Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
материал (средняя группа)

Актуальность и перспектива опыта

 . Колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к

окружающему миру принадлежит нам, взрослым: родителям, педагогам.

Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру. А так как

ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре

безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в

игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_ilinoy_i.s.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8  городского округа Сорочинска Оренбургской                  

                                                     области.

 Обобщение педагогического опыта по теме:  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

 

                                                                                      Воспитателя первой                  

                                                                                 квалификационной  категории

                                                                                                   Ильиной И.С

                                                     2022г

«Образование уменьшает число опасностей,

угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность  ввиду этих опасностей».

К. Д. Ушинский

Слайд 1.

Обобщение педагогического опыта работы на тему  Формирование у  детей  средней группы основ пожарной безопасности 

Слайд 2.

Актуальность и перспектива опыта

 . Колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к

окружающему миру принадлежит нам, взрослым: родителям, педагогам.

Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру. А так как

ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре

безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в

игровой форме.

          Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Во–первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во – вторых, в ДОУ ещё недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.

            Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни

ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический

материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе   желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность,  наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

           При работе над данной проблемой, приоритетной задачей считаю

культуру личной безопасности ребёнка и укрепление его здоровья. Идея моего опыта – собрать воедино весь имеющийся материал, наработанный мною   по этой необходимой для всех нас теме. Думаю, что это  станет хорошим подспорьем в работе по воспитанию и обучению детей основам    жизнеобеспечения и приобщению их к здоровому образу жизни не только для  педагогов, но и для родителей.

     Данный материал является результатом работы по формированию у детей

4-5 лет навыков пожарной безопасности__

Слайд 3.

Определив тему и основную идею, я наметила главную цель работы :  «Формирование и расширение представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем»

Исходя из цели, мною были поставлены задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
  2.  Оформить в группе уголок…«Спички детям не игрушка!»..
  3. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему ««Пожарная безопасность в дни Новогодних каникул»,  
  4. Подготовить (принять участие) в семинаре – практикум «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности»

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:« Практические занятия по отработке плана эвакуации и порядка действий при чрезвычайных ситуациях, по пользованию средствами пожаротушения»

При разработке плана работы использовала следующие принципы:

Принцип полноты

Содержание видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадает, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности

Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на определенном возрастном этапе.

Принцип сезонности

При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия (тонкий лед поздней осенью…)

Принцип возрастной адресованности

При работе с детьми старшего дошкольного возраста учитываются психологические особенности данного возраста.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

Содержание работы   должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

 Слайд 4

Этапы работы: 

 формирование у детей интереса к проблемам собственной безопасности.   

     Для этого мною создавалась предметная среда, В группе оформлен   уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры,   атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также тематические папки, плакаты, игрушки, макеты.  Подобранна  художественная литература на тему «Чтобы не было беды!», где собрана детская литература по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения.

  - яркие игрушки, атрибуты к сюжетной игре  «Мы – пожарные»,   а также дидактические и настольно – печатные игры «Пожароопасные предметы», «Добрый и злой огонь», «Чем можно потушить огонь?».  

-Оформлен  альбом с фотографиями о работе пожарных. ;

 - проводилась совме стная деятельность педагога и детей – НОД, наблюдения, целевые прогулки, беседы, совместные сюжетные и дидактические игры,   развлечения;

 - работа с родителями – создание наглядного материала (папки – передвижки, буклеты, памятки), консультации.

- работа с педагогами: -проведение консультаций;

- создание папок передвижек;

-размещение информации на стендах сада;

-размещение информации в гуппах(онлайн)

               Ежемесячно проводилась  работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через театрализованную и изобразительную деятельность. Как показала практика, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара. Проведение занятий сопровождала показом открыток, картинок, плакатов, рассказов о «добрых» и «злых» делах огня. Постоянно напоминала детям, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, показывала макет спичечной коробки со спичками.        

             Объясняя их устройство и назначение, занятие строила так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес, обязательно приводила примеры, когда игра с огнем завершалась огнем. - формирование основ безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»

            На занятиях детей знакомила с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом» обсуждали вопросы: «Почему телевизор можно смотреть с взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т.д.   В работе использовала различные формы и методы,   проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей. Внимание детей обращала на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а так же правила «Нельзя!». «Нельзя»:

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

 - разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы; -класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы. - формирование правил пожарной безопасности:

- расширять знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности .  

