Положительные аспекты влияния театрализованной деятельности на речевое развитие детей
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Одной из задач развития детей групп компенсирующей направленности – формирование качественной стороны речевой деятельности в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам помогает вовлечение детей в театрализованную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_i_rech.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Положительные аспекты влияния театрализованной деятельности на речевое развитие детей

       Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Играя, ребенок осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

   Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

    Одной из задач развития детей групп компенсирующей направленности – формирование качественной стороны речевой деятельности в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам помогает вовлечение детей в театрализованную деятельность.

      Следует отметить, что сегодня в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что объясняется  способами ее организации. Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы, ведь и подготовка к спектаклю, и сам спектакль так не похожи на игру!

   Я работаю учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, и мы совместно с воспитателями стараемся разрешить противоречия между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении с помощью объединения речевых навыков детей и театрализаций в проектной деятельности.

     Сначала, конечно же, мы организовали развивающую театрализованную среду, состоящую из различных видов театра.

      Инсценировали сюжеты знакомых детям сказок, но не в том содержании, в котором дети привыкли их слышать, а в новом, сочиненном самими детьми (меняли зачин сказки или ее концовку). Таким образом, у нас получились  сказки на новый лад «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три поросенка».

     Затем по своим сюжетам сказок дети рисовали иллюстрации к ним, делали аппликации. В качестве результата (продукта) проектной деятельности выступает создание книг детского творчества. В книгу помещали тексты сказок, сочиненных детьми, и иллюстрации авторов. Таким образом, мы создавали с детьми творческие книги. Старались привлечь к этой деятельности и родителей, которые создали совместно с детьми книгу сказок «Гуси-лебеди». В этом учебном году мы запланировали долгосрочный проект «Творческая библиотека». А основное содержание библиотеки какое? Конечно же, книги. И мы с детьми создали уже 4 книги сказок.

 Также наша детская библиотека пополняется книгами-продуктами проектной деятельности «Правильно я буду говорить –звуки все произносить». Дети готовят альбомы, рисунки, аппликации на определенный звук речи. Каждый ребенок представляет свою работу, проводит презентацию. А это тоже, своего рода выступление, в результате которого преодолевается страх публичного доклада. Все работы объединяются в книгу из серии «Покоренный звук»

      Мы считаем, что такой вид организации педагогической деятельности очень значим, т.к. одновременно решается целый ряд задач как воспитательно-образовательных, так и      коррекционных  

   Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования речи ребенка.

    Проводимая нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка творческих и театрализованных игр оправдывает себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, у них значительно улучшается речь.