может иметь опасные последствия. Для  формирования правил безопасности дома, литературной основой для инсценировок могут служить сказки «Волк и семеро козлят», «Золотой цыпленок», сюжет которых учит детей не быть доверчивыми и не открывать дверь чужим, не рассказывать о том, что дома нет взрослых, уметь находить верное решение и помогать другим. Инсценировки по произведениям С. Маршака «Сказка про спички»  «Кошкин дом» научит детей, что  нельзя играть со спичками. Усвоению правил дорожного движения способствуют инсценировки по произведению С. Михалкова «Светофор». Бережному отношению к природе учит инсценировка по сказке «Гуси-лебеди». Преодолевать трудности, находить решения в разных жизненных ситуациях, звать на помощь, оказывать помощь научат инсценировки по сказкам «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Литературной основой для инсценировок могут служить и многочисленные сказки о ЗОЖ: «Зубик-зазнайка»,  «Друзья здоровья», «Про умное Здоровье», Сказка про то, как белка всех зверей приучила к зарядке», «Витамина для Винни Пуха» и др. Очень интересны развивающие авторские сказки Т.А. Шорыгиной «Осторожные сказки». Они помогают научить осторожному поведению дома («Умный наперсток»), безопасности на воде («Золотая рыбка») в лесу («Осколок стекла», «Советы лесной мышки»).

Изучая опыт педагогов, я нашла много вариантов сказок на новый лад, адаптированных под конкретные задачи формирования ОБЖ, и составила их картотеку (Приложение 2). Со старшими дошкольниками я организовала инсценировку сказки «Репка», переделанной мною на новый лад (Приложение 3). В свой вариант сказки я включила элементы, направленные на формирование здорового образа жизни.

Литературной основой для инсценировок могут служить и детская игровая поэзия, небольшие рассказы или отдельные главы из литературных сказок.

Основой для театрализованных игр могут быть и сюжеты, придуманные педагогом и предложенные детям. Я  предлагаю детям такие игры - драматизации, как «Незнакомец»,  которая учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых; «Один дома», в которой

ребенок усваивает правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери и др.

Игра-этюд и игра-импровизация

Игра-этюд и игра-импровизация - это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. С учетом возраста детей технология организации подобных игр осуществлялась следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета или, если дети подготовлены, импровизировать фрагменты поведения героев. Для того, чтобы пробудить у детей интерес к игровым этюдам, я проводила их два раза в неделю, продолжительность игры 10–20 минут. В качестве литературной основы были подобраны стихотворения, которые должны были вызвать яркий эмоциональный отклик у детей, и подходить для драматизации (Приложение 4)

Игра-имитация

Имитационная игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, создания образа объекта и процесса путем искусственного, подражательного воспроизведения.

Условия игры имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила её участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

В процессе работы я использовали такие имитационно-ролевые игры, как «Пожар в лесу», «Внезапный ураган», «Скорая помощь», «Переходим дорогу» и т. д. В качестве литературной основы использовались небольшие стихотворения. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя.

Работа над инсценировкой осуществлялась по  традиционной методике, включающей следующие этапы: выбор произведения; знакомство детей с произведением и создание мотивации для его инсценирования; анализ произведения: установление причинно-следственных связей между событиями, целей персонажей, мотивов их поступков, их чувств, переживаний; инсценирование (распределение ролей и работа над ролью); создание костюмов и декораций.

Все этапы работают на достижение образовательного результата, но, считаю, что особенно внимание  следует уделять обсуждению события и поведению героев, так как моей целью было не просто познакомить детей с правилами безопасного поведения, но привести их к осознанию необходимости их соблюдения, к пониманию того, как надо поступать в различных ситуациях и почему именно так. Дети предлагалось обсудить ситуацию (где опасность?); поведение героев в этой ситуации и его последствия; составить план-сценарий правильного поведения в данной ситуации и аргументировать свои ответы.

Организуя игры-драматизации, я  использую следующие методы:

1)  метод моделирования ситуаций, который предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, содержащих определенную опасную ситуацию и различных вариантов выхода из нее;

2) метод беседы, предполагающий анализ детьми ситуации и введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса;

3)  метод ассоциаций, который дает возможность путем ассоциативных сравнений проецировать ситуации и поведение героев произведений на ситуации из жизненного опыта детей, и их поведение,

 Для организации игр-драматизаций я использую пальчиковый, перчаточный, кукольный театр, театр масок.

Режиссерские игры

Сюжетом для режиссерских игр, в которых ребенок сам создает сцены, ведет роль игрушечного персонала, действует за него, изображает его интонацией, мимикой, чаще всего,  становятся знания ребенка, полученные из детских рассказов, сказок, мультфильмов. Как правило, в основе сюжета таких игр лежит событие, которое произвело на ребенка большое впечатление. Чтобы в режиссёрских играх дети использовали сюжеты, в которых есть потенциал для формирования ОБЖ, педагогу необходимо привлекать внимание детей к таким сюжетам, повышать их интерес к ним, создавать условия для организации режиссёрских игр: атрибуты, различные виды детских театров.

Для организации режиссерских игр я использую  настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Опыт работы убедил меня, что театрализованная деятельность организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия (проводится в форме игрового занятия, или быть частью занятия), в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, где могут проводиться инсценировки, игры-драматизации, как подготовленные, так и импровизации; осуществляться в самостоятельной деятельности детей (режиссёрские игры).

Мною разработаны конспекты ООД с использованием театрализованной деятельности по ОБЖ (Приложение 5)

Для закрепления знаний детей, полученных в процессе театрализованной деятельности, я считаю необходимым создавать условия для того, чтобы дети могли доступными художественными средствами выразить свои мысли по поводу ситуации в литературной основе, свои желания помочь героям.  Эффективно для закрепления полученных в ходе театрализованной деятельности навыков безопасного поведение является и проведение квест – игр, которые я активно использую.

Одним из необходимых условия для эффективности театрализованной деятельности, как средства формирования ОБЖ, является создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды. В группе создана среда, включающая различные виды детских театров, разнообразные альбомы на тему безопасности, дидактические игры, художественную литературу по основам безопасности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр на тему. Уголок безопасности оснащен разнообразными игровыми пособиями: атрибутами для организации и проведения театрализованных и сюжетно-ролевых игр по формированию ОБЖ, разрезными картинками, пазлами и дидактическими играми, альбомами.

Работа с родителями

 Поведенческие стратегии безопасного поведения у дошкольников формируются эффективно при условии сотрудничества педагогов и родителей. Поэтому очень важно определить четкую стратегию сотрудничества, сформулировать задачи педагогического взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасного поведения.

Беседы с родителями показали, что они понимают важность формирования ОБЖ у детей, но недостаточно реализуют на практике свои знания. В основном родители используют метод запретов в формировании знаний детей о правилах безопасного поведения. Недостаточную активность проявляют родители и во взаимодействии с педагогами по данному вопросу.

В работе с родителями я  использую традиционные и нетрадиционные формы работы: консультации, информационный материал.  Мною разработан информационный материал для родителей, подчеркивающий значимость театрализованной деятельности для формирования ОБЖ. Разработана консультация «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения» (Приложение 6). Разработаны консультации по значению театрализованной деятельности для всестороннего развития личности ребенка (Приложение 7),  Памятка  родителям «Организация театрализованной деятельности в семье» (Приложение 8)

Мне представляется, что отчасти невысокая активность родителей обусловлена отсутствием их большого интереса к традиционным формам работы по повышению их родительской компетенции. Я имею в виду наглядно-информационные формы Не отрицая значимость этих методов, я считаю, что в работе с родителями должны использоваться методы, предполагающие активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс. В процессе работы я использую следующие формы привлечения родителей к театрализованной деятельности: помощь ребенку в работе над ролью, изготовление декораций, костюмов, масок, кукол для театрализованной деятельности придумывание сказок и рассказов на новый лад, в которых содержаться элементы ОБЖ.

На мой взгляд, привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности способно повысить активность взаимодействия с родителями, их интерес к теме, сделать  их полноценными участниками воспитательного процесса. 

Еще одной нетрадиционной формой работы с родителями является использование средств ИКТ. Я использую следующие формы работы с использованием ИКТ: размещение информации по формированию безопасного поведения в быту на сайте детского сада, дистанционное общение с родителями «ВКонтакте», «Viber», «WhatsApp». Такой вид общения может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.

Я подготовила задания для родителей и детей, которые должны привлечь внимание родителей к теме формирования ОБЖ с использованием литературной основы для театрализованных игр (Приложение 9). Эти задания будут размещены в родительском чате.

