Примерное комплексно-тематическое планирование по формированию пространственных представлений у дошкольников.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сычёва Ольга Евгеньевна

Учитывая требования ФГОС, в настоящее время перед педагогом стоит задача в создании благоприятных условия для реализации, самореализации и   социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Восприятие и осознание пространственных отношений — необходимое условиеадаптации организма к среде существования. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Кроме того их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

В связи с вышесказанным формирование у детей в группах компенсирующей направленности полноценных пространственных представлений, является важным направлением в работе учителя-дефектолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernoe_kompleksno.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное комплексно-тематическое планирование по формированию пространственных представлений у дошкольников.

Mесяц

 Неделя

Лексическая тема

   

               Задачи  

   

Дидактические игры

   

Ориентировка в пространстве

Сентябрь

1.

Детский сад. Игрушки.

Формировать пространственные представления (далеко, близко).

«Далеко и близко»

Далеко и близко

                                                    Октябрь

1.

Осень. Деревья

Ориентировка в «схеме собственного тела»

Различать правую и левую стороны собственного тела

«Назови, в какой руке мяч?»,

- « Покажи и назови стороны своего тела»,

- «Какая часть тела, левая или правая»

Левая, правая стороны собственного тела

2.

Овощи. Огород

Различать положение предмета относительно себя

- «Правая и левая сторона»,

- «Будь внимательным» ориентировка на листе бумаги,

Слева, справа

3.

Фрукты. Сад

Различать верхние и нижние стороны относительно себя.

- «Покажи и назови, что вверху, а что внизу»

Вверху, внизу

4.

Овощи. Фрукты. Ягоды

Различать положение предмета на листе бумаги.

- «Повтори не ошибись»,

- «Будь внимательным» ориентировка на листе бумаги,

Слева, посередине, справа

5.

Продукты питания.

Различать положение предмета на листе бумаги.

- «Рисуем картинку»,

- «Расположи предметы правильно»

Слева, посередине, справа

                              Ноябрь

2.

Посуда

Различать положение предмета относительно себя

- «Скажи где?»,

- «Что спереди, а что сзади»,

- «Расставь посуду»,

Спереди, сзади

3.

Мебель

Различать :далеко, дальше, близко, ближе.

- «Помоги Незнайке»,

- «Ответь правильно»,

- «Закрась правильно»

Далеко, дальше, близко, ближе

4.

Домашние птицы

Различать положение предмета относительно себя.

- «Кто слева, а кто справа»

Слева, справа

                          Декабрь

1.

Домашние животные

Различать положение предмета относительно себя

- «Что где находится»

Пространственное расположение предметов относительно себя

2.

Дикие животные

Различать положение предмета относительно себя.

- «Куда свернула лиса»,

- «Кто слева, а кто справа»

Влево, вправо

3.

Новый год

Формировать пространственные представления (далеко, близко)

- «Далеко и близко»

Далеко, близко

               Январь

3.

Транспорт

Различать положение предмета относительно себя

- «Расставь правильно транспорт»,

- «Куда свернула машина»,

Влево, вправо

4.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Формировать представление о пространственных отношениях.

- «Что где находится»

-«Что находится внизу, а что верху»

Наверху, внизу, слева, справа

                                            Февраль

1.

Зима.

Зимующие птицы

Различать положение предмета на листе бумаги.

- «Кто где?»,

- «Разложи картинки с изображением времен года в правильном порядке»

- «Кормушка»

Слева, посередине, справа

2.

Профессии

Различать положение предмета относительно себя, обозначать словами положение предмета относительно себя (понимание и употребление предлогов)

- «Скажи где находятся инструменты»

Пространственное расположение предметов относительно себя

3.

День защитника Отечества

Различать положение предмета относительно себя.

- «Солдат»

Пространственное расположение предметов относительно себя

                   Март

1.

Мамин день

Различать положение предмета относительно себя.

- «Скажи где?»,

- «Мамин праздник»

Слева, посередине, справа

2.

Весна

Различать положение предмета относительно себя.

- «Разложи картинки с изображением времен года в правильном порядке»

Влево, вправо

3.

Перелётные птицы

Различать положение предмета на листе бумаги.

- «Кто где находится»,

- «Правильно расположи предметы»

Слева, справа, наверху, внизу (на листе бумаги)

                                        Апрель

1.

Насекомые

Различать и называть части суток «Вечер».

- «Подбери картинки, где изображено «вечер»

Части суток

2.

Цветы

Различать положение предмета на листе бумаги.

- «Разложи цветы»

Слева, справа, наверху, внизу, посередине (на листе бумаги)

3.

Дом. Улица. Город.

Различать положение предмета относительно себя.

- «Скажи где?»,

- «Что спереди, а что сзади»,

- «Прогулка в парке»

Спереди, сзади

4.

Правила дорожного движения

Различать положение предмета относительно себя.

- «Раскрась правильно светофор»

Вверху, посередине, внизу

Май

1.

День победы

Различать положение предмета относительно себя.

- «Назови, что слева, а что справа»

Слева, справа

2.

Школа

Различать положение предмета на листе бумаги.

- «Разложи школьные принадлежности»

Слева, справа, наверху, внизу, посередине (на листе бумаги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственных представлений у дошкольников

 Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

Формирование пространственного представления у дошкольников

Краткое описание опыта по формированию у дошкольников пространственного представления с помощью геометрических фигур...

Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

В статье описаны актуальность проблемы, особенности пространственных представлений у детей с ОНР, основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОНР и даны пример...

Формирование пространственных представлений у дошкольников

Формирование пространственных представлений у дошкольников...