Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Розова Лариса Валентиновна

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организующую роль в составе речи играют предлоги, занимая значительное место по частоте использования в языке. При подготовке к обучению важно сформировать у детей представления о пространственных отношениях между предметами окружающего мира. Развитие этих представлений тесно связано с формированием понимания логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности к школьному обучению. Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения, осуществляется на логопедических    занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospit.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями»

    Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организующую роль в составе речи играют предлоги, занимая значительное место по частоте использования в языке. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов        дисграфии        у        школьников.
      Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения, осуществляется на логопедических        занятиях.
    В коррекционной работе нужно придерживаться следующих направлений:
— формирование четких лексических значений пространственных предлогов;

—дифференциация         предлогов         в         устной         речи         детей;
—формирование         звуковых         грамматических         обобщений;
—осознание детьми         словесного         состава         предложения.
 Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением
: в,на, над, под нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например, «Положи книгу в ящик, апапку на стол. Расскажи, что ты сделал».         «Положил         книгу         в         ящик».
Нужно объяснять детям, что
на — это на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т.д.); в — внутри чего-то (в столе, в шкафу и т.д.); под— внизу под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.), активно используя схемы предлогов.
    На первом году обучения мы не знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях.                                                                                          

    Для уточнения понимания пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, в,под, дается «усеченное» задание: положи кружок ... стол, а грибок … стул.С помощью вопросов («Понятно, как надо выполнить действие?Одинаковые или разные действия надо выполнить?») учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти        ее         последовательность.
  Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить слова
подили на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога. Затем детям предлагают задания на понимание обобщенного значения предлогов на, под: книга лежит на столе. А где еще может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т.д. При этом голосом следует выделять предлог и изменяемое окончание: положи на стол, под стол, лежит под столом. Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузированием,        ударением.
    После обучающего момента в занятия включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии. Часто используются подстановочные упражнения. Например, нужно вставить пропущенный предлог (дети сели ... самолет). Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат  
подстоле. Кошка лежит  надиваном, дети должны демонстрировать, как они усвоили материал. Такого типа задания лучше проводить в виде игр: «Верно — неверно?», «Скажи правильно», «Так или не так?». Для лучшего усвоения значений предлогов детям предлагают «оречевить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог. Дети идут в школу. Дети выйдут из школы. Пальто висит на вешалке. Пальто сняли с вешалки.

    Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать языковое чутье, явление переноса, уточнить пространственные представления и выделять предлоги как        самостоятельные         слова.
  Особенностью занятий по практическому использованию предлогов является включение и проведение упражнений на развитие пространственного восприятия. Коррекционная задача здесь сводится к коррекции пространственных представлений.
   На втором году обучения, учитывая возросший уровень развития речи детей, можно отойти от тематического планирования материала и делать акцент на работу по формированию грамматического строя, т.е. темами логопедического занятия становятся: «Предлог
на» или «Творительный падеж        имени существительного  с        предлогом        с».
На занятиях по формированию произношения и обучению грамоте  при выполнении заданий и игровых упражнений внимание детей сосредотачивается на предлогах и наречиях с пространственным значением (выделение их голосом и интонацией). Например, уточняется артикуляция звука: язык бьет по альвеолам за верхними зубами, спрятался глубоко во рту, опущен за нижние зубы, между зубами, к левому углу рта и т.д. При выполнении задания на выделение звука в слове, нахождении места звука в слове определяются начало, середина, конец слова,последовательность, место: после какого звука, перед каким звуком, между какими звуками. В задании на синтез звуков используется игра «Спрячьте в левую ладошку звук [а], в правую — звук [у], соедините их вместе (ау)». В игре «Будь внимательным» дети не только называют картинки в определенной последовательности, но и определяют, которая находится слева от других, справа, между второй и четвертой и т.д. В игре «Запомни по порядку» дети отвечают, что изменилось: «Ерш был в середине, а стал последним, мошка была в начале, а стала в середине и т.д.». В дидактической игре «Камень — вата» стучат кулачком правой руки по столу, если в последнем слове стихотворной строки слышался твердый согласный звук, и гладят ладошку левой руки, если слышался мягкий звук,        например:
На        полу        скребется        мышка,                                                                                                                  Спит        в берлоге бурый        мишка.
         В игре «Скажи наоборот» нужно подбирать слова, противоположные по смыслу, используя        словарный         материал:
налево направо, вверху внизу, глубоко мелко, далеко близко, под над и т.д.                                                                                                                                    

          В качестве организационного момента на занятиях дети выполняют такие задания: сесть в определенной последовательности: сначала те, кто стоят перед, за, около, после, между. При проведении упражнений «Поезд», «Лесенка» дети изображают, как тихо и протяжно гудит вдалеке поезд, затем подъезжает близко и гудит громко; показывают, как голос поднимается вверх и опускается вниз по лесенке и звучит с повышением и понижением         тона.
На этапе анализа буквы дети «прописывают» ее в воздухе, имитируя движение рукой:
То        
вверх,        то        вниз        бежит        перо,                                                                                                           Рисуя                букву                М,                                                                                                                            Как   бы   спускаешься         вметро                                                                                                           И   вверх идешь затем.

   Так в различных заданиях и дидактических играх органично отражается коррекционная цель — развