Обобщение опыта педагогической работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
статья по обж
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при большей интенстивности автомобильного движения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта педагогической работы
воспитателя
Дементьевой Марины Андреевны
МДОАУ № 179
по теме:
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе, дети, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки во всех видах деятельности. Безопасность жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах.
Из сказанного следует, что проблема актуальна для образовательного учреждения и поэтому формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста составляет основу моего инновационного педагогического опыта.
Концептуальность
В психологических исследованиях (И.В. Дубровина, Н.П. Дубинин, В.И. Ковалев и др.) были выявлены психологические качества, сказывающиеся на результатах взаимодействия элементов системы «человек – транспортное средство – дорога и среда»: плохие способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; высокая напряженность, взвинченность; несдержанность, склонность к конфликтам и др. Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети - это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающегося транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление. В основе концепции формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста лежит идея развивающего обучения, обогащение жизненного опыта ребёнка теоретическими и практическими знаниями.
Новизна
Новизной и отличительной особенностью опыта является формирование у дошкольников безопасного поведения на улице, через освоение правил дорожного движения, воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения на улице, в транспорте.
Новизна опыта заключается в том, в процессе обучения детей основам безопасности и жизнедеятельности значительное место уделено формированию умения «быть внимательным на дороге». Считаю, что заниматься этой проблемой надо постоянно. Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших Правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно.
Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:
1. Переключение внимания на дорогу (различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда);
2. Спокойное, достаточное уверенное поведение на дороге (умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения);
3. Наблюдение (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего их движения);
4. Предвидение опасности (умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов);
5. Переключение на самоконтроль (умение следить за своим поведением). Для выработки этих навыков необходимо знание «законов» безопасного дорожного движения. Раскрывая сущность и содержание умений безопасного поведения учащихся в дорожном движении, одновременно определяем и содержание «законов безопасности дорожного движения».
Своеобразия выдвигаемых принципов
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дети должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.
- Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Наличие теоретической базы опыта.
Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.
Все программы дошкольных учреждений включают в себя определённое содержание работы по изучению правил дорожной безопасности. При подготовке к работе с детьми я обращаюсь к следующим программам:
- К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» Москва «Просвещение»1991г.
- Т.Ф.Соулина «Три сигнала светофора» Москва «Просвещение» 1989г.
- Н.А.Извекова «Правила дорожного движения» Москва «Просвещение»1980г.
- Н.Н.Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1997г.
- Программа «Школа юного пешехода» Москва 2012г.
- М.И.Альканова, В.И.Алёшкина «Воспитание здорового ребёнка» методическое пособие.
- Журналы: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду».
Большое значение имеет предметно – развивающая среда, где расположены: наглядные пособия, оборудование, инвентарь.
Такие наглядные пособия как:
- действующий светофор на участке ДОУ;
- наглядная агитация для родителей, детей;
- макет близлежащих улиц;
- фланелеграфы, плакаты, сюжетные картинки;
- переносной действующий светофор;
- детский педальный транспорт (велосипеды);
- светофоры, игрушки транспортные;
- конструкторы (строительный, металлический).
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр во всех группах:
- жезлы, свистки, фуражки милиционера;
- игрушки транспортные;
- флажки для перехода улицы;
- планшеты с перекрестком.
Дорожные знаки нагрудные и переносные:
- «Пешеходный переход»;
- «Движение пешехода запрещено»;
- «Круговое движение»;
- «Остановка автобуса»;
- «Осторожно дети»;
- «Телефон»;
- «Пункт медицинской помощи»;
- «Пункт питания»;
- «Движение направо (налево)».
Дополнительные материалы:
- видеофильмы;
- раздаточный материал по теме;
- детская художественная, методическая литература, грамзаписи.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в организации педагогических условий, определяемых нами как создание развивающей предметно-пространственной среды в направлении формирования основ безопасности и жизнедеятельности дошкольников. К условиям, способствующим эффективной организации педагогического процесса, мы относим:
1) создание и организацию системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах;
2) специальную подготовку педагогов по основам безопасности дорожного движения и технологии обучения, воспитанников безопасному поведению на дороге и в транспорте;
3) наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса;
4) организацию учебного процесса в общем плане работы учебного заведения;
5) постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку дошкольников к безопасному поведению на дорогах (семьи учащихся, ГИБДЦ); создание в ДОУ кабинета безопасности дорожного движения и соответствующее содержанию предмета оборудование;
Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов: непрерывности, систематичности последовательности обучения; наглядности и доступности; единства теории практики обучения и воспитания; учета возрастных индивидуальных особенностей учащихся; ведущей роли воспитателя при самостоятельности и активности обучаёмых; сотрудничества детей в процессе обучения.
При этом воспитатель должен знать:
1) физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге;
2) факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;
3) наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с незнанием собственных возможностей;
4) понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на дороге;
5) психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге;
6) психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге;
7) особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и за городом;
8) наиболее распространенные ошибки пешеходов
9) методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
10) факторы, влияющие на результативность формирования основ безопасности и жизнедеятельности по ПДД;
11) методические приемы, используемые в организованной деятельности по ПДД и их специфику;
12) учебные, наглядные и методические пособия, используемые на уроках ПДД (рекомендованные и допущенные);
13) игровые, ситуационные и другие проблемно-поисковые методы.
Оптимальность и эффективность средств
Для осуществления обучения детей правилам дорожного движения большое значение имеет специально организованное образовательное пространство. Используемое мною предметно-игровое оборудование и материалы позволяют детям многократно воспроизводить в игровой и учебной деятельности реальные ситуации поведения пешехода, пассажира, велосипедиста на проезжей части улицы, на тротуаре и т.п. Реалистичность, соответствие действующим правилам дорожного движения – обязательное условие для игрового и учебного материала.
В совместной деятельности с детьми РАЗРАБОТАНЫ и реализованы тематические проекты:
- Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Помни ПДД везде, а иначе быть беде!»
- «Улицы нашего города»
- «Азбука дорожной безопасности».
Чтобы разнообразить работу по этой теме, я использовала инновационные методы. Так в группе появились новые игры – алгоритмические, которые провожу на макете.
В этих играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Целью алгоритмических игр было не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления. В работе с детьми использую такие алгоритмические игры:«Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором». Цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома. Алгоритмическая игра «Дорога домой»
Цель. Дойти до дома из детского сада, соблюдая указанные повороты и переходы, не нарушая правил дорожного движения; четко и внятно изложить свои мысли.
Дидактическая игра: «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» - использую для ознакомления с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).
- Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую: атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
- Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
- Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
- Разные картинки, кубики, мозаики;
- Плакаты;
- Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка), дорожные знаки.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые , подвижные игры. Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.
В сентябре и мае я провожу диагностику знания детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, я корректирую дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.
Одна из форм профилактики детского дорожного травматизма работа с
родителями. Задача максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил дорожного
движения, но и навыков безопасного поведения на улицах, разнообразить формы работы с родителями , повышающие их личную ответственность за безопасность детей. Можно с уверенностью сказать, что многие родители сами не знают ПДД, поэтому нам педагогам необходимо раскрывать, объяснять родителям причины и условия способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. На собраниях, в беседах, консультациях и рекомендациях, с помощью пропаганды (стенгазет, брошюр, памяток, выставок совместных с детьми и родителями творческих работ) следует подчеркивать ту моральную ответственность которая лежит на родителях.
Результативность опыта
В процессе изучения правил дорожного движения у детей накапливается положительный опыт движения по улице, регулярная забота о своей безопасности, обогащается словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.
Итоги наблюдений в процессе исследования и данные
диагностического обследования позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что дети имеют высокий уровень – 51%, средний уровень – 32% и низкий уровень – 17% освоения программ.
У детей произошли значительные изменения. Они сами составляют и решают дорожные ситуации, дорисовывают недостающие элементы рисунка, умело пользуются плакатами и картинками, демонстрируют различные варианты решения проблемных ситуаций, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры.
Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы работы с воспитанниками.
- Уголок «Островок безопасности»;
- Долгосрочный проект «Уроки Светофорика»;
- Кружок «Светофорик»;
- Копилка для работы с детьми.
Приложение 1
Проект «Уроки Светофорика»
Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а также становятся инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние дети. Это невосполнимые потери, страдания, боль не только родственников, но и общества, ведь в дорожно-транспортных происшествиях погибает работоспособная часть нашего общества от 26 до 46 лет.
Установлено, что причиной большинства аварий являются грубейшие нарушения правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами. Основные правила, которые нарушают, это:
- превышение скоростного режима;
- нарушение правил обгона;
- выезд на полосу встречного движения;
- неиспользование в автомобилях детских удерживающих устройств.
Однако немалое количество ДТП происходит и по вине пешеходов. Основные причины ДТП с участием пешеходов:
- переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
- переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора;
- неожиданный выход из-за транспортных средств.
Как отмечают работники ГИБДД, большинство нарушений правил дорожного движения происходит из-за отсутствия взаимного уважения между участниками дорожного движения, а также по причине незнания и прямого игнорирования правил дорожного движения.
Чтобы на дорогах не гибли люди, перед нашим обществом поставлена цель: добиться максимального взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения и проявлять уважение к тем, кто вместе с нами ездит и ходит по улицам и дорогам нашей страны.
Почти каждый гражданин бывает в роли и пешехода, и водителя, а наши дети через игровую деятельность также осваивают эти роли. Поэтому все водители должны помнить, что в их руках жизнь и здоровье людей. А родители должны помнить, что от их воспитания и внимания зависит безопасность детей. Дети должны знать, что только знание и соблюдение правил дорожного движения сохранит им жизнь и здоровье.
Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить беспрекословно их выполнять. Чем раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов появиться у него сохранить свое здоровье и жизнь. Поэтому предлагаем начать обучение ПДД в дошкольном возрасте. Ведь все начинается в детстве. Все знаки дорожного движения нет надобности изучать, так как ребенок за руль автомобиля сядет не скоро. Но знаки дорожного движения, встречающиеся на улице города, дети должны знать. Особое внимание следует уделить знакам дорожного движения для пешеходов. Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Эта задача будет успешно реализовываться при взаимодействии воспитателей и родителей, общественных организаций. Но основная роль отводится дошкольным учреждениям, так как большую часть своего времени дети проводят в ДОУ.
Актуальность темы посвящена- обучению детей правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые не знают основ правил дорожного движения и играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогический коллектив особое внимание уделяет обучению детей ПДД.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Цели:
1. Изучение методического материала по теме проекта «Уроки Светофорика»
2. Разработка плана для формирования знаний у детей по безопасному поведению на дороге.
3. Планирование работы с родителями.
Задачи:
- формировать представления у детей о назначении светофора и его сигналах;
- познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасности на дорогах;
- воспитывать умение применять знания в повседневной жизни;
- разработать эффективную систему работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;
- оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения.
Интеграция образовательных областей: образовательная область «Познавательное развитие», образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», образовательная область «Речевое развитие», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Физическое развитие».
Тип проекта.
- Информационно-творческий;
- Долгосрочный;
- Групповой.
Методы реализации проекта:
Практические:
- содержание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;
- создание центра ПДД.
Словесные:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- подвижные игры;
- развлечения;
- моделирование ситуаций;
- консультации;
- наблюдения.
Наглядные:
- организация выставок;
- сбор фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций;
- информационно – агитационные стенды;
- театрализованная деятельность;
- личный пример взрослых.
Участник проекта
- Воспитанники ДОУ;
- Родители;
- Педагоги;
- Сотрудники ГИБДД.
Обеспечение:
Методическое:
- игротека – для уточнения, систематизации знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности. Дидактические игры в соответствии с возрастом.
- картотека Загадок – для закрепления знаний по дорожному движению.
- информационная копилка – для тематической подборки наглядных материалов, фотографий и иллюстраций.
- накопительная папка – для сбора конспектов тематических занятий, развлечений, стихов.
Материально-техническое:
- Пополнение методического обеспечения образовательного процесса;
- Наличие необходимого дидактического материала;
- Уголки безопасности в группах.
Этапы проекта.
I Подготовительный
(сбор информации по проблеме)
Цель:
1. Изучение методического материала по теме проекта «Уроки Светофорика»
2. Разработка плана для формирования знаний у детей по безопасному поведению на дороге.
3. Планирование работы с родителями.
- накопление информации, наблюдения за детьми, анализ проблемы;
- изучение литературы по теме проекта;
- подбор наглядно-методического материала;
- организация развивающей среды в группе;
- проведение диагностики и беседы с детьми на выявление уровня знаний ПДД;
- разработка проекта по теме «Уроки Светофорика»;
- составление плана работы с родителями.
Перспективный план | ||||
1 | Организация изучения Правил дорожного движения с воспитанниками согласно образовательной программы. | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | В течение года | |
2 | Проведение бесед: «Посмотри налево, посмотри направо» «Пора не пора – не ходи со двора» «Знакомство с улицей Солнечная» «Безопасность на дорогах» «Правила поведения в транспорте» «Регулировщик» «Правила дорожного движения» «Знаки в жизни человека»» «Для чего нужны дорожные знаки» «Предупреждающие дорожные знаки» «Знаки приоритета» «Запрещающие знаки» «Знаки особых предписаний» «Информационные знаки» «Знаки сервиса» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А.
| В течение года
| |
3 |
«Экскурсия по улице микрорайона» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | В течение года | |
| Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Октябрь | ||
Игра «Что? Где? Откуда?» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Ноябрь | ||
Тематическое развлечение «Путешествие Лунтика» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Декабрь | ||
| Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Январь | ||
| Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Март | ||
| Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Май | ||
4 | Проведение тематической недели по безопасности дорожного движения. | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Март | |
5 | Постановки кукольного спектакля «Происшествие в лесу»
| Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Январь | |
6 | Просмотр видеофильмов «Уроки безопасности дорожного движения» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Сентябрь Январь Май | |
7 | Организация встреч с работниками ГИБДД «ГИБДД – детям» Конкурс «Лучший пешеход» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Ноябрь | |
8 | Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | В течение года | |
9 | Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения. | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Июнь | |
10 | Пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение», «Город – транспорт» по Правилам дорожного движения. | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | В течение года | |
11 | Изготовление учебно – дидактических пособий( дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты) | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | В течение года | |
12 | Акции «Дети – детям» по взаимодействию старших и младших дошкольников, «Водитель, сохрани мне жизнь!» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | Февраль | |
Конкурсы | ||||
1 | Конкурс детских рисунков по Правилам дорожного движения | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | февраль | |
2 | Конкурс поделок «Мой микрорайон» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | апрель | |
3 | Конкурс « Знатоки дорожных наук» | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | март | |
4 | Участие в конкурсе среди детских дошкольных учреждений города «Зеленый огонек » | Ответственный воспитатель: Дементьева М.А. | март |
Прогнозируемые результаты:
- приобретение элементарных знаний по теме «ПДД»;
- имеет представление об опасных ситуациях, которые возникают на улице при катании на велосипеде, при игре на проезжей части дороги;
- имеет представление об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы;
- умение отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице;
- воспитать дисциплинированного пешехода.
Этап II Основной (Исследовательский)
Цель:
1. Формирование у детей знаний о безопасном поведении на дороге; знакомство детей со значением дорожных знаков; расширение словарного запаса детей по дорожной лексике.
2. Активизация работы по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей, накопление опыта, игрового и наглядного материала по теме «Дорожное движение».
Формы взаимодействия с родителями:
- Индивидуальный диалог с родителями.
- Анкетирование.
- Приобщение к чтению популярной литературы о ПДД.
- Знакомство с публикациями из центральной и местной прессы по данной проблеме.
- Приглашение родителей на дискуссионные встречи.
- Разработка памяток и рекомендаций для родителей по изучению ПДД у детей.
- Участие в родительских собраниях.
- Проведение консультаций “Дошкольник и дорога”;
- Оформление папок-передвижек, в которых содержится материал о ПДД.
- Проведение встреч-бесед родителей с инспектором ДПС («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма») .
- Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
Этап III Заключительный
1. Для определения результативности был проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о правилах поведения на дороге, о видах транспорта.
2. Презентация опыта работы на педагогическом совете, посвященном неделе педагогического мастерства «Безопасность в ДОУ».
3. Итоговое мероприятие «Путешествие Тигренка в большой город»»
Этап IV Итоги, выводы
Список используемой литературы
- Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
- Храмцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
- Л.Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, « Корифей», 2009.
- В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Тритий рим», 2007
- Ф.С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005
Приложение 1.1
Беседа на тему:
«Знакомство с улицей Солнечная».
Цель: Познакомить детей с улицей её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой стороне; переходить улицу только по подземному переходу или «зебре».
Приходит Буратино.
Здравствуйте ребята! Я тут недавно был в школе пешеходных наук и мне много рассказывали про улицы и дороги, но я не всё понял. Помогите мне разобраться!
Ребята, что такое улица? Понятно, это дорога, вдоль которой стоят дома.
Кого называют пешеходом? Значит, это люди, которые ходят пешком.
А кто такие пассажиры? Это люди, которые едут в транспорте.
А где по улице движется транспорт? Это значит по дороге, которая называется проезжая часть?
А по какой части улицы должен ходить пешеход? Надо запомнить, что пешеходы должны ходить по тротуару.
А по какой стороне они должны идти? Значит по правой, чтобы не мешать другим пешеходам.
Где пешеход должен переходить улицу? По подземным и пешеходным переходам. Значит, полосатая дорога и есть пешеходный переход. Её ещё называют «зеброй».
Ребята, мне загадали загадку, только я не знаю что это.
Днём и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня друзья?
А что обозначают сигналы светофора?
Ой как много мне надо запомнить!
Красный свет – стоять приказ.
Жёлтый свет мигнёт народу – приготовьтесь к переходу!
А зелёный загорится – путь свободен.
Светофор обращается ко мне и к машине одновременно, но совсем разными словами. В тот момент, когда он говорит тебе: «Иди!», машинам он приказывает: «Стойте!» А когда он машинам разрешает ехать, в ту же секунду он предупреждает тебя: «Стой!»
Вот теперь я всё понял! Спасибо вам ребята! Я постараюсь быть примерным пешеходом. Ну, мне пора. До скорой встречи!
Приложение 1.2
Беседа
Улица города Саранска «Солнечная»
Программное содержание. уточнить и закрепить знание детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения.
- дети, посмотрите внимательно, что можно сказать о нашей улице. Какие на ней дома?
- какое движение (одностороннее или двустороннее)?
-где разрешается ходить людям? Почему они должны идти только по тротуару? По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?
- где едут машины?
- если людям надо перейти дорогу, то где они могут это сделать? Как они узнают, что именно в этом месте переход?
- как регулируется движение по улице?
- что означают сигналы светофора?
- кто еще управляет движением транспорта и пешеходов?
- какие известные знаки есть на нашей улице? Для чего они нужны?
- для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? Как называют людей, едущих в транспорте?
После беседы для закрепления знаний о дорожном движении на занятиях по рисованию и аппликации можно предложить детям темы: «Улица города», «Светофор на перекрестке», «Я иду по улице».
Приложение 1.3
Цель: Если глаз откроет красный – За порядком наблюдает? 3 конкурс: «Вопросный» Ведущий: - Следующий конкурс на знание правил поведения на улицах. - Как правильно переходить улицу? - Как нужно обходить троллейбус, автобус? - Как нужно обходить трамвай? - Где можно кататься на велосипеде? - Можно ли перебегать улицу перед близко идущими автомобилями? - На каких машинах установлен сигнал сирены? (подведение итогов) Ведущий: - Молодцы, справились вы и с этим заданием. Там, где транспорту дорога, знать порядок все должны. На проезжей части строго игры все запрещены Чтоб дорогу перейти, взгляни налево, нет машин, Тогда шагай до середины, потом направо погляди, Машины нет – переходи. - Правила движения мы часто нарушаем, И в знаках, к сожаленью, мы тоже плутаем. - Ребята, знаете ли вы дорожные знаки? 4 конкурс: «Угадай дорожные знаки» - Вот кирпичик в красном круге, знак, известный всей округе, И водители все знают, что проезд… запрещен (проезд запрещен) - В круге красном обведенном, перечеркнут человек, и дороги пешеходам здесь, поймите, дальше… нет (движение пешеходов запрещено) - Этот знак, увидев рядом, каждый пешеход поймет, Бежать бегом теперь не надо – здесь (пешеходный переход) - Коль водитель вышел весь, ставит он машину здесь, Чтоб, ненужная ему, не мешала никому (место стоянки) - Коли вам нужна еда, то, пожалуйста, сюда. Эй, шофер, внимание! Скоро (пункт питания) - Этот знак тревогу бьет - вот опасный поворот. Ехать здесь, конечно, можно, только очень осторожно (опасный поворот) (подведение итогов) Педагог: - Вот и подошел к концу сегодняшний турнир веселых знатоков правил дорожного движения. Хочется отметить всех участников, они показали себя настоящими знатоками правил безопасного поведения на улицах города и села, ответили на все вопросы, справились со всеми заданиями (объявление результатов КВН и награждение грамотами) - Чтобы мир вокруг был всегда прекрасным и безопасным знайте правила дорожного движения, лучше, чем таблицу умножения! Кто ж у нас знаток сегодня, Нужно знать и соблюдать Трудно это мне решить,Правила движения! Потому хочу сегодняБудьте здоровы! И всем, Вам свидетельства вручить. до свидания! И большим и маленьким, Всем без исключения – |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....
"Презентация опыта работы" «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Пояснительная записка«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.Б...
обобщение опыта работы "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
опыт работы по методической теме...
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и ИКТ» (из опыта работы)
Использование информационно-коммуникационных технологий несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей, дает преимущество для формирования теоре...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
Актуальность и перспектива опыта . Колоссальная роль в процессе формирования отношений детей кокружающему миру принадлежит нам, взрослым: родителям, педагогам.Отношению к миру они учатся у нас, ч...