      Для  объяснения правил  использовала плакаты «Правила поведения при пожаре», «Не играй с огнем!», «Пожарный щит», детей знакомила с назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода проводила дидактические игры «Можно - нельзя», «Что включается в розетку», «Горит – не горит», «Разрешается - запрещается», а также знакомила с произведениями художественной литературы по данной теме, иллюстрациями, рассказывающими о борьбе людей с огнем.   Проводила беседы: «Правила поведения при пожаре», «Детям об огне», логические задачи «Что делать, если?..»,   «Спички не тронь, в спичках огонь» способствующие формированию навыков безопасного поведения в быту.        Обращала внимание на то, что как в организованной, так и в свободной деятельности развитие умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера.      

      Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации. При планировании работы по данной проблеме использовала формы и методы, имеющие наибольшее взаимодействие на эмоциональную сферу.  

Слайд №5

Работа с родителями 

      С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности использую разнообразные формы работы:

- привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе через: совместные рисунки, поделки для выставки;

 - совместные рисунки для альбомов;

- помощь в изготовлении атрибутов для игр;

-индивидуальные консультации по запросам родителей;

- оформление стендов и родительских уголков;

- анкетирование;

 - выставки детских работ совместно с родителями ;

- цикл консультаций  :   «Расскажите детям о пожарной безопасности» «Мама, папа! Помогите мне выучить правила безопасности»     

-Оформление папок   передвижек. «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре « Азбука безопасности для родителей»    и др.    

- беседы о пожарной безопасности;

 - размещение в уголке для родителей статей материалов пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

- анкетирование: «Что мы знаем о пожаре?», «Ваши действия при возникновении пожара».

 

 Слайд №6

Работа с педагогами

  • Инструктаж для сотрудников детского сада по пожарной безопасности;
  • Оформление папки передвижки. Тема: «Учимся сообщать о пожаре по телефону» 
  • Консультация для воспитателей «Пожарная безопасность в дни Новогодних каникул».

Слайд №7

Результативность работы: 

         Проанализировав проведённую работу, я пришла к такому выводу, что планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на формирование основ пожарной безопасности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени

. Опыт работы позволяет мне сделать выводы о том, что система планирования по основам пожарной безопасности детей способствует:  формированию чувства безопасности у детей;

  осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;

  формированию у детей сознательного и ответственного

 отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;  

развитию самостоятельности и ответственности.

 В ходе работы я отметила, что у детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети стали более внимательны, осторожны. Родители изменили свое отношение к формированию основных навыков безопасности, стали больше задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.

Слайд №8

Перспектива работы:

        Но работа еще будет продолжаться в течении года  запланировано организовать с детьми : 

  •  п/и «Пожарные на учении»;
  • разминки «Чем тушат пожар», «Кто быстрее».
  • заучивание стих-я «Мы - пожарные»
  • НОД Коммуникация Составление рассказов на тему: «Что делать, если…?».
  • Познавательное  развитие на тему "Пожарная безопасность"

  • Д\Игра «Это я, это я, это все мои друзья»  «Не играй с огнём», «Собери номер пожарной охраны».
  • Развлечение  «Осторожно, Огонь! »
  • выставка детских работ «Огонь – друг, огонь – враг».

А также работу с родителями:

  • Выпустить буклет: «Не страшен огонь тому, кто знает правила безопасного поведения с огнем.»
  • Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год (дистанционно)
  • Решение проблемных ситуаций «Если пришла беда» (дистанционно)
  • Папка – ширма «Пожара можно избежать».

Работа с педагогами

  • Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: Практические занятия по отработке плана эвакуации и порядка действий при чрезвычайных ситуациях, по пользованию средствами пожаротушения.
  • Семинар – практикум  «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности».

Литература:

 

  1. Шарыгина Т.А. «Правила   пожарной безопасности для детей ». М: ТЦ Сферав, 2007-64ст
  2. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Кононова И.В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольбников», Айрис – Прес, 2008, издание 2-е/3е. 128с
  4. Сантаева Татьяна Семеновна. Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Якутск, 2004. - 199 с. : ил. РГБ ОД,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...

Выступление на педсовете Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Выступление на педсовете Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»....

Презентация на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Презентация на тему:«Формированиеоснов безопасности  жизнедеятельностиу детей дошкольного возраста»...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....

Обобщение опыта педагогической работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастаю...