Главные вкладки

    Использование игрового набора "Дары фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми с овз
    статья по коррекционной педагогике

    Лысова Надежда Валентиновна

    В статье представлен материал по практическому использованию игрового набора Фребеля вкоррекционно-развивающей  работе с детьми с ОВЗ и инвалидами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл frebel.docx24.46 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Инновационные технологии в обучение дошкольников с ОВЗ и детей инвалидов»

    ТЕМА- Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру.

    Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность, и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.

    Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля». Набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

    Особое значение данный  игровой набор «Дары Фрёбеля» имеет для работы с детьми ограниченными возможностями здоровья .

    МБДОУ детский сад комб.вида №19 «Земляничка» вот уже более 15 лет работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья .  Коллектив дошкольного учреждения  постоянно находится в поиске новых современных технологий и методик для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья разных категорий (это  дети с ЗПР, дети с УО, дети с РАС , дети с ТНР и др ).

    Одной из интересных развивающих технологий, используемых  в последнее время педагогами детского сада №19  в работе  с детьми с проблемами развития,  является систематическое и целенаправленное использование игрового набора «Дары Фребеля». Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам ДОУ решить поставленные коррекционно-развивающие задачи.

    Данный игровой набор стал нам настоящим помощником в разнообразных формах работы с детьми.

    Играя с модулями набора «Дары Фрёбеля», дети знакомятся с различными понятиями, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности.

    В работе с данным пособием  мы уделяем большое внимание проявлению активной самих детей, организации разных видов детской  деятельности, потому что все дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, а особо дети с проблемами развития. И еще одно важное условие эффективности работы - все действия детей во время деятельности  мы соединяем со словом, а ведь именно слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт.

    С помощью модуля №1 «Текстильные мячики» у детей:

    - тренируется мелкая моторика рук;

    - развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;

    - дети изучают цвета и формы;

    - ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.);

    - с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;

    - закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.

    Модуль №2 – «Основные тела» помогает детям усвоить форму предметов, развивает умение сравнивать фигуры между собой, анализировать и выявлять особенность и качество каждой, знакомит с движениями предмета по траектории и различным направлениям.

    Подобные работы закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формируют у ребенка пространственную ориентацию.

    Модуль № 3 «Куб из кубиков»

    Модуль № 4 «Куб из брусков»

    Модуль № 5 «Кубики и призмы»

    Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики» дает возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.

    Таким образом, развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил.

    Модуль № 7 «Цветные фигуры» позволяет ребенку «окунуться» в мир различных плоскостных геометрических фигур, в результате чего тренируется мелкая моторика рук, развивается зрительно-моторная координация, речь и мышление.

    Модуль № 8 «Палочки» помогает детям обучиться счёту, овладеть простейшими математическими действиями (сложение и вычитание) с использованием палочек, способствует развитию творческих способностей (составление различных узоров и картинок, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребёнка.

    Модуль № 9 «Кольца и полукольца» тренирует мелкую моторики рук, развивает зрительно - моторную координацию, творческие способности (составление различных узоров и картинок, игровую деятельность ребёнка.

    Модуль № 10 «Фишки» применяем с целью сортировки и упорядочивания фигур по цвету, по форме, обучению счету, используя фишки в качестве счетного материала. Также с помощью данного модуля дети выполняют простейшие математические действия (сложение и вычитание).

    Модуль № 11 «Цветные тела» знакомит ребенка с различными геометрическими формами, тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.

    Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка» тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу с комбинацией форм и цветов, развивает речевые способности и игровую деятельность ребенка.

    С помощью модуля № 13 «Башенки» закрепляем название геометрических фигур, навыки конструирования. Объединение с модулями 3-6 позволяет создать сложные конструкции.

    Модуль № 14 «Арки и цифры» способствует развитию мелкой моторики рук, сенсомоторных навыков, творческих способностей, готовит руку к рисованию и письму, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребенка.

    Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ, мы учитываем индивидуальные особенности, а так же возможности каждого ребенка в частности, их желания и  интересы. Мы считаем, что «Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.

    В процессе системного и целенаправленного  использования игрового набора «Дары Фрёбеля», мы создали свою картотеку дидактических игр по образовательным областям для детей с ОВЗ:

    - социально-коммуникативное развитие – «Чудесный ящик», «Поможем матрешке», «Магазин», «Светофорчик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;

    - познавательное развитие – «Подберем веревочки для матрешек», «Дорожки для матрешки», «Теремок из кубов», «Прокатим шарик в ворота», «Соберем бусы матрешке», «Подчиним коврик», «Что в мешочке?», «Отражение», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости», «В мире фигур», «Морские обитатели», «Аптека», «Космос», «Туристический автобус», «Аэропорт»;

    - речевое развитие – «Тропинка для колобка», «Матрешка спряталась», «На что похоже?», «Что было раньше?», «Путаница», «Небоскрёб», «Для чего ещё», «Волшебники»;

    - художественно-эстетическое развитие – «Домики для котят», «В гости к матрешкам», «Цветок для мамы», «Бусы для мамы», «Галстук для папы», «Огоньки для ёлочки», «На полянке», «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок», «Перышко курочки рябы», «Качели», «Бабочка», «Рожица», «Грибок», «Веточка мимозы», «Зайчик», «Снеговик»;

    - физическое развитие – «Поймай шарик», «Мышки, берегите хвостик!», «Веревочка», «Карусели», «Ловец жемчуга», «Боулинг», «Эстафета», «Волшебный шар», «Умею-не умею», «Лови-лови», «Тише мыши», «Ручеёк».

    Каждая из игр одной образовательной области, способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка.

    Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.


    Подготовила: учитель-дефектолог Лысова Н.В


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Театрально – игровая деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»

    Широко используя театрализованную деятельность, а в частности театрализованные игры, я не отвергаю других методов и приёмов логопедической работы. Мне лишь хотелось акцентировать внимание педагогов на...

    Игровые упражнения в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда с использованием ниткографии "Рисующая ниточка"

    Данная  методическая разработка позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребенка, стимулирующую развитие внимания, восприятия, воображения,  способствует развитию реч...

    Опыт работы Тема: «Театрально – игровая деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»

    Цель:Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность, и создание условий для развития всех психических процессов, для коррекции речевых нарушений детей и развития их ...

    Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

    Мастер-класс для педагогов: «Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»

    Мастер-класс для педагогов:«Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»...