Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
материал (средняя группа)
Актуальность и перспектива опыта
. Колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к
окружающему миру принадлежит нам, взрослым: родителям, педагогам.
Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру. А так как
ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре
безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в
игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_ilinoy_i.s.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 городского округа Сорочинска Оренбургской
области.
Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
Воспитателя первой
квалификационной категории
Ильиной И.С
2022г
«Образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность ввиду этих опасностей».
К. Д. Ушинский
Слайд 1.
Обобщение педагогического опыта работы на тему Формирование у детей средней группы основ пожарной безопасности
Слайд 2.
Актуальность и перспектива опыта
. Колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к
окружающему миру принадлежит нам, взрослым: родителям, педагогам.
Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру. А так как
ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре
безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в
игровой форме.
Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Во–первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во – вторых, в ДОУ ещё недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.
Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни
ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический
материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
При работе над данной проблемой, приоритетной задачей считаю
культуру личной безопасности ребёнка и укрепление его здоровья. Идея моего опыта – собрать воедино весь имеющийся материал, наработанный мною по этой необходимой для всех нас теме. Думаю, что это станет хорошим подспорьем в работе по воспитанию и обучению детей основам жизнеобеспечения и приобщению их к здоровому образу жизни не только для педагогов, но и для родителей.
Данный материал является результатом работы по формированию у детей
4-5 лет навыков пожарной безопасности__
Слайд 3.
Определив тему и основную идею, я наметила главную цель работы : «Формирование и расширение представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем»
Исходя из цели, мною были поставлены задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
- Оформить в группе уголок…«Спички детям не игрушка!»..
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему ««Пожарная безопасность в дни Новогодних каникул»,
- Подготовить (принять участие) в семинаре – практикум «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности»
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:« Практические занятия по отработке плана эвакуации и порядка действий при чрезвычайных ситуациях, по пользованию средствами пожаротушения»
При разработке плана работы использовала следующие принципы:
Принцип полноты
Содержание видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадает, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности
Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на определенном возрастном этапе.
Принцип сезонности
При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия (тонкий лед поздней осенью…)
Принцип возрастной адресованности
При работе с детьми старшего дошкольного возраста учитываются психологические особенности данного возраста.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи
Содержание работы должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
Слайд 4
Этапы работы:
формирование у детей интереса к проблемам собственной безопасности.
Для этого мною создавалась предметная среда, В группе оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также тематические папки, плакаты, игрушки, макеты. Подобранна художественная литература на тему «Чтобы не было беды!», где собрана детская литература по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения.
- яркие игрушки, атрибуты к сюжетной игре «Мы – пожарные», а также дидактические и настольно – печатные игры «Пожароопасные предметы», «Добрый и злой огонь», «Чем можно потушить огонь?».
-Оформлен альбом с фотографиями о работе пожарных. ;
- проводилась совме стная деятельность педагога и детей – НОД, наблюдения, целевые прогулки, беседы, совместные сюжетные и дидактические игры, развлечения;
- работа с родителями – создание наглядного материала (папки – передвижки, буклеты, памятки), консультации.
- работа с педагогами: -проведение консультаций;
- создание папок передвижек;
-размещение информации на стендах сада;
-размещение информации в гуппах(онлайн)
Ежемесячно проводилась работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через театрализованную и изобразительную деятельность. Как показала практика, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара. Проведение занятий сопровождала показом открыток, картинок, плакатов, рассказов о «добрых» и «злых» делах огня. Постоянно напоминала детям, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, показывала макет спичечной коробки со спичками.
Объясняя их устройство и назначение, занятие строила так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес, обязательно приводила примеры, когда игра с огнем завершалась огнем. - формирование основ безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»
На занятиях детей знакомила с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом» обсуждали вопросы: «Почему телевизор можно смотреть с взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т.д. В работе использовала различные формы и методы, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей. Внимание детей обращала на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а так же правила «Нельзя!». «Нельзя»:
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы; -класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы. - формирование правил пожарной безопасности:
- расширять знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности .
Для объяснения правил использовала плакаты «Правила поведения при пожаре», «Не играй с огнем!», «Пожарный щит», детей знакомила с назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода проводила дидактические игры «Можно - нельзя», «Что включается в розетку», «Горит – не горит», «Разрешается - запрещается», а также знакомила с произведениями художественной литературы по данной теме, иллюстрациями, рассказывающими о борьбе людей с огнем. Проводила беседы: «Правила поведения при пожаре», «Детям об огне», логические задачи «Что делать, если?..», «Спички не тронь, в спичках огонь» способствующие формированию навыков безопасного поведения в быту. Обращала внимание на то, что как в организованной, так и в свободной деятельности развитие умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера.
Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации. При планировании работы по данной проблеме использовала формы и методы, имеющие наибольшее взаимодействие на эмоциональную сферу.
Слайд №5
Работа с родителями
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности использую разнообразные формы работы:
- привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе через: совместные рисунки, поделки для выставки;
- совместные рисунки для альбомов;
- помощь в изготовлении атрибутов для игр;
-индивидуальные консультации по запросам родителей;
- оформление стендов и родительских уголков;
- анкетирование;
- выставки детских работ совместно с родителями ;
- цикл консультаций : «Расскажите детям о пожарной безопасности» «Мама, папа! Помогите мне выучить правила безопасности»
-Оформление папок передвижек. «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре « Азбука безопасности для родителей» и др.
- беседы о пожарной безопасности;
- размещение в уголке для родителей статей материалов пожарной безопасности в домашних и природных условиях;
- анкетирование: «Что мы знаем о пожаре?», «Ваши действия при возникновении пожара».
Слайд №6
Работа с педагогами
- Инструктаж для сотрудников детского сада по пожарной безопасности;
- Оформление папки передвижки. Тема: «Учимся сообщать о пожаре по телефону»
- Консультация для воспитателей «Пожарная безопасность в дни Новогодних каникул».
Слайд №7
Результативность работы:
Проанализировав проведённую работу, я пришла к такому выводу, что планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на формирование основ пожарной безопасности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени
.∙ Опыт работы позволяет мне сделать выводы о том, что система планирования по основам пожарной безопасности детей способствует: формированию чувства безопасности у детей;
∙ осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
∙ формированию у детей сознательного и ответственного
∙ отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
развитию самостоятельности и ответственности.
∙ В ходе работы я отметила, что у детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети стали более внимательны, осторожны. Родители изменили свое отношение к формированию основных навыков безопасности, стали больше задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
Слайд №8
Перспектива работы:
Но работа еще будет продолжаться в течении года запланировано организовать с детьми :
- п/и «Пожарные на учении»;
- разминки «Чем тушат пожар», «Кто быстрее».
- заучивание стих-я «Мы - пожарные»
- НОД Коммуникация Составление рассказов на тему: «Что делать, если…?».
Познавательное развитие на тему "Пожарная безопасность"
- Д\Игра «Это я, это я, это все мои друзья» «Не играй с огнём», «Собери номер пожарной охраны».
- Развлечение «Осторожно, Огонь! »
- выставка детских работ «Огонь – друг, огонь – враг».
А также работу с родителями:
- Выпустить буклет: «Не страшен огонь тому, кто знает правила безопасного поведения с огнем.»
- Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год (дистанционно)
- Решение проблемных ситуаций «Если пришла беда» (дистанционно)
- Папка – ширма «Пожара можно избежать».
Работа с педагогами
- Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: Практические занятия по отработке плана эвакуации и порядка действий при чрезвычайных ситуациях, по пользованию средствами пожаротушения.
- Семинар – практикум «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности».
Литература:
- Шарыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей ». М: ТЦ Сферав, 2007-64ст
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кононова И.В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольбников», Айрис – Прес, 2008, издание 2-е/3е. 128с
Сантаева Татьяна Семеновна. Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Якутск, 2004. - 199 с. : ил. РГБ ОД,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста".
Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...
Выступление на педсовете Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
Выступление на педсовете Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»....
Презентация на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Презентация на тему:«Формированиеоснов безопасности жизнедеятельностиу детей дошкольного возраста»...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....
Обобщение опыта педагогической работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастаю...