Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Громова Инна Петровна

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР

1. способствует формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;

2. способствует формированию сенсорных эталонов;

3. формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;

4. позволяет обогатить и активизировать словарный запас;

5. сформирует определенные грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;

6. позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;

7. разовьет общую и мелкую моторику;

8. позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;

9. совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-мелодическую сторону речи;

10. создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;

11. создаст оптимальные внешнесредовые условия в детском саду и дома;

12. позволит преодолеть нарушение развития оптико- пространственного гнозиса;

13. повысит уровень актуального интеллектуального развития ребенка;

14. повысит уровень социальной адаптации ребенка;

15. сформирует познавательную активность, кругозор;

16. повысит культуру родителей, привлечет к активному сотрудничеству.

Комплексный подход реализуется в процессе учебно-воспитательной работы и логопедического воздействия, которое направлено на коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и неречевых функций, тесно связанных с ней.

Сформированная мною система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Данная система работы дает возможность:

1. обеспечить разносторонний максимально возможный уровень речевого, умственного, физического, нравственного развития детей за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования;

2. преодолеть речевые нарушения у дошкольников;

3. сформировать отдельные структурные компоненты развития речи;

4. повысить речевую мотивацию;

5. подготовить детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе;

6. обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы;

7. дать ребенку представления об окружающем мире; анализ и синтез которых организуют впечатления в систему знаний;

8. повысить уровень актуального интеллектуального развития ребенка.

В работе я использую:

1. методы, вызывающие эмоциональную активность (игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка) ;

2. дидактические игры (настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие сенсорного развития, сюжетно-ролевые игры; лексико-грамматические игры и упражнения) ;

3. подвижные игры, хороводные, народные (по словесной инструкции, с использованием стихотворных текстов, с использованием наглядности - стрелки, схемы, планы, упражнения, физкультминутки) ;

4. методы и приёмы, активизирующие воображение и повышающие творческую активность (эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности, исследование, проблемные ситуации и задачи, вопросы, задаваемые детьми.) ;

5. методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование и конструирование, работа с макетами) ;

6. гимнастические упражнения;

7. психо - речевая гимнастика;

8. использование малых фольклорных жанров;

9. образец правильного выполнения задания, который дает педагог;

10. объяснение демонстрируемых постановок, передвижений;

11. утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование слова;

12. хоровые и индивидуальные повторения;

13. активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца) ;

14. оценка ответа или действия и исправление;

15. отчет о выполненном действии, поручения;

16. специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых грамматических конструкций служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала;

17. поисковый;

18. наглядные приемы: показ, демонстрация, составление схем, планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...

Дифференцированный подход в работе по формированию пространственно - ориентированных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ (дошкольники с нарушением речи, с лёгкой умственной отсталостью)

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных задач государственной политики в области образования. Получение детьми с ограниченными...

Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

Консультация для педагогов на тему: Содержание   и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....

Дифференцированный подход в работе по формированию пространственно - ориентированных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ (дошкольники с нарушением речи, с лёгкой умственной отсталостью)

Дифференцированный подход в работе по формированию пространственно- ориентированных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ (дошкольники с нарушением речи, с легкой умчтвенной отсталостью)...

Организация логопедической работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Примерное комплексно-тематическое планирование по формированию пространственных представлений у дошкольников.

Учитывая требования ФГОС, в настоящее время перед педагогом стоит задача в создании благоприятных условия для реализации, самореализации и   социализации детей с ограниченными возможностями ...

Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»

laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...