Результативность опыта

Для определения эффективности работы по использованию дидактических игр для формирования экологического сознания дошкольников мною были использованы те же методики, которые использовались на первоначальном этапе. Результаты выполнения детьми  в начале и в конце года сравнивались. Сравнение результатов свидетельствуют о значительной положительной динамике в уровне сформрованности ОБЖ на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.

Таблица 1- Результаты диагностики уровня развития ОБЖ у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Уч. год

Октябрь

Апрель

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

2019/2020

2 (22%)

3 (33%)

4 (44%)

4 (44%)

3 (33%)

2 (22%)

2020/2021

4 (44%)

3 (33%)

2 (22%)

5 (55%)

4 (44%)

-

Вывод

Положительная динамика  позволяет сделать вывод о том, что театрализованная деятельность являются эффективным средством формирования ОБЖ у детей дошкольного возраста. Эти результаты свидетельствуют о том, что использование различных видов театрализованной  деятельности в процессе формирования ОБЖ позволяет детям не только усвоить знания ОБЖ, но и осознать их значимость, научить их уверенно ориентироваться в окружающей среде, сформировать навыки безопасного поведения.

Эффективность использования театрализованной деятельности была достигнута благодаря насыщенности и многообразию тем; систематическому включению театрализованных игр в жизнедеятельность детей; вовлечению детей на всех стадиях подготовки и проведения игр; совместной работе ребенка с взрослыми на всех стадиях организации театрализованной деятельности; организации взаимодействия с родителями и педагогами.

Заключение

В дошкольном возрасте закладываются основы безопасности жизнедеятельности.

Воспитание ОБЖ в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребенка элементарных знаний и навыков адекватного поведения в неожиданных и опасных для него и его здоровья ситуациях дома, в быту и на улице, в городском транспорте и на природе, при общении с незнакомыми людьми. Безопасное поведение зависит не только от знаний правил, но и от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания ребенка. Следовательно, формирование ОБЖ должно осуществляться на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Для этого организованная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме. Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Эти игры наиболее доступны для детей, являются интересным способом переработки информации, выражения эмоций, впечатлений. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Тема ОБЖ предлагает ребенку многогранные сюжеты для театрализованных игр. Литературная основа для этих игр включает в себя правила безопасного поведения и дает воспитателю возможность обсудить эти правила в условиях воображаемой ситуации, и закрепить их в условной, но приближенной к реальности жизни. Таки образом, театрализованная деятельность способствует заложению фундамента безопасности, когда ребёнок уже может справиться с множеством преград.

Поэтому я рекомендую воспитателям использовать театрализованную деятельность в процессе формирования ОБЖ у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л, Стеркина, Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 144 с.

2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание -  2015. - №4.- С. 19 - 23

3. Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности  - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.— 320 с.

4. Анастасова, Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности - М.: ЭКСМО, 2006. — 105 с.

5. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: Творческий центр. 2009.- 79 с.

6. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей– М.: Мозаика-синтез, 2014. – 64

7. Буренина,  А.И. Театр всевозможного: учебно-методическое пособие.  - СПб: Музыкальная палитра, 2002. -114 с.

8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,  1991.- 154 с.

9. Гербова, В. В. Если все не так.  Опасные ситуации – М.: Карапуз, 2017 – 66 с.

10. Гогоберидзе, А, Бабаева, Т. Мониторинг в детском саду   - М.: Детство-Пресс, 2011. — 592 с.

11. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 7 лет. – М.:ВАКО, 2017.- 281 с.

12. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сборник научных трудов.- М. Просвещение, 1992.- С. 34 - 37

13. Дергунская, В.А. «Образовательная область «Безопасность»: методический комплект программы «Детство» – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 184 с.

14. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду.- 2011.-№2.- с. 51 - 53

15. Куницына, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. –2014. – № 12. – С. 121-122

16. Лизунова, Е.В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста // Самарский научный вестник. – 2013. – № 3. – С. 55-57.

17. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду - М.: Творческий центр, 2009.- 89 с.

18. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 194 с.

19. Мошкин, В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации— Барнаул: АГИК, 2017. — 128 с.

20. Ситинова, С.Р. Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 28-32.  

21. Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки  - М. Книголюб, 2007. – 80 с.

22.  Шурочкина, И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми / Справочник старшего воспитателя -  2008.- №3- С. 27 - 31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

Обобщение опыта по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Обобщение опыта по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...

Обобщение педагогического опыта по теме Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллект...