Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Главацкая Екатерина Львовна

    В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР  с учетом возрастной группы, с подбором игр и упражнений по всем направлениям работы. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

    Последовательность работы  в данном направлении должна соответствовать генезису освоения ребенком пространства. Прежде всего, необходимо создать условия для обогащения  и осознания детьми своего двигательного опыта, собственной позиции среди окружающих предметов. Только на этой основе может быть построено дальнейшее обучение, направленное на восприятие и воспроизведение различных свойств пространства в двигательных, наглядных и вербальных моделях.

    Формирование представлений о пространстве происходит более эффективно, если в коррекционную работу вовлекается большее количество связей: зрительных, слуховых, двигательно-кинестетических, вестибулярных и т. д.

            Особо важное значение приобретает активное перемещение детей в пространстве и самостоятельные действия по отображению пространственных компонентов. Все пространственные понятия дети должны усваивать в игре, в процессе активных действий с реальными предметами, с дидактическим материалом, наблюдая за действиями педагога. Это предполагает проведение занятий не только по традиционно установленной методике, когда дети сидят за столами или кружком около педагога, но и с включением таких игровых элементов, которые предполагают свободное передвижение, перестраивание по отношению друг к другу и к окружающим предметам. С этой целью широко используются нейропсихологические разминки.

    Усвоение слов-терминов, отражающих пространственные представления, происходит более успешно в процессе определенных практических действий, чем тогда, когда объект только демонстрируется и выделенные пространственные признаки даны визуально. В случае только зрительного восприятия дети могут формально запомнить слово, и, хотя понимание его будет сохранно, оно не вызовет соответствующего образа в другой ситуации. Поэтому формирование словесных обозначений пространственных признаков входит во все виды деятельности. Это помогает преодолеть диссоциацию между умением давать словесную характеристику выделенных отношений и умением в практическом действии воспроизводить эти отношения.

    Основными приемами коррекционно-развивающей работы должны быть показ, совместные действия, действия по подражанию, выполнение серии однотипных тренирующих упражнений, наблюдение, объяснение.

    Пространственные отношения, устанавливаемые между объектом и субъектом в процессе одного вида деятельности, уточняются и закрепляются в других ее видах, причем задачи постепенно усложняются.

    Работа по формированию пространственных представлений осуществляется как в процессе фронтальных, так и  индивидуальных дефектологических и логопедических занятий, предусмотренных в дошкольном учреждении; а также входит составной частью в воспитательный процесс в целом: это привитие навыков самообслуживания, бытовые, трудовые процессы, наблюдения, экскурсии, подвижные игры на воздухе, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Комплексное воздействие со стороны дефектолога, логопеда, воспитателей и других педагогов дошкольного учреждения обеспечивает эффективность данной работы.

    Направления и этапы работы

    Коррекционная работа по формированию пространственных представлений включает 5 основных направлений:

    • освоение телесного пространства;
    • освоение внешнего пространства;
    • освоение пространственных схем и диктантов;
    • конструирование и копирование;
    • освоение квазипространственных представлений.

    Каждое направление представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений и как бы повторяет нормативное овладение детьми пространственными представлениями в ходе их развития.

    В каждом направлении выделяются этапы (последовательность) работы. Структура заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений к наиболее сложным – лингвистическим, квазипространственным представлениям.

    Переход к следующему этапу работы возможен только при овладении детьми знаниями, умениями и навыками предыдущего этапа. Такая организация коррекционно-развивающей работы оптимальна с точки зрения нормативного развития функций, реализации принципа замещающего развития.

    Первое направление коррекционной работы – освоение телесного пространства, является базовым, основным в формировании пространственных представлений. Задачи данного направления – это формирование у детей схемы тела;  определение в схеме собственного тела положений вверху-внизу, впереди-сзади; формирование представлений о правой, левой стороне тела.

    Второе направление работы – освоение внешнего пространства предполагает расширение диапазона движений в разных зонах пространства (нижней, верхней, средней); определение направлений в пространстве относительно собственного тела, удаленности предметов; определение положения предметов относительно друг друга, себя относительно других предметов; знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив.

            Третье направление – пространственные схемы и диктанты.

    Задачи: выполнение двигательных диктантов, составление двигательных маршрутов; ориентировка в пространстве с помощью плана; ориентировка на листе бумаги; дифференциация зрительно-пространственных характеристик букв; графическое воспроизведение направлений; выполнение графических диктантов.

            Четвертое направление – конструирование и копирование. Сюда относятся конструирование из разного вида материалов; конструирование на плоскости; складывание разрезных картинок; задания на перцептивное моделирование; копирование фигур и изображений разного уровня сложности, с поворотом на 90, 180 градусов. 

            Пятое направление – формирование квазипространственных представлений – включает в себя работу над предлогами, обозначающими пространственные отношения предметов, а также ориентацию в линейной последовательности ряда (предметного, числового).

    Планирование  коррекционной работы

    Направления

    Задачи

    Задания

    Младшая группа

    ТП. Освоение телесного пространства.

                               

                                   

    ВП. Освоение внешнего пространства.

    КН. Конструирование.

    КП. Копирование.

                   

    ТП 1. Формирование схемы тела.

     

    ТП 2. Определение в схеме собственного тела положений вверху-внизу, впереди-сзади.

    ТП 3.1. Определение правой и левой руки.

     

    ВП 1. Расширение диапазона движений в разных зонах  пространства (нижней, средней, верхней).

    КН 1. Конструирование из строительного, природного материала, бумаги.

    КН 2. Конструирование на плоскости с использованием счетных палочек, мозаики, веревочек, проволоки, фасоли, гороха и других мелких предметов.

    КН 3. Складывание разрезных картинок разного уровня сложности.

    КП 1. Копирование простых фигур.

    ТП1-1.

    ТП2-1.

    ТП3.1-1.

    ВП1-2, ВП1-3.

    КН1-1.

    КН2-1.

    КН3-1.

    КП1-1.

    Средняя группа

    ТП. Освоение телесного пространства.

    ВП. Освоение внешнего пространства.

                         

    КН. Конструирование.

    КРК. Квазипространственные речевые конструкции.

    ТП 3.2. Соотнесение частей тела с правой, левой рукой.

     

    ВП 2. Определение направлений                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            в пространстве относительно своего тела.

    ВП 3. Определение удаленности предмета.

    КН 4. Перцептивное моделирование.

    КРК 1.1. Понимание предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов.

    КРК 1.2. Употребление предлогов.

    КРК 2.1. Ориентация в линейной последовательности предметного ряда.

    ТП3.2-1.

    ВП2-1 – ВП2-6.

    ВП3-1 – ВП3-3.

    КН4-1.

    КРК 1.1-1, КРК 1.1-2.

    КРК 1.2-1.

    КРК 2.1-1. – КРК 2.1-3.

            Старшая группа

    ТП. Освоение телесного пространства.

    ВП. Освоение внешнего пространства.

                                 

    ПСД. Пространственные схемы и диктанты.

    КП. Копирование.

    КРК. Квазипространственные речевые конструкции.

    ТП3.3. Выполнение сложных перекрестных заданий.

    ВП 4. Определение положения предметов относительно друг друга.

    ВП 5. Определение положения себя относительно других объектов.

    ПСД 1.1. Выполнение двигательных диктантов.

    ПСД 1.2. Составление двигательного маршрута (по шагам).

    ПСД 2.1. Ориентировка в пространстве при помощи плана.

    ПСД 2.3. Наглядное моделирование.

    ПСД 3. Ориентировка на плоскости.

    ПСД 4. Дифференциация

    зрительно-пространственных характеристик букв и цифр.

    КП 2. Копирование сложных фигур и изображений.  

    КРК 2.2. Ориентация в линейной последовательности числового ряда.

    ТП3.3-1, ТП3.3-2.

    ВП 4-1. – ВП 4-9.

    ВП 5-1. – ВП5-4.

    ПСД 1.1-1. – ПСД 1.1-3.

    ПСД 1.1-1.

    ПСД 2.1-1. – ПСД 2.1-4.

    ПСД 2.3-1.– ПСД 2.3-3.

    ПСД 3-1. – ПСД 3-10.

    ПСД 4.1. – ПСД 4-10.

    КП 2-1.

    КРК 2.2-1. – КРК 2.2-5.

    Подготовительная группа.

    ВП. Освоение внешнего пространства.

    ПСД. Пространственные схемы и диктанты.

    КП. Копирование.

    ВП 6. Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив.

    ПСД 2.2. Составление плана.

     

    ПСД 5. Графическое воспроизведение направлений.

    ПСД 6. Графические диктанты (тетрадь в клетку).

    КП 3. Копирование фигур и изображений с поворотом на 90 и 180 градусов.

    ВП 6-1. – ВП6-16.

    ПСД 2.2.

    ПСД 5-1. – ПСД 5-3.

    ПСД 6-1. – ПСД 6.5.

    КП 3.

    Содержание и методика коррекционной работы

            ТП. Освоение телесного пространства.

    ТП 1. Формирование схемы тела.

     Работу следует начинать с формирования схемы тела, повышения тактильной чувствительности, зрительно-двигательной координации.

    ТП1-1. «Угадай». (3-4года)

            Ребенок лежит на полу с закрытыми глазами. Педагог подходит и дотрагивается до его ноги, руки и т. п. Ребенок должен открыть глаза и показать (назвать),  к какой части тела прикоснулись.

    ТП1-2. «Поставь знак». (4-5 лет)

    Ребенок стоит с закрытыми глазами, педагог дотрагивается пальцем «ставит точку» или рисует пальцем кружок на носу, лбу, спине, животе ребенка. Ребенок открывает глаза и выполняет то же действие на соответствующей части тела педагога. Затем место педагога занимает другой ребенок.

    ТП 2. Определение в схеме собственного тела положений вверху – внизу, впереди – сзади.

    Чтобы дети могли практически усвоить эти абстрактные понятия,  можно «привязать» их к конкретным образам. Например, верх (голова, бант, солнце), низ (ноги, пол, трава, ботинки). Затем проводятся следующие игры.

    ТП2-1. «Выше – ниже». (3-4 года)

    Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем…»; «ниже, чем…». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и, наконец, с закрытыми глазами.

    Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела  (рук – плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела – шея, плечи, грудь, спина, живот; ног – бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.

    ТП2-2. «Спереди – сзади». (4-5 лет)

    Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, живот и т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

    ТП2-3.  «Повтори за мной». (4-5 лет)

    Ребенок и педагог встают рядом перед зеркалом и с проговариванием выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «под подбородком», «за ухом» и т.д.

    ТП 3. Формирование представлений о правой и левой стороне тела. 

            ТП3.1. Определение правой и левой руки.

            При выполнении данной задачи пользоваться можно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона.

    Можно маркировать левую руку с помощью цветной тряпочки, браслета, шерстяной тесьмы. Ребенок должен усвоить, что левая сторона – это там, где чешется. Можно прикрепить значок у сердца. Такие маркеры на первых этапах  должны присутствовать на ребенке постоянно. Таким образом, ребенок получает прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.

    ТП3.1-1. Игра «Найди свое сердце». (3-4 года)

            Оборудование. Фломастеры красного и зеленого цвета.

    Ребенка просят определить, где у него сердце, давая возможность рукой почувствовать биение сердца. Затем ребенку необходимо объяснить, что у всех людей сердце находится с левой стороны. Педагог рисует красным фломастером  на левой руке сердце, а затем на правой руке, например, зеленый флажок. Следовательно, цветная картинка является зрительным подкрепителем в процессе формирования умения различать правую и левую сторону у себя. В дальнейшем будут использоваться лишь цветовые сигналы (зеленый и красный), которые будут ассоциироваться у детей с правым и левым направлением пространства.

            После этого детям предлагаются игры, направленные на закрепление умения определять правую и левую руки. При затруднениях ребенку предлагается обратить внимание на рисунок, изображенный на руке.

            ТП3.1-2. «Закинь мяч в корзину». (4-5 лет)

           Оборудование. Корзина, мячи красного и зеленого цвета.

           В центре зала ставится корзина, рядом кладутся мячи красного и зеленого цвета. Ребенок должен правой рукой закинуть все мячи зеленого цвета в корзину. Цвет мячей является сигналом.

             ТП3.1-3. «Надень кольцо». (4-5 лет)

             Оборудование. Два стержня, кольца красного и зеленого цвета Детей можно разделить на 2 команды. Одна команда надевает зеленые кольца на правый стержень, другая команда красные кольца – на левый стержень. Выигрывает команда, которая первая справляется с заданием.

             ТП3.1-4. «Разложи мячи». (4-5 лет)

             Оборудование. Две корзины, мячи красного и зеленого цвета.

    В центре зала ставятся две корзины, рядом лежат мячи. Детей разделить на две команды. Одна команда выбирает только зеленые мячи и складывает их в правую корзину, другая команда складывает красные мячи в левую корзину.                       

            ТП3.1-5. «Покажи». (4-5 лет)

            Среди детей выбирается ведущий, который располагается в центре круга в удобной для него позиции и дает команду показать правую или левую руку. В дальнейшем эта игра усложняется тем, что всем игрокам, кроме ведущего, завязывают глаза.

            ТП3.1-6. Чтение детям стихотворения В. Берестова. (4-5 лет)

            Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог.

    Но вдруг ученик в голове почесал той самой рукою, которой писал, и мячик

    кидал, и страницы листал, и ложку держал, и полы подметал. «Победа!» -

    раздался ликующий крик: где право, где лево — узнал ученик.

     ТП3.1-7. «Покажи и назови». (4-5 лет)

    — Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).

    — Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Доброжелательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить.

     ТП3.1-8. Задание на различение и называние рук с помощью схемы. (4-5 лет)

            Оборудование. Рисунок ладошек.

    Ребенок должен подойти, приложить кисть к схеме, определить руку.

     ТП3.1-9. «Возьми круг». (4-5 лет)

            Оборудование. На столах лежат геометрические фигуры.

    Детям дается инструкция: «Возьмите круг в правую руку, положите. Возьмите квадрат в левую руку. И т.д.»

           ТП3.1-10. «Сосед, подними руку». (5-6 лет)

            Игроки, сидя на полу, образуют круг. Водящий передвигается по кругу и останавливается напротив одного из игроков и громко произносит «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, сидящему между ними. Если кто-то из игроков ошибается, т.е. поднимает не ту руку или вообще забывает ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

           

            ТП3.2. Соотнесение частей тела с правой, левой рукой.

    ТП3.2-1. «Право – лево». (4-5 лет)

    Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и правая рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой.

    Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем – с левой рукой. Эти упражнения повторять до появления у ребенка уверенной ориентировки в сторонах своего тела.

    ТП3.3 Выполнение сложных перекрестных заданий.

    Задания даются в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левое ухо). Наиболее сложным является выполнение этих заданий в следующих играх.

    ТП3.3-1. «Не ошибись». (5-6 лет)

    Инструкция: «Потри левой рукой правый локоть, дотронься правой пяткой до левой коленки, почеши указательным пальцем правой руки за левым ухом и т.д.».

    ТП3.3-2. «Путаница». (5-6 лет)

    Педагог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.

           ВП. Освоение внешнего пространства.

            ВП 1. Расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

            ВП1-1. «Движения в нижней зоне». (4-5 лет)

            Сюжетный контекст –  «Пустыня».

    Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку», например между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т.п.

            «Змея» - перемещения по полу без помощи рук (на животе, спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или удава.

            «Скорпион» — переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями.                                                                                                        

            «Суслики» — перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места.

            «Перекати-поле» — перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разной скоростью. Эти упражнения направлены также на осознание границ собственного тела.

    ВП1-2. «Движения в средней зоне». (3-4 года)

    Сюжетный контекст — «Царство животных».

    Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.

    «Лягушка» — прыжки на месте и в пространстве.

    «Заяц» — прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения.                                                                  

    «Медведь» — медленные, тяжелые, сильные.

    «Лиса» — плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах.

    «Лев» («тигр», «пантера») — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоции).

    «Лошадь» — акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

    ВП1-3. «Движения в верхней зоне». (3-4 года)

    Сюжетный контекст — «Царство птиц».

    «Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.

    «Орел» — сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук, движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).    

    «Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.

    «Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.

    В конце каждой волшебной игры-превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» — необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей).

    ВП 2. Определение направлений в пространстве относительно своего тела. 

    Дети усваивают такие пространственные свойства предметов, как удаленность, местоположение, а также изменчивость и относительность пространственных отношений. Все задания строятся таким образом, что позиция ребенка является точкой отсчета.

    Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» - приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом, который и поясняет каждое направление.

    Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем – только взором.

           Кроме этого, с детьми проводятся игры, направленные на дифференциацию понятий «справа - слева»   и умение правильно называть данные пространственные направления. Перед проведением игр проводится обучение. Привлекая внимание детей, педагог поднимает правую руку, а затем указательным пальцем показывает положение справа и говорит: «Правое - справа». Затем называет предметы,

    расположенные справа. То же самое он делает левой рукой. Потом упражнение повторяют дети. 

    ВП2-1. «Движения в одном направлении». (4-5 лет)

    Предложить детям: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

    ВП2-2. «Что находится справа от меня?». 

    Попросить ребенка показать правую руку, затем не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутить его и спросить: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

           ВП2-3. «Ровный круг». 

           Оборудование. Кубики.

    Из кубиков строится круг. По команде педагога детям предлагается перемещаться по кругу то в правую, то в левую сторону.

           ВП2-4. «Найди свое место». 

           Оборудование. Зеленый и красный обручи.  

    В разных углах зала напротив детей педагог кладет два обруча: зеленый - справа, красный - слева. Все дети делятся на две команды: правую и левую. По сигналу: «На прогулку!», все дети разбегаются по залу в разных направлениях. По сигналу: «Найди свое место!», дети должны найти свой обруч: правые – правый, левые – левый и подбежать к нему.

            ВП2-5. «Назови соседа справа (слева)».       

           Оборудование. Мяч.

    Дети стоят в кругу, водящий –  в центре. Водящий бросает мяч любому игроку, тот называет своего соседа справа и возвращает мяч водящему.  

    ВП2-6. «Повернись направо, повернись налево».

    Оборудование. Мяч.

    Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

    ВП2-7. «Кто где стоит?». (5-6 лет)

    В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача — обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

    ВП2-8. «Диспетчер и самолет». (5-6 лет)

    При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а взрослого — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами. Роль диспетчера может выполнять другой ребенок.

            ВП2-9. «Передай мяч назад».

           Оборудование. Мяч.

    В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

           ВП2-10. «Моя комната». 

    В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?.. а слева?.. (и т.д.)» Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т.д.

    Необходимо отметить, что преобразование пространства может выполняться мысленно, в плане представлений, в условиях использования знаковой системы. По мнению исследователей, овладение знаковой и, в частности, графической культурой не только способствует расширению возможности видеть, понимать пространственные зависимости, но и приводит к обогащению принципиально новыми средствами ориентировки в пространственных отношениях. В качестве знаковой системы в коррекционно-развивающей работе можно использовать стрелки-векторы.

    Под руководством педагога дети рассматривают стрелку, сравнивают ее очертания с вытянутой рукой (указательный жест) и приходят к выводу, что с ее помощью удобно показывать нужное направление. Для формирования навыка пространственной ориентировки в направлениях верх-низ, впереди-сзади, справа-слева с помощью стрелки-вектора детям предлагаются различные игры.

    ВП2-11. «Молчанка». (5-6 лет)

    Оборудование. Карточка с изображением стрелки.

    Педагог показывает карточку со  стрелкой, а дети жестом указывают направление пространства, изображенное на карточке.

            ВП2-12. «Угадай». (5-6 лет)

            Все дети располагаются по кругу. Педагог перед каждым ребенком кладет перевернутые карточки со стрелками. По команде дети должны перевернуть свою карточку и показать изображенное направление. Потом карточки меняются.

            ВП2-13. «Покажи карточку».

            Ведущий выполняет движение руками в определенном направлении, а игроки должны найти соответствующую карточку со стрелкой у себя на столе и показать ее.

           ВП2-14. «Сделай наоборот».

            Ведущий показывает карточку со стрелкой, а дети  жестом должны показать противоположенное направление в пространстве.

           ВП2-15. «Куда плывут рыбки?». (5-6 лет)

           Оборудование. Лист с изображением рыбок, плывущих в разные стороны.

    Инструкция: «Раскрась рыбок, плывущих направо, зеленым карандашом, налево – желтым».

           ВП2-16. «Ракеты». 

           Оборудование. Лист с изображением ракет, летящих в разные стороны.

    Инструкция: «Раскрась ракеты, которые летят вверх, красным цветом, вниз – синим, налево – зеленым, направо – желтым.

     

    ВП 3. Определение удаленности предмета.

    ВП3-1. «Какой рукой легче дотянуться?»  (4-5 лет)

    Игра направлена на формирование зрительной оценки пространства, развитие глазомера. Перед ребенком на столе (с правой или левой стороны) кладут какой-либо предмет на расстоянии вытянутой руки. Ребенок сначала говорит, какой рукой легче дотянуться до этого предмета, затем проверяет это действием.

