Дифференцированный подход в работе по формированию пространственно - ориентированных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ (дошкольники с нарушением речи, с лёгкой умственной отсталостью)
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Пермякова Людмила Владимировна

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных задач государственной политики в области образования. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ФГОС дошкольного образования, как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждым ребенком возможности необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России. Важным компонентом развития дошкольника является его познавательное развитие, которое, наряду с формированием первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, предполагает развитие пространственных представлений. Введение такого раздела, как развитие пространственных представлений обусловлено рядом причин:

·        недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи (неправильное понимание, употребление предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения и сложных логико-грамматических конструкций языка),

·        освоение письма (неумение ориентироваться в пространстве листа, неправильное расположение записи на листе, трудности в соотнесении букв и линий тетради, несоблюдение границ поля тетради, смешение оптически сходных букв, зеркально написание букв),

·        овладении чтением (суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, трудности различения сходных по форме букв, неправильное направление чтения),

·        освоении математических представлений (ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетрадь, трудности в освоении мер длины, трудности восприятия и передачи проекционных отношений, в овладении счетными операциями и отношениями сравнения),

·        формировании изобразительных навыков (неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке),

·        организации деятельности на занятии и уроке (пространственные ошибки при выполнении расположения учебных предметов на парте или столе, ошибки в выполнении требований педагога, связанных с направлением движения ребенка) (А.Н.Корнева, И.Н. Садовниковой, О.В.Елецкой,Н.Ю. Горбачевской, Н.Я. Семаго,М.М. Семаго,И.А. Филатовой, Е.В. Мазановой).

Формирование пространственных представлений у детей целесообразно разделить на несколько этапов:

1 этап. Обогащение чувственного и двигательного опыта детей.

У детей с сохранным интеллектом происходит самостоятельное обогащение двигательного и чувственного опыта   в раннем дошкольном возрасте.  И поэтому данный этап в работе с детьми данной категорией исключается, а выделяется в работе с детьми с нарушением интеллекта.

Задачи:

-    уточнить местоположение и названия различных частей тела;

-    учить повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует все тело;

-    развивать навыки узнавания фигур, написанных пальцем на спине или на ладонях;

-    вырабатывать ощущения и умения распознавать предметы с различной фактурой поверхности и разной формы.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и задания:

      1. Попросить ребенка показать на себе, а потом и на других различные части тела (кукле, других игрушках, педагоге, другом ребенке).

     2. Взрослый, дотрагиваясь до какой-либо части тела ребенка, просит его вслепую показать ее на себе, затем, отрыв глаза, на педагоге и назвать ее.

     3. Педагог дотрагивается до своего тела и просит показать ребенка на себе этот участок и назвать его.

     4. Повторить за педагогом позы, в создании которых участвует все тело, а также ручные позы, игра «Зеркало».

     5.Самостоятельно придумать свои позы или с помощью своего тела изобразить разные фигуры, буквы и цифры.

     6. Ребенку предлагается узнать фигуру, нарисованную педагогом пальцем на спине, на ладонях ребенка. На руках следует рисовать на правой и левой ладонях, а также на обеих сторонах кисти. Ребенок, узнав фигуру, должен нарисовать ее на листе бумаги и/или назвать ее.

     7. Показать, назвать и дать потрогать детям предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, мягкие, колючие). Затем предложить ребенку вслепую найти предмет с такой же фактурой и назвать её.

     8. Положить в мешочек знакомые ребенку предметы и попросить с закрытыми глазами узнать предмет на ощупь. При этом ребенок должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

     9. Развитие зрительного восприятия, через работу с разрезными картинками разной сложности (из 2х и более частей), пазлами «человек» (вставить в пазы части тела), настольными играми «одень медвежат», «собрать семью» (маленький, большой, самый большой).

Постепенно следует добиваться отражения впечатлений и ощущений ребенка в устной речи. Все задания необходимо отрабатывать в двух планах: в действиях, сопровождающихся речью взрослого (закрепляется понимание) и в действиях, оречевляемых самим ребенком. На этом этапе работы детей практическим путем знакомят с отличием человека от игрушки, девочки от куклы.

2 этап. Формирование представлений о «схеме собственного тела».

 Работу по формированию ориентировки в схеме собственного тела у детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом необходимо начинать на этапе   младшего  дошкольного  возраста. У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  работа по формированию представлений о схеме собственного тела  может реализовываться в процессе всего периода обучения.

Задачи:

-     формировать представления о «схеме собственного тела» на практике («схема» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны);

-     учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.

Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует верх и низ, (потолок, небо — пол, трава), перед — зад (пуговицы на рубашке — капюшон), правая и левая стороны (цветная тряпочка или часы на одной руке). Первоначально формирование пространственных направлений связывается с движением всего тела в определенную сторону. Далее движение всем телом заменяется показом названного направления рукой, поворотом головы, а затем только взглядом. Отрабатывается взаимное расположение частей всего тела (выше - ниже, спереди - сзади, справа - слева). Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует проделать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо»)

После формирования у ребенка правильного понимания расположения правых - левых, верхних - нижних, передних - задних частей его тела, следует закреплять использование этих слов в самостоятельной речи детей.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и упражнения.

1.     Выполнение инструкций: Возьми красный кубик в правую руку, синий кубик в левую руку; посмотри правым глаз, левым глазом; Положи правую руку на правую ногу.

2.     Работа с ладошками и пальчиками: обведение ладошки, заучивание называние пальцев, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения.

3.     Повторение движений за педагогом (педагог поворачивается спиной): левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и сопряженно называют, свои действия.

4.     «Право — лево»: «Потри левой рукой правый локоть; закрой левой рукой правый глаз и т.п.».

5.     Ребенок придумывает и показывает любое движение и оречевляет свое действие.

3 этап.  Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

На основе знания своего тела, т.е. ориентируясь «на себе», для дошкольников общеразвивающих дошкольных учреждений становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед — назад, вверх — вниз,  направо — налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня — стол, позади — шкаф, справа — дверь, а слева — окно, вверху — потолок, а внизу — пол).
Задачи:

-    закреплять умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего пространства;

-    учить располагать объекты по отношению к собственному телу;

-   вырабатывать навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга.

 С детьми с интеллектуальной недостаточностью освоение внешнего пространства нужно начинать с осознания ребенком того, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, справа и слева от него. После выработки у учащихся навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, что вызывает у детей с интеллектуальной недостаточностью значительные затруднения. У детей с сохранным интеллектом умение правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, формируется в подготовительной к школе группе и первом классе; у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью формируется в младшем школьном возрасте.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и упражнения:

- Ответы на вопросы (кто справа от тебя, кто слева, перед тобой, позади тебя).

- Расстановка игрушек и других предметов по инструкции педагога относительно себя, относительно других объектов (поставь пирамидку справа от себя, куклу слева, а матрешку перед собой; поставь красный кубик справа от синего, а желтый слева от синего. Поставь треугольную призму на кубик и т.п.).

- Работа в тетрадях по развитию пространственных представлений.

- Работа с «квадратами Никитина» (в правом верхнем квадрате собери красный квадрат, под ним синий, справа от синего собери зеленый, над ним оранжевый и т.п.)

4 этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

А у дошкольников с сохранным интеллектом   проводится работа по формированию пространственных представлений включающая ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве.

Цель: формирование восприятия, воспроизведения и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов и пространственных направлений.

Задачи — учить детей:

-    ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы);

-    осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу...);

-    располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу;

-    вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры;

-    копировать простые фигуры; анализировать серии фигур, расположенные в вертикальные и горизонтальные ряды, правильно их зрительно отслеживать в направлениях сверху вниз и слева направо; копировать ряд фигур;

- учить ориентироваться в планах, выполнять графические диктанты.

Для дошкольников с нарушением интеллекта реализация последних двух задач происходит на четвертом году обучения в сильной подгруппе.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и упражнения.

 1. На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от елки.

 2. Сидя за столом, определить его правый и левый край.

 3. Положить кружок, справа от него — квадрат, слева от кружка — треугольник.

 4. Нарисовать точку, справа от точки — крестик, над точкой — круг, под точкой — квадрат, справа от квадрата — треугольник, над крестиком поставить галочку.

5 этап. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Цель: формирование квазипространственных представлений.

Задачи:

-     учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;

-     формировать навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи.

Коррекционная работа с дошкольниками с нарушением интеллекта начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

Порядок изучения предлогов по годам обучения:

1 г.о.

Учить понимать слова дай, на, возьми, иди, сядь, сиди.

2 г.о.

Закреплять использование детьми изученных предлогов в активной речи (в, на, под).

3 г.о.

Понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед.

4 г.о.

Учить строить фразы из трех-четырех слов по картинкам с использованием предлогов на, под, в, за, между, около, у, из.

В процессе обучения дошкольники с сохранным интеллектом осваивают значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Одна группа предлогов отражает многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывает на положение предмета среди других. Вторая группа — передает направление движения к тому или иному предмету или указывает на расположение предмета в процессе движения. Дошкольники с сохранным интеллектом овладевают гораздо большем количеством предлогов и наречий, чем дошкольники с интеллектуальной недостаточностью.

Дошкольники с сохранным интеллектом изучают такие предлоги и наречия как: впереди, сзади, из-за, посреди, что дошкольникам с нарушением интеллекта недоступно.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и упражнения.

 1. На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.

 2. На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т. д.

 3. Педагог на глазах у детей раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а воспитанник договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок... (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок... (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).

6 этап: Уточнение последовательности цифрового и звукобуквенного ряда.

У дошкольников с нарушением интеллекта знакомство с понятиями «предложение», «слово», «слог», «звук» осуществляется на 4 году обучения (подготовительная к школе группа). Воспитанников учат соотносить звук со зрительным образом буквы (8 буков и звуков), продолжают развивать фонематический слух. Учат осуществлять звукобуквенный анализ слов (определение звука в начале слова), слоговой анализ слов.

Углубленная работа с цифровым рядом (последовательность от 1 до 10, умение называть последующие и предыдущее число от заданного, прямой счет с прерыванием числового ряда, определение пропущенной цифры в числовом ряду и т.д.) осуществляется также на 4 году обучения (сильная подгруппа).

В работе с дошкольниками общеразвивающего дошкольного учреждения занятия по изучению последовательности цифрового и звукобуквенного ряда проводятся с старшего дошкольного возраста. К концу подготовительной группы все воспитанники овладевают навыкам простых арифметических действий, слоговым чтением.

 Таковы основные этапы обучения детей дошкольного возраста по разделу «Ориентировка в пространстве» программы развития элементарных математических представлений. Реализация программных требований связана с разработкой системы упражнений как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования навыков ориентировки в трехмерном и двухмерном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_forum_16.02.17.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в работе

по формированию пространственно - ориентированных

представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ

(дошкольники с нарушением речи, с лёгкой умственной отсталостью)

Выполнил учитель – дефектолог

 МБДОУ №81

Пермякова Л.В.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных задач государственной политики в области образования. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ФГОС дошкольного образования, как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждым ребенком возможности необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России. Важным компонентом развития дошкольника является его познавательное развитие, которое, наряду с формированием первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, предполагает развитие пространственных представлений. Введение такого раздела, как развитие пространственных представлений обусловлено рядом причин:

  • недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи (неправильное понимание, употребление предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения и сложных логико-грамматических конструкций языка),
  • освоение письма (неумение ориентироваться в пространстве листа, неправильное расположение записи на листе, трудности в соотнесении букв и линий тетради, несоблюдение границ поля тетради, смешение оптически сходных букв, зеркально написание букв),
  • овладении чтением (суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, трудности различения сходных по форме букв, неправильное направление чтения),
  • освоении математических представлений (ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетрадь, трудности в освоении мер длины, трудности восприятия и передачи проекционных отношений, в овладении счетными операциями и отношениями сравнения),
  • формировании изобразительных навыков (неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке),
  • организации деятельности на занятии и уроке (пространственные ошибки при выполнении расположения учебных предметов на парте или столе, ошибки в выполнении требований педагога, связанных с направлением движения ребенка) (А.Н.Корнева, И.Н. Садовниковой, О.В.Елецкой,Н.Ю. Горбачевской, Н.Я. Семаго,М.М. Семаго,И.А. Филатовой, Е.В. Мазановой).

Формирование пространственных представлений у детей целесообразно разделить на несколько этапов:

1 этап. Обогащение чувственного и двигательного опыта детей.

У детей с сохранным интеллектом происходит самостоятельное обогащение двигательного и чувственного опыта   в раннем дошкольном возрасте.  И поэтому данный этап в работе с детьми данной категорией исключается, а выделяется в работе с детьми с нарушением интеллекта.

Задачи:

-    уточнить местоположение и названия различных частей тела;

-    учить повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует все тело;

-    развивать навыки узнавания фигур, написанных пальцем на спине или на ладонях;

-    вырабатывать ощущения и умения распознавать предметы с различной фактурой поверхности и разной формы.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и задания:

      1. Попросить ребенка показать на себе, а потом и на других различные части тела (кукле, других игрушках, педагоге, другом ребенке).

     2. Взрослый, дотрагиваясь до какой-либо части тела ребенка, просит его вслепую показать ее на себе, затем, отрыв глаза, на педагоге и назвать ее.

     3. Педагог дотрагивается до своего тела и просит показать ребенка на себе этот участок и назвать его.

     4. Повторить за педагогом позы, в создании которых участвует все тело, а также ручные позы, игра «Зеркало».

     5.Самостоятельно придумать свои позы или с помощью своего тела изобразить разные фигуры, буквы и цифры.

     6. Ребенку предлагается узнать фигуру, нарисованную педагогом пальцем на спине, на ладонях ребенка. На руках следует рисовать на правой и левой ладонях, а также на обеих сторонах кисти. Ребенок, узнав фигуру, должен нарисовать ее на листе бумаги и/или назвать ее.

     7. Показать, назвать и дать потрогать детям предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, мягкие, колючие). Затем предложить ребенку вслепую найти предмет с такой же фактурой и назвать её.

     8. Положить в мешочек знакомые ребенку предметы и попросить с закрытыми глазами узнать предмет на ощупь. При этом ребенок должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

     9. Развитие зрительного восприятия, через работу с разрезными картинками разной сложности (из 2х и более частей), пазлами «человек» (вставить в пазы части тела), настольными играми «одень медвежат», «собрать семью» (маленький, большой, самый большой).

Постепенно следует добиваться отражения впечатлений и ощущений ребенка в устной речи. Все задания необходимо отрабатывать в двух планах: в действиях, сопровождающихся речью взрослого (закрепляется понимание) и в действиях, оречевляемых самим ребенком. На этом этапе работы детей практическим путем знакомят с отличием человека от игрушки, девочки от куклы.

2 этап. Формирование представлений о «схеме собственного тела».

 Работу по формированию ориентировки в схеме собственного тела у детей дошкольного возраста с сохранным интеллектом необходимо начинать на этапе   младшего  дошкольного  возраста. У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  работа по формированию представлений о схеме собственного тела  может реализовываться в процессе всего периода обучения.

Задачи:

-     формировать представления о «схеме собственного тела» на практике («схема» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны);

-     учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.

Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует верх и низ, (потолок, небо — пол, трава), перед — зад (пуговицы на рубашке — капюшон), правая и левая стороны (цветная тряпочка или часы на одной руке). Первоначально формирование пространственных направлений связывается с движением всего тела в определенную сторону. Далее движение всем телом заменяется показом названного направления рукой, поворотом головы, а затем только взглядом. Отрабатывается взаимное расположение частей всего тела (выше - ниже, спереди - сзади, справа - слева). Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует проделать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо»)

После формирования у ребенка правильного понимания расположения правых - левых, верхних - нижних, передних - задних частей его тела, следует закреплять использование этих слов в самостоятельной речи детей.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Выполнение инструкций: Возьми красный кубик в правую руку, синий кубик в левую руку; посмотри правым глаз, левым глазом; Положи правую руку на правую ногу.
  2. Работа с ладошками и пальчиками: обведение ладошки, заучивание называние пальцев, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения.
  3. Повторение движений за педагогом (педагог поворачивается спиной): левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и сопряженно называют, свои действия.
  4. «Право — лево»: «Потри левой рукой правый локоть; закрой левой рукой правый глаз и т.п.».
  5. Ребенок придумывает и показывает любое движение и оречевляет свое действие.

3 этап.  Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

На основе знания своего тела, т.е. ориентируясь «на себе», для дошкольников общеразвивающих дошкольных учреждений становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед — назад, вверх — вниз,  направо — налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня — стол, позади — шкаф, справа — дверь, а слева — окно, вверху — потолок, а внизу — пол).
Задачи:

-    закреплять умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего пространства;

-    учить располагать объекты по отношению к собственному телу;

-   вырабатывать навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга.

 С детьми с интеллектуальной недостаточностью освоение внешнего пространства нужно начинать с осознания ребенком того, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, справа и слева от него. После выработки у учащихся навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, что вызывает у детей с интеллектуальной недостаточностью значительные затруднения. У детей с сохранным интеллектом умение правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, формируется в подготовительной к школе группе и первом классе; у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью формируется в младшем школьном возрасте.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и упражнения:

- Ответы на вопросы (кто справа от тебя, кто слева, перед тобой, позади тебя).

- Расстановка игрушек и других предметов по инструкции педагога относительно себя, относительно других объектов (поставь пирамидку справа от себя, куклу слева, а матрешку перед собой; поставь красный кубик справа от синего, а желтый слева от синего. Поставь треугольную призму на кубик и т.п.).

- Работа в тетрадях по развитию пространственных представлений.

- Работа с «квадратами Никитина» (в правом верхнем квадрате собери красный квадрат, под ним синий, справа от синего собери зеленый, над ним оранжевый и т.п.)

4 этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

А у дошкольников с сохранным интеллектом   проводится работа по формированию пространственных представлений включающая ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве.

Цель: формирование восприятия, воспроизведения и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов и пространственных направлений.

Задачи — учить детей:

-    ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы);

-    осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу...);

-    располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу;

-    вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры;

-    копировать простые фигуры; анализировать серии фигур, расположенные в вертикальные и горизонтальные ряды, правильно их зрительно отслеживать в направлениях сверху вниз и слева направо; копировать ряд фигур;

- учить ориентироваться в планах, выполнять графические диктанты.

Для дошкольников с нарушением интеллекта реализация последних двух задач происходит на четвертом году обучения в сильной подгруппе.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и упражнения.

 1. На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от елки.

 2. Сидя за столом, определить его правый и левый край.

 3. Положить кружок, справа от него — квадрат, слева от кружка — треугольник.

 4. Нарисовать точку, справа от точки — крестик, над точкой — круг, под точкой — квадрат, справа от квадрата — треугольник, над крестиком поставить галочку.

5 этап. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Цель: формирование квазипространственных представлений.

Задачи:

-     учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;

-     формировать навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи.

Коррекционная работа с дошкольниками с нарушением интеллекта начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

Порядок изучения предлогов по годам обучения:

1 г.о.

Учить понимать слова дай, на, возьми, иди, сядь, сиди.

2 г.о.

Закреплять использование детьми изученных предлогов в активной речи (в, на, под).

3 г.о.

Понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед.

4 г.о.

Учить строить фразы из трех-четырех слов по картинкам с использованием предлогов на, под, в, за, между, около, у, из.

В процессе обучения дошкольники с сохранным интеллектом осваивают значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Одна группа предлогов отражает многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывает на положение предмета среди других. Вторая группа — передает направление движения к тому или иному предмету или указывает на расположение предмета в процессе движения. Дошкольники с сохранным интеллектом овладевают гораздо большем количеством предлогов и наречий, чем дошкольники с интеллектуальной недостаточностью.

Дошкольники с сохранным интеллектом изучают такие предлоги и наречия как: впереди, сзади, из-за, посреди, что дошкольникам с нарушением интеллекта недоступно.

Подбор дидактических игр представлен на слайде.

Дидактические игры и упражнения.

 1. На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.

 2. На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т. д.

 3. Педагог на глазах у детей раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а воспитанник договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок... (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок... (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).

6 этап: Уточнение последовательности цифрового и звукобуквенного ряда.

У дошкольников с нарушением интеллекта знакомство с понятиями «предложение», «слово», «слог», «звук» осуществляется на 4 году обучения (подготовительная к школе группа). Воспитанников учат соотносить звук со зрительным образом буквы (8 буков и звуков), продолжают развивать фонематический слух. Учат осуществлять звукобуквенный анализ слов (определение звука в начале слова), слоговой анализ слов.

Углубленная работа с цифровым рядом (последовательность от 1 до 10, умение называть последующие и предыдущее число от заданного, прямой счет с прерыванием числового ряда, определение пропущенной цифры в числовом ряду и т.д.) осуществляется также на 4 году обучения (сильная подгруппа).

В работе с дошкольниками общеразвивающего дошкольного учреждения занятия по изучению последовательности цифрового и звукобуквенного ряда проводятся с старшего дошкольного возраста. К концу подготовительной группы все воспитанники овладевают навыкам простых арифметических действий, слоговым чтением.

 Таковы основные этапы обучения детей дошкольного возраста по разделу «Ориентировка в пространстве» программы развития элементарных математических представлений. Реализация программных требований связана с разработкой системы упражнений как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования навыков ориентировки в трехмерном и двухмерном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"

Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...

Дифференцированный подход в работе по формированию пространственно - ориентированных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ (дошкольники с нарушением речи, с лёгкой умственной отсталостью)

Дифференцированный подход в работе по формированию пространственно- ориентированных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ (дошкольники с нарушением речи, с легкой умчтвенной отсталостью)...