Проект «РОСТ» - преемственность в реализации программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

             Основной задачей при работе с детьми с ОВЗ, помимо обучения и воспитания, является социализация, то есть включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общество в качестве полноценного участника социума, и вместе с тем подготовка общества к принятию такого ребёнка. На решение этих задач направлено создание в Ашинском районе образовательного технопарка «РОСТ: развитие, образование, сотрудничество, технологии».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rost.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17» города Аши Челябинской области

Проект «РОСТ» - преемственность в реализации программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ

(доклад на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов)

август 2019г.

Учитель-дефектолог:

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

                                                     2019г.

            Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую группу населения, занимающую значительное место в социальной структуре нашего общества. Особенность этих детей заключается в том, что им очень сложно  самостоятельно без помощи взрослого реализовать свои социальные потребности. В тоже время мы понимаем, что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и «находить себя» в сложных жизненных ситуациях. Именно поэтому педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья может обеспечить оптимальное развитие, успешную интеграцию их в социум, т.е. то, что мы называем социализацией. Анализ ситуации по нашему району показал, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы растёт,  их социализация представляет одну из наиболее актуальных педагогических проблем. 

             Основной задачей при работе с детьми с ОВЗ, помимо обучения и воспитания, является социализация, то есть включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общество в качестве полноценного участника социума, и вместе с тем подготовка общества к принятию такого ребёнка. На решение этих задач направлено создание в Ашинском районе образовательного технопарка «РОСТ: развитие, образование, сотрудничество, технологии».

        Технопарк «РОСТ» отталкивается от слова «технологии». В его названии заложена сама суть его создания. Развитие — это создание специальной коррекционно-развивающей среды, в которую погружается ребёнок. На это направление работают специалисты: педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед. Сама территория технопарка — школа-интернат №5 г. Аши —является развивающей средой: сенсорная комната, сенсорные доски и «бизиборды» в коридорах, читательские и уголки для развивающих игр, элементы развивающих игр, игрушек, размещённые в помещениях школы.

         Сотрудничество с резидентами — участниками технопарка — работает на социализацию детей, учит ребятишек быть частью общества и в то же время учит общество принимать детей с ОВЗ. В термине «технологии» заложено сразу два понятия: «урок технологии», который помогает ребёнку определиться с интересами, начиная с кружка и заканчивая предпрофессиональной подготовкой. Второе значение термина — это «педагогические технологии», то есть применение развивающих технологий в работе с детьми с ОВЗ, например, «Песочная терапия», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Камешки Марблс» и другие.

           На сегодняшний день в работу технопарка включены следующие резиденты: школа-интернат №5, школа №7, школа №9 г. Аши, Детскоюношеский центр и станция юных техников, детский сад №17 и районное методическое объединение педагогов–психологов. Но организаторы проекта открыты для сотрудничества, готовы принять в своё творческое содружество новых резидентов. Ими могут стать различные предприятия, организации города и района, общественные организации, средства массовой информации. Так, учитель-дефектолог МКДОУ №18 г. Аши Козлова Н.Г. приняла участие в организации досуга детей во время весенних каникул на базе школы-интерната №5 провела открытое занятие по развитию речи с применением ТРИЗ творческое рассказывание. А также учитель-дефектолог МКДОУ № 10 г. Сим Теплова С.В. проявила инициативу и провела мероприятие с использованием сказкотерапии. В этом учебном году педагог планирует продолжить  коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ в рамках проекта РОСТ. МКДОУ № 3 г. Аши планирует стать резидентом Технопарка в этом учебном году.

           Главная задача технопарка «РОСТ» — создание единого уникального коррекционно-развивающего образовательного пространства для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в котором он сможет не только обучаться по адаптированным образовательным программам с трёхлетнего возраста (коррекционная группа школы-интерната), но и получать специализированную помощь специалистов. Здесь же ведутся кружки и творческие студии. Открыв дверь школы-интерната, ребёнок сразу погружён в развивающую среду, так как окружающее его пространство само работает на развитие.

   Самое главное, что работа технопарка по предложенным четырём направлениям: развитие, образование, сотрудничество, технологии, помогает сформировать целостную коррекционно-развивающую среду, при погружении в которую ребёнок развивается в меру своих индивидуальных психо-физиологических особенностей, способностей, интересов. Это позволяет ребёнку получить максимально возможное (по индивидуальным показателям) развитие, освоить образовательные программы  (в меру своих возможностей), проявить себя в творчестве (в выбранном направлении). Все это дает возможность поддержать здоровье ребёнка, улучшить качество жизни и повысит уровень социализации ребёнка с ОВЗ, а, значит, максимально возможно подготовит его к взрослой жизни. Коммуникативные навыки, сформированные в ходе взаимодействия с резидентами технопарка, помогают увереннее чувствовать себя в общении с социумом. Дети с ОВЗ, проживающие на территории Ашинского муниципального района, получают возможность достижения максимально, с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития и обучения непосредственно в своей территории. Предпрофессиональная подготовка обучающихся завершает цикл обучения «от детского сада, до профессии».       

            Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17»  города Аши является резидентом образовательного технопарка «РОСТ» от дошкольного образования.

            Многие из выпускников нашей группы обучаются в  школе-интернате №5 г. Аши. Проект «Рост» позволяет нам - педагогам осуществлять преемственность в реализации программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этого проекта, согласно перспективного плана, в школе регулярно проводятся развивающие занятия в игровой форме. Занятия включены в учебное расписание школы-интерната № 5 г. Аши. Планирование занятий ведется в тесной взаимосвязи учителя-дефектолога и учителя начальных классов.

        Задания подбираются индивидуально для каждого ребенка, учитывая его психологические возможности. Для детей, не посещавших наш детский сад, предлагается выполнить разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучение основных сенсорных эталонов, таких как форма, размер, цвет, толщина. Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии.  А наши выпускники продолжают осваивать уже известные им игровые технологии. Закрепляют и расширяют свои знания в сфере сенсорных эталонов. Если в детском саду они выполняли элементарные действия по  картинкам игровых альбомов, то  в школе они учатся использовать знаки и символы, работать по схемам и карточкам.

        Таким образом, мы имеем возможность отслеживать динамику освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья. Курс наших занятий мы проводим под названием «Вместе весело играть».

        Работу с игровыми пособиями планируем с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производим планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строим занятия в игровой занимательной форме, используем разную степень сложности заданий и дозированную помощь.

       В целом, специальная работа по развитию мышления с использованием игровых технологий позволяет  развивать у детей с ограниченными возможностями здоровья определенные умственные операции. По результатам педагогического наблюдения психического развития детей заметен очевидный рост показателей по всем критериям оценки мыслительной деятельности. Отмечается переход от беспорядочной деятельности к планомерному осмысленному выполнению детьми  класса поставленных задач. Использование наглядного дидактического материала показывает положительную динамику развития  детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети учатся правильно выполнять задания, им становится доступным элементарный перенос умений. Действия становятся более целенаправленными, осмысленными, организованными. Таким образом, используются потенциальные возможности умственного развития детей. Занимаясь по данной методике, дети стали более сконцентрированными, целеустремленными, сообразительными, у них значительно улучшилось оперативная память и внимание.  

       Мы считаем, что использование игровых технологий в работе со школьниками с ограниченными возможностями здоровья играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций. Хочется отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине), пробуют выявлять и абстрагировать свойства, овладевают умственными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация,  учатся кодировать и декодировать информацию, классифицировать с заданными свойствами.

      Если в дошкольном возрасте дети не могли освоить весь материал, то теперь у нас появилась возможность продолжить начатую коррекционную работу по освоению игровой технологии. Дети с удовольствием участвуют в этом интересном проекте.

      Кроме того, педагоги школы-интерната № 5 г. Аши (педагог-психолог, педагог-дефектолог и учителя начальных классов) заинтересовались этой методикой и успешно используют ее на своих уроках.

         Мне, как учителю-дефектологу ДОУ отрадно осознавать, что заложенные знания и умения в дошкольном возрасте имеют свое продолжение и развитие в школе. Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения.

           Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала, которое возможно лишь при создании особого образовательного пространства. Мы видим такое пространство именно в рамках нашего технопарка, который позволяет выйти в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на новый уровень их социализации.

          Спасибо за внимание!

Литература:

  1. https://sch5asha.educhel.ru/about/rost

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ограниченными возможностями.

«Утверждаю»:Директор ГБУ «Реабилитационный центрдля детей и подростков с ограниченнымивозможностями Конаковского районаСилкина Н.В._______________«____» _______________ 2013 г....

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет»

Рабочая программа учителя-логопеда Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» разработана в соответствии ...

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Коррекционно-развивающее занятие "Правила поведения воспитанных детей" для детей с РАС от 4 до 7 лет

Целью и задачами занятия являются: формирование и закрепление у детей знаний и навыков о правилах поведения в группе, дома, общественных местах, учить детей отличать хорошее поведение от плохого,...

Аналитические справки по результатам реализации программы коррекционно-развивающего обучения

Анализ эффективности педагогической деятельности по реализации программы...