    ВП3-2. «Кто спрятался?». 

    Оборудование. Две коробки, игрушки: зайчик и медвежонок.

    Две коробки ставятся в зале так, что одна оказывается ближе к ребенку, а другая – дальше от него. В одной коробке спрятан зайчик, в другой – медвежонок. Ребенку дается задание дойти до ближней (дальней) коробки и найти, кто там спрятался. Остальные дети оценивают правильность выполнения задания.

            ВП3-3. «Накормим зверей». 

           Оборудование. Игрушки: белка и заяц; картинки с пищей.

    На столе стоят заяц и белка, между ними лежит стопка картинок. Дети по очереди подходят к столу, берут картинку и кладут ее либо ближе к белке, либо ближе к зайцу.

    ВП 4. Определение положения предметов относительно друг друга. 

    После выработки навыка ориентировки в пространстве относительно себя можно переходить к ориентировке в направлениях и расположении в пространстве предметов относительно друг друга.

    В процессе работы постепенно и последовательно осуществляется переход от использования реальных предметов к их изображениям, а затем и к графическим схемам.

            В начале обучения детям предлагается рассмотреть пространственные отношения между предметами, которые создаются с помощью предметов (мяча и корзины). После того, как дети усваивают обозначенное педагогом пространственное взаиморасположение предметов, смогут их смоделировать и словесно обозначить, детям предлагается карточка-схема, на которой изображается рассматриваемое пространственное положение двух предметов (корзина на схеме обозначается квадратом, мяч - кругом). Педагог объясняет детям, что изображено на карточке-схеме и какое пространственное положение предметов данная карточка обозначает (в, на, над, перед, за, справа, слева, между). Для формирования умения определять и самостоятельно создавать пространственные отношения между предметами детям предлагается серия подвижных игр.

            ВП4-1. «Займи свое место». (5-6 лет)

           Оборудование. Набор карточек-схем.

    Двое детей располагаются на ковре друг за другом на небольшом расстоянии. Ведущий предлагает из набора карточек - схем, на которых изображены такие пространственные отношения между предметами, как перед, за, между, выбрать игроку любую из карточек и занять то положение относительно двух других детей, какое изображено на карточке - схеме. После этого все дети оценивают правильность выполнения задания. Если игрок неправильно выполняет задание, он выбывает из игры. Выигрывает тот ребенок, который ни разу не ошибся.

    ВП4-2. «Кто быстрее». 

    Оборудование. Две корзины, мячи, карточки-схемы.

    Выбираются два игрока. На расстоянии нескольких метров от них ставятся две корзины, рядом с каждой из них лежит мяч и карточка-схема. По команде «Вперед!» дети бегут (прыгают) каждый к своей корзине и располагают мяч по отношению к корзине так, как изображено на карточке-схеме. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание и быстрее вернется на место.

            ВП4-3. « Найди игрушку». 

           Оборудование. Коробка большого размера, игрушки.

    В центре зала ставится коробка, и раскладываются игрушки (мишка, кукла, машинка, кубик, пирамидка) в разных позициях по отношению к коробке: в, на, под, за, перед, справа, слева. Дети по очереди получают задания « Принеси игрушку, которая находится под коробкой, и т. п.»

    Дети находят нужные игрушки и отвечают на вопрос педагога, что и где они нашли.

    ВП4-4. «Капризный фотограф». 

    Оборудование. Игрушки: корова, заяц, мишка и т. п.

    Взрослый – фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.

            Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а ежа — слева от лисы».

    Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

    ВП4-5. «Собираем урожай». 

    Оборудование. Картинки с овощами, фруктами.

    Разложить перед ребенком ряд картинок. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».

    ВП4-6. «Елочка».

    Оборудование. Демонстрационное полотно с прорезями для картинок, картинки.

    Дети по инструкции должны расположить соответствующие картинки слева и справа от елки.

            ВП4-7. «За столом».

           Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять руку тем детям, кто сидит за правой половиной стола, аналогично — сидящим слева.

    ВП4-8. « Найди и покажи».

    Оборудование. Картинки с изображением двух предметов.

    Перед ребенком на столе лежат картинки (шарик на кубике, шарик слева от кубика и т.п.), у педагога тот же набор картинок. Педагог показывает одну из них и просит ребенка найти у себя такую же и словесно обозначить расположение предметов.

            ВП4-9. Усложнение задания – игра  «Наоборот».

            Педагог показывает картинку, на которой шарик лежит на кубике, ребенок должен показать обратную картинку (шарик лежит под кубиком).

            ВП 5. Определение собственного положения относительно других объектов.

            ВП5-1. «Тук – тук». (5-6 лет)

            Дети садятся в круг на ковре на корточки, или по-турецки. Все бьют правой рукой по полу, ведущий говорит: «Тук, тук, правая рука, Петя (Аня) сядь справа от меня». Потом ведущим становится Петя (Аня), и так вся группа перестраивается.

    ВП5-2. «Где же я сижу?». 

    Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив (и т.д.)». Затем они меняются местами, и игра продолжается.

            ВП5-3. «Беги на новое место».

            Дети встают в колонну. Педагог или ребенок-ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед. Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично — стоя в шеренге: «Я стою справа от ...» (с передвижением влево и т.д.)

            ВП5-4. «Соседи». 

            Дети  определяют место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»). Затем определяют свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»).

            ВП 6. Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив.                                        

            Данное направление коррекционной работы всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке.

    Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право — где у меня лево, а лево — где право». Для понимания этой закономерности детям 6-7 лет предлагаются следующие задания:

           ВП6-1. Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

    ВП6-2. Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своими, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.

    ВП6-3. Вызванный к доске ребенок, стоя спиной к сидящим, поднимает правую руку; остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети делают тот же вывод, что и в предыдущем задании.

    ВП6-4. «Моя рука, твоя рука». 

    Дети стоят попарно лицом друг к другу, по команде педагога один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ребенок при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.

    ВП6-5. «Назови часть тела». 

    В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».

    ВП6-6. «Дай мне».

    Оборудование. Кубики.

    Педагог просит детей взять со стола правой рукой  самый большой кубик, а левой – самый маленький. Затем педагог по очереди подходит к каждому ребенку, встает напротив него и дает задание, протягивая две ладони перед собой: «Положи мне в правую руку кубик, который больше»

            ВП6-7. «Кто ответит?»

    Оборудование. Игрушка – белка.

    Педагог ставит напротив детей игрушку – белку и дает задание рассмотреть ее. Затем, показывая части тела белки, задает вопросы: «Что это? Какое это ухо – правое или левое?»

            ВП6-8. «Какой рукой нам машет девочка из окна вагона?» 

            Оборудование. Картинка.

            ВП6-9. «Найди правый рукав». 

            Попросить ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.

            ВП6-10. «Карманы».

            Необходимо определить левый и правый карманы на джинсах, лежащих в разных положениях.

            ВП6-11. «Скажи правильно».

            Оборудование. Картинка.

    Педагог показывает ребенку картинку и дает инструкцию: «Посмотри, нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В какой руке девочка держит цветок? Покажи девочку, которая пирамидку держит в правой руке».      

            ВП6-12. «Веселые картинки».

           Оборудование. Книги, картинки.

    Дети определяют на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

    Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т.п.

    ВП6-13. «Правильное зеркало». 

    Стоя или сидя с ребенком друг напротив друга,  отрабатывается схема «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую — влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

    ВП6-14. «Неправильное зеркало». 

    И.п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты — правой (поднимаются правые руки)».

    Таким образом, если педагог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.

    Далее отрабатываются движения с перешифровкой: - одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом.

    ВП6-15. «Не ошибись».

    Ребенок повторяет за педагогом следующие движения: дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца.

     ВП6-16. «Все наоборот»

    Ребенок выполняет движение руками относительно себя в сторону, противоположную направлению рук педагога. Например: правая рука педагога двигается вправо, а правая рука ребенка — влево относительно себя (соответственно влево - вправо, вверх — вниз, вниз — вверх, к себе — от себя, от себя — к себе, налево вверх — направо вниз и т.д.).

            ПСД. Пространственные схемы и диктанты.

            ПСД 1. Двигательные диктанты.

            Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

    ПСД 1.1. Выполнение двигательных диктантов.

    ПСД 1.1-1. Двигательный диктант (по шагам). (5-6 лет)

    Например: один шаг вперед, два шага направо, поворот налево и т.д.

    ПСД 1.1-2. «Найди мишку».

    Оборудование. Игрушка – мишка.

    Педагог прячет игрушку и дает ребенку словесную инструкцию: «Если хочешь найти мишку, тебе надо войти в группу, сделать 5 шагов вперед, 3 шага вправо, опять 5 шагов вперед, 3 шага вправо, заглянуть под шкаф».

    ПСД 1.1-3. «Робот». 

    Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того, чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, можно усложнить программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.)».

           

           ПСД 1.2. Составление двигательных маршрутов (по шагам).

    ПСД 1.2-1. « Возьми игрушку». (5-6 лет)

    Оборудование. На полу раскладываются разные предметы, расставляются стулья. На стульях лежат игрушки.

    Ребенку дается задание взять определенную игрушку. Сначала ребенок должен рассказать маршрут следования, а потом его пройти. Очень важно следить за тем, чтобы дети делали столько шагов, сколько сказали. Эта игра развивает глазомер.

            ПСД 2. Ориентировка в реальном пространстве.

    ПСД 2.1. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

    ПСД 2.1-1. «Где мишка?» (5-6 лет)

    Оборудование. План группы, мишка.

    Педагог прячет мишку, а дети ищут при помощи плана группы, на котором спрятанный предмет отмечен красным кружком.

    Затем дети сами прячут мишку и отмечают его местонахождение на плане.

    ПСД 2.1-2. «Кукла Маша купила мебель».

    Оборудование. План кукольной комнаты, игрушечная мебель, кукла.

    Детям предлагается расставить мебель так же, как дано в плане.

    ПСД 2.1-3. «Где Маша?»

    Оборудование. План группы, кукла, фломастер.

    Детям дается план групповой комнаты, на котором красным кружком отмечена спрятанная кукла Маша. Дети по очереди ищут куклу Машу.

    Затем задача усложняется – ребенок должен отметить на плане собственное местоположение в комнате («Я сижу вот на этом стуле»).

            ПСД 2.1-4. «Поезд».

    Оборудование. План группы с выделенной схемой пути.

    Дети изображают поезд, движущийся по направлению, указанному в плане 

            ПСД 2.1-5. «Секреты». (6-7 лет)

    Оборудование. План участка, секреты – игрушки.

    Дети выходят на участок. Педагог показывает план участка и рассматривает его вместе с детьми, затем говорит, что на участке спрятаны секреты, а на плане разноцветными кружочками обозначены места, где секреты находятся. Каждый ребенок ищет свой секрет (ориентируется по своему кружку). Выигрывает тот, кто быстрее отыщет свой секрет.

    ПСД 2.1-6. «Найди ведерко».

    Оборудование. План участка, фломастер, ведро.

    Игра проводится на прогулке. Дети разбиваются на две команды: одна команда – прячет ведерко, другая ищет. Спрятав ведерко, участники этой команды прорисовывают на плане путь, по которому нужно двигаться, чтобы найти ведерко.

    ПСД 2.2. Составление плана. (6-7 лет)

    Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т.д.). На следующих этапах можно научить ребенка работе с картой города, мира, Вселенной.

    В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости проводится сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого надо показать верх, низ, все углы. Потом нарисовать такой дом на листе бумаги; обсудить и обозначить вместе с ребенком  соответствующие направления и углы. Затем попросить ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги.

    ПСД 2.3. Наглядное моделирование.

    ПСД 2.3-1. «Три медведя». (5-6 лет)

    Оборудование. Два фланелеграфа; изображения трех медведей, дома, деревьев; бумажные полоски.

    Дети рассаживаются перед двумя фланелеграфами, которые стоят рядом друг с другом. На одном фланелеграфе размещаются домик (в центре) и деревья. В углу – фигурки трех медведей. На другом – полоски разной длины (тоже в углу).

    Педагог сообщает детям, что к ним в гости пришли 3 медведя. Они будут загадывать про себя загадки: куда и откуда они идут. Дети должны внимательно посмотреть на фланелеграф с бумажными полосками и потом на другом фланелеграфе расставить медведей так же, как расположены бумажные полоски.

            Например, педагог размещает полоски в левой части фланелеграфа. Ребенок расставляет также фигурки медведей на другом фланелеграфе. В данном случае фигурки должны стоять слева от домика, сначала большой мишка, потом маленький. И, наконец, средний. Когда ребенок расставит все фигурки, он должен рассказать, куда и откуда, в какой последовательности шли медведи (из леса домой и т.п.).

    ПСД 2.3-2. «Чье это место?» (5-6 лет)

    Оборудование. Фланелеграф, план группы, кружок.

    Педагог вместе с детьми строит на фланелеграфе план группы. Затем отмечает на нем кружочком место  одного из детей. Ребенок, сидящий на этом месте, должен встать.

    ПСД 2.3-3. «Поменяйтесь местами». 

    Оборудование. Фланелеграф, план группы.

    Педагог отмечает на плане два места за разными столами и предлагает детям, сидящим за этими столами, поменяться местами.

    ПСД 3. Ориентировка на плоскости (на листе бумаги).

            Предлагаемый комплекс коррекционно-развивающих игр направлен на формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости. В этих играх оказываются задействованы сразу несколько анализаторов: двигательный, слуховой, зрительный.

    ПСД3-1. «Самый ловкий» (вариант 1). (5-6 лет) 

    Оборудование. Трансформер размером 70 на 70см., корзина с мячами желтого и синего цвета.

    В центре зала ставится трансформер прямоугольной формы, а рядом корзина с мячами. Ребенок желтым мячом должен попасть в верхний край плоскости трасформера, а синим – в нижний.

            ПСД3-2. «Самый ловкий» (вариант 2).

            Оборудование. Трансформер размером 70x70 см. Корзина с мячами красного и зеленого цвета.

    Детям предлагается определить правую и левую сторону плоскости. Красным мячом необходимо попасть в левый край плоскости

    трасформера, а зеленым - в правый.

            ПСД3-3. «Самый ловкий» (вариант 3). 

            Оборудование. Трансформер размером 70x70 см. Корзина с мячами красного, синего, желтого и зеленого цвета.

    Детям предлагается 10 мячей четырех цветов. В зависимости от цвета мяча, ребенок должен попасть им в определенное место трасформера.

             ПСД3-4. «На лугу пасутся ...»

             Оборудование. Магнитное поле размером 70x50 см.,  животные с магнитом: коровы, козы, овцы.

    Детям показывают магнитное поле, которое обозначает «луг». Каждому ребенку раздаются животные (коровы, козы, овцы) и предлагается разместить  их на «лугу» согласно инструкции педагога. Например, корову расположить вверху «луга», козу - в центре, овцу - внизу. После расположения животных на «лугу» дети дают словесный отчет о выполненном действии, при этом проверяя друг друга.

            ПСД3-5. « По местам».

            Оборудование. Цветные ленты (2 ленты длиной по 2м и 2 ленты длиной по 3м).

    На ковре при помощи лент обозначается прямоугольник. Детям предлагается расположиться перед игровым полем и выслушать задание. Педагог каждому игроку шепотом говорит, где он должен расположиться на поле (в нижнем правом, в центре, в дальнем левом углу и т.п.). После этого педагог дает команду «По местам!». Каждый ребенок должен занять свое место. В конце игры дети вслух объявляют, какое задание им дал педагог.

            ПСД3-6. «Шашки».

            Оборудование. Мелки.

    На асфальте мелом вычерчивается шахматное поле. Ребенок встает в левую нижнюю клетку и начинает передвигаться согласно инструкции педагога: «Две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз и т.д.». Игра продолжается до первой ошибки.

    Следующий этап работы – ориентировка на листе бумаги.

    Для формирования ориентировки на листе бумаги проводятся зрительные диктанты, в процессе которых дети усваивают понятия: верхний правый, верхний левый, нижний правый, нижний левый углы, центр листа. Педагог называет угол, дети с помощью мелких предметов, геометрических фигур обозначают его на листе.

            ПСД3-7. «Поставь фигуру в угол».

            Оборудование. Лист бумаги, карандаш.

    Предложить ребенку поместить в комнате или нарисовать на листе определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д., определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».

    ПСД3-8. «Выложи так же».

    Оборудование. Лист бумаги, геометрические фигуры.

    Перед каждым ребенком на столе лист бумаги и геометрические фигуры. Педагог показывает детям образец (лист с нарисованными геометрическими фигурами), затем убирает его и дети по памяти выкладывают фигуры на своих листах. Затем предъявляется образец для проверки.

    ПСД3-9. «Разложи фигуры».

            Оборудование. Лист бумаги, геометрические фигуры.

    Перед ребенком на столе лист бумаги и геометрические фигуры. Педагог дает инструкцию: «Положите красный круг в верхний правый угол, зеленый квадрат – в нижний левый угол и т.д.».

    ПСД3-10. «Садовники».

    Оборудование. Лист бумаги, геометрические фигуры.

    Перед ребенком на столе разноцветные геометрические фигуры и лист бумаги. Педагог просит детей представить, что лист – это клумба, а фигурки – это цветы. Инструкция: «Посадим красный круглый цветок в центр клумбы, справа от него – синий треугольный цветок, в верхнем левом углу – зеленый квадратный цветок и т.д.» Инструкцию может давать один из детей, при этом он сам выполняет задание с одновременным проговариванием. Как продолжение игра «Соберем цветы».

            ПСД 4. Дифференциация зрительно-пространственных характеристик букв.

            Работа по предупреждению и устранению смешений и замен букв по оптическим и кинетическим признакам  включает в себя ряд заданий, направленных на восприятие и дифференциацию зрительно-пространственных характеристик букв. Необходимо научить детей вычленять составные элементы букв и определять их расположение относительно друг друга. Пропедевтическим периодом к данному виду работ являются упражнения по зрительному восприятию небуквенных изображений предметов или фигур.

           ПСД4-1. «Сложи букву». (5-6 лет)

           Оборудование. Лист с изображением отдельных элементов букв; наборы этих элементов на столах у детей. Карточка с изображением изучаемой буквы.

    Педагог вешает на доску лист с изображением всех элементов, из которых могут состоять буквы. Детям раздают наборы этих элементов, вырезанные из картона. Затем педагог показывает детям карточку, на которой изображена буква, изучаемая на данном занятии. Дети  должны назвать элементы, составляющие эту букву, и сложить ее из набора элементов. Затем педагог спрашивает:

    — Какой элемент расположен левее? Правее?

           ПСД4-2. «Квадраты». (5-6 лет)

           Оборудование. Карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате находится существующий или похожий на него элемент букв.

           Педагог раздает детям карточки с элементами букв. Педагог называет одну из изучаемых букв и дает задание детям зачеркнуть карандашом все квадраты с  элементами, которые составляют эту букву.

           ПСД4-3. «Узнай букву».

           Оборудование. Листы с изображением верхних (нижних) частей букв.

    Педагог предъявляет детям листы, на которых написаны верхние части букв. Требуется узнать букву и дописать ее или сложить из разных элементов.

    Аналогично узнается буква по нижней части.

            ПСД4-4. «Напиши так же».

            Оборудование. Карточки, на которых без смысловой нагрузки в определенной последовательности написаны дифференцируемые буквы и любая гласная.

    Дети должны без ошибок переписать строчку из букв в тетрадь.

            ПСД4-5. «Спрятанные буквы».

            Оборудование. Лист с изображениями букв, наложенных друг на друга.

    Дети должны определить, какие буквы изображены, и какая из них перед другой, а какая — за другой.

            ПСД4-6. «Зашифрованные буквы».

            Оборудование. Карточки,  на которых написаны изучаемые буквы с пририсованными слева, справа, сверху или снизу определенными элементами.

    Педагог размещает на доске карточки. Дети должны узнать «зашифрованные» буквы и сказать, с какой стороны какой элемент лишний.

            ПСД4-7. «Буква на ладошке».

    Дети делятся на пары. Один закрывает глаза, протягивает ладонь. Второй ребенок «пишет» пальцем на тыльной стороне ладони букву из изучаемых на занятии. Тот, кто был с закрытыми глазами, определяет, какая это буква. Затем дети меняются местами.

            ПСД4-8. «Зеркальные буквы».

            Оборудование. Лист с изображением правильно написанных букв и их зеркальных изображений (см. Приложение 4, рис. 1).

    Детям дается задание зачеркнуть все неправильно написанные (зеркальные) буквы.

            ПСД4-9. «Выложи букву».

           Дети выкладывают на столе изучаемую букву из палочек, фасоли.

           ПСД4-10. «Вычеркни букву».

           Оборудование. Лист с буквами.

    Дети по инструкции педагога находят и вычеркивают заданную букву среди остальных.

           

            ПСД 5. Графическое воспроизведение направлений.

            ПСД5-1. «Куда указывает стрелка?». (6 лет)

            Оборудование. Карточка со стрелкой. Лист бумаги, карандаш.  

    Предложить ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично — нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.

            ПСД5-2. «Проведи линию».

    Оборудование. Лист бумаги, карандаши.

    По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определимом направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т.д.

           ПСД5-3. «Обведи линии».

            Оборудование. Лист с изображением ломаной линии с углами

    90 градусов, раздаточные карточки с изображением аналогичных линий, отличающихся пространственным расположением деталей.

             Педагог показывает детям образец и дает задание: найти и обвести все линии на своих карточках, аналогичные той, что изображена на образце.

            ПСД 6. Графические диктанты.

    На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку — «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

    ПСД6-1. «Расставь знаки». (6-7 лет)

    Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от второй — сверху, от третьей — справа, от четвертой — слева». Аналогично — с двумя разными знаками.

    ПСД6-2. «Стрелки». (6-7 лет)

    Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

    ПСД6-3. «Соедини точки».

    Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».

           В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом — первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

    Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем — вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

    В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).

    В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).

    Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

    ПСД6-4. «Нарисуй дорожку».

    Оборудование: схема пути.

    Инструкция: «Помоги девочке добраться до домика. Нарисуй ее дорогу, начиная от стрелки. Одна клетка вверх, две клетки влево, две вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, две вверх, одна направо, две вверх, одна влево, одна вниз, две влево, одна вверх..».  

    ПСД6-5. «Графические диктанты». 

    Педагог диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, ...две — вниз, ...одну — влево» и т.д.

    Более сложный вариант — движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну — налево вниз». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны постепенно усложняться.

    Каждый педагог легко может сам разрисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т.п., чтобы использовать их для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой работой. «Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:

    • сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем — левой рукой;

    • ребенок рисует в направлении, противоположном тому, которое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик»;

    • после того, как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука — по инструкции, а левая — в противоположную сторону и наоборот;

    • по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую часть — в противоположном направлении, затем — снова в заданном направлении и т.д.

    Обязательно предложить ребенку самому подиктовать графический диктант педагогу или другим детям, а потом проверить работу.

            КН. Конструирование, КП. Копирование.

    Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.

    Последовательность обучения навыкам конструирования:

    - действия по подражанию;

    - выполнение заданий по готовому образцу;

    - конструирование по графическому образцу;

    - конструирование по представлению.

    КН 1. Конструирование из строительного, природного    материала, бумаги.

            КН1-1. «Строим башню». (3-4 года)

            Оборудование. Кубики.

    Педагог показывает детям построенную башню и просит их построить точно такую же.

            КН 2. Конструирование на плоскости с использованием счетных палочек, мозаики, веревочек, проволоки, фасоли, гороха и других мелких предметов.

            КН2-1. «Выложи так же». (3-4 года)

            Оборудование. Образец фигуры, счетные палочки.

    Детям предъявляется образец и дается задание выложить на столе такую же фигуру.

            КН2-2. «Собери домик, елочку, тележку». (4-5 лет)

            Оборудование. Геометрические фигуры.

    Дети выбирают нужные фигуры и выкладывают из них домик на столе.

            КН2-3. «Я — конструктор».

            Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву (сначала с использованием образца, потом без него). Ребенок проделывает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

    КН 3. Складывание разрезных картинок разного уровня сложности.

    КН3-1. «Сложи картинку».

            Оборудование. Картинки, разрезанные на разное количество частей, в разных направлениях, образцы – целые картинки.

    Для детей 3-4 лет – предметные картинки, состоящие из 2 - 4 равных частей.

    Для детей старшего дошкольного возраста – предметные и сюжетные картинки; количество частей увеличивается от 4 до 6, 8; картинки разрезаны на равные и неравные части в разных направлениях.

           Педагог предъявляет ребенку образец и вместе с ним анализирует его. После этого дает разрезную картинку и просит сложить из частей  такое же изображение, как на образце.

    В виде усложнения можно предложить ребенку сложить разрезную картинку без образца.

            КН 4. Перцептивное моделирование.

            КН4-1. «Кубики Коса». (4-5 лет)

    Оборудование. Кубики, карточки-образцы.

    Детям показывают карточку-образец и предлагают из кубиков сложить соответствующую фигуру.

           КН4-2. Методика «Перцептивное моделирование». (6-7 лет)

    Эта методика направлена на развитие восприятия и моделирования пространственного взаиморасположения частей целой фигуры, изображения.

           КН4-3. «Найди нужный блок». 

          Оборудование. Приложение 6, рис. 1.

    Инструкция: «Найди среди верхних фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру так, чтобы она стала такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать"блоки"».

           КН4-4.  «Сложи узор». (5-6 лет)

           Оборудование. Кубики, карточки-образцы

    Детям показывают карточку-образец и предлагают из кубиков сложить соответствующую фигуру.

           

    КП 1. Копирование простых фигур.

            На первом этапе формирования процессов копирования целесообразно осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.

    КП1-1. «Нарисуй так же». (3-4 года)

    Оборудование. Рисунок – образец, лист, карандаш.

    Детям предлагается скопировать геометрические фигуры, простые предметные изображения (елка, домик, грибок, кораблик и т.п.)

    КП 2. Копирование сложных фигур и изображений.

    КП2-1. «Нарисуй такую же фигуру». (5-6 лет)

    Оборудование. Рисунок – образец, лист, карандаш.

    Сначала фигура анализируется совместно педагогом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.

            КП3. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180°. (6-7 лет)

    Поворот на 90° может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180° — «Нарисуй эту фигуру "вверх ногами", но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на бумаге в клетку.

    Удивительным образом действует на детей обсуждение его собственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или образцу сверху, слева и т.д.

             

    КРК. Квазипространственные речевые конструкции.

            КРК 1. Предлоги.

            КРК 1.1. Понимание предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов.

            Формирование квазипространственных представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями.

           КРК 1.1-1.  «Правильно выполняй». (4-5 лет)

           Ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.

    КРК 1.1-2. «Положи ручку». (5 лет)

    Оборудование. Ручка и пенал.

    Предложить ребенку положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

    КРК 1.1-3. «Покажи картинку». (5-6 лет)

    Оборудование. Картинки с изображением стакана и ложки в разных положениях.

    Инструкция: «Покажи рисунок, на котором ложка находится в, на,

    под. . .стаканом.».

    КРК 1.1-4. «Схема движения». 

    Оборудование. Маленькая машинка и книга.

    Попросить ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее.

             Потом педагог сам выполняет те же действия, а ребенок составляет предложения для каждого случая. Затем можно зарисовать предлоги, предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.

    КРК 1.1-5. «Теремок». (6-7 лет)

    Оборудование. Фланелеграф. Изображения: теремок, разные животные.

    «Стоит в поле теремок в четыре этажа: мышка живет над волком, улитка — под волком, а выше всех — лев». Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения. 

    КРК 1.2. Употребление предлогов. 

            КРК 1.2-1. «Где лежит карандаш?». (5 лет)

    Оборудование. Карандаш, тетрадь.

    Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменять эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

    Когда ребенок освоит задание, проделать его заново, но на этот раз попросить называть только соответствующий предлог.

            КРК 1.2-2. «Назови картинку». (5-6 лет)

    Оборудование. Картинки с изображением стакана и ложки в разных положениях.

    Педагог показывает детям картинки, дети по очереди отвечают на вопрос: «Где находится ложка?». 

            КРК 1.2-3. «Схема движения».

    (См. КРК 1.1-4.) 

            КРК 1.2-4. «Что, где, кто, куда?» 

    Попросить ребенка ответить на подобные вопросы применительно к его квартире, группе, улице и т.д. Затем, используя любую сюжетную картинку, попросить его проделать то же самое, интерпретируя ее, т.е. рассказывая, кто (что) где находится, куда движется и т.д. 

    КРК 1.2-5.  «Кто за кем?» 

    Выполнить построение по указанию педагога: «Лена встанет перед Вовой, Аня за Машей, Соня между Петей и Аней и т.д.» Затем дети отвечают на вопросы: «За кем ты стоишь? . . .  перед кем ..? между кем. . ? впереди кого. . .? позади кого. . .?

            КРК 1.2-6. «Зашифрованное послание». (6-7 лет)

            Оборудование. Послание (карточка, на которой изображены два предмета и между ними схема предлога).

    Ребенок должен «прочитать» послание. Например, карточка (гриб – под – елка); ребенок составляет предложение: «Гриб под елкой». Предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

    КРК 1.2-7.  «Теремок».

            (См. КРК 1.1-5.)

            КРК 1.2-8. «Новоселье». 

    Освоив предыдущее упражнение, ребенок по представлению решает такие задачки:

    «В теремке поселились: лягушка — под мышкой, зайчик — над лисичкой, а мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?»

    «Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы — под Карповыми, Ивановы — над Черновыми, а Карповы — под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры».

    Теперь можно перейти к более сложным предлогам, обозначающим движение в определенном направлении.

    КРК 1.2-9. «Скажи наоборот».

    Оборудование. Мяч.

    Педагог бросает детям по очереди мяч и называет слово с предлогом. Ребенок, поймавший мяч, называет противоположный по смыслу предлог. Например, под окном – на окне; к дому – от дома; в гараж – из гаража и т.д.

     

           КРК 2. Ориентация в линейной последовательности ряда.

           КРК 2.1. Ориентация в линейной последовательности предметного ряда.

    На следующем этапе ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в направлении слева направо. По аналогии можно предложить ему задачки, связанные с усвоением алфавита.

    Для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей можно использовать разнообразные игры, в которых игровой сюжет требует запоминания или сравнения рядов реалистических изображений, фигур, различающихся формой или цветом, расположенных в определенной  последовательности. В зависимости от возможностей ребенка необходимо дифференцировано подобрать исходную длину ряда и на последующих занятиях постепенно усложнять задачу, увеличивая количество элементов в ряду.  

            КРК 2.1-1. «Собери бусы». (4 года)

    Дети должны нанизать, раскрасить, различающиеся цветом или формой бусины: по образцу (от 3 до 10 элементов), по памяти (от 2 до 6).

    КРК 2.1-2. «Игрушки на полках».

    Оборудование. Игрушки (6-9).

    Детям задается вопрос: «Чем отличаются игрушки на полке?».

    КРК 2.1-3. «Что изменилось?» 

    Оборудование. Игрушки (6-9).

    Детям дается задание по памяти обнаружить изменение последовательности в ряду из 6-9 предметов.

    КРК 2.1-4. «Цветной ксилофон». (5-6 лет)

    Оборудование. Ксилофон.

    Воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд – мелодию.

            КРК 2.1-5. «Живые цепочки». 

    Оборудование. Значки с разными картинками.

    Педагог строит детей в определенной последовательности. У каждого из них на груди прикреплен значок с определенной картинкой. Порядок расположения картинок (и детей) изображен на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведущего (ребенка) является собрать «цепочку» в прежней последовательности.

    КРК 2.1-6. «Запомни карточку и выбери такую же». 

    Оборудование. Картинки.

    Ребенку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цветных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди 2-ого набора карточек, из которых лишь одна совпадает с образцом . Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста. Тот же материал, но ребенку предлагается выложить ряд по памяти из отдельных элементов (более сложный вариант задания).                                      

            КРК 2.1-7. «Прогулка в парк»

    Оборудование. Цветные бруски из детского набора «Строитель».  Дети сидят за столами. Педагог раздает им по 4 — 6 цветных брусков. Слева от детей условно обозначен вход в парк.

    Примерное речевое сопровождение игровой ситуации:

            Педагог. Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети ставят зеленую скамью). Следующая скамейка жёлтая, за ней — синяя. В конце дорожки — красная.

    Таким образом, дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении.

    Педагог. Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении, т.е. справа налево.

    КРК 2.1-8. Игра «Где меня найти?» 

    Оборудование. Цветные бруски из детского набора «Строитель».  Условия игры такие же, как в предыдущей. Предварительно дети упражняются в показе первой скамьи слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первой скамьи справа (правой рукой); третьей скамьи слева (левой рукой) и т.д.

    Один из детей — ведущий — говорит: «Я буду на второй скамье справа». Остальные кладут руку на эту скамью. Ведущий определяет, все ли «нашли» его. Дети поочередно ведут игру, проверяя правильность действий товарищей.

            КРК 2.1-9. «Семья на прогулке». 

            Оборудование. Картинка с изображением семьи.

    Определить на рисунке, с какой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева?).

            КРК 2.1-10. «Выложи ряд».

            Оборудование. Муляжи овощей, фруктов; геометрические фигуры.

    Проводится следующим образом:

    а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);

    б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;

    в) образец закрывается;

    г) выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

    д) повторная демонстрация образца;

    е) проверка правильности выполнения — в различных вариантах контроля.

    Протяженность ряда постепенно растет — по мере тренировки детей.  

            КРК 2.1-11. «Разложим по порядку». 

            Оборудование. Картинки с изображением фруктов, овощей.

    Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым — яблоко, третьей — клубника (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее  определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.

          КРК 2.1-12. «Зачеркни фигуру».

          Оборудование. Таблица с фигурами.

    Инструкция: «Зачеркивай все фигуры, которые нарисованы после круга».

            КРК2.2. Ориентация в линейной последовательности числового ряда.

            КРК 2.2-1. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка. (5-6 лет)

            Оборудование. Цифры на доске: 123456789.

    «Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?» (Слева направо).

    КРК 2.2-2. «Обратный счет».

    Оборудование. Цифры на доске: 123456789.

    «Прочитайте ряд в обратном порядке {т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении?» (Уменьшается).

    КРК 2.2-3. «Показать соседа слева».

     Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.

    КРК 2.2-4. «Показать соседа справа».

    Проводится аналогично.

    КРК 2.2-5. «Вернуть число на место». 

    Оборудование. На наборном полотне демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 12345689.

            Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

    Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями

    Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организующую роль в со...

    Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ

    Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ...

    Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР

    Развитие речевых процессов дошкольников достаточно подробно описано в логопедической и психологической литературе, однако развитие пространственных представлений представлено в ней довольно скудно. В ...

    Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

    Консультация для педагогов на тему: Содержание   и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....

    Организация логопедической работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР

    Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи...

    Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»

    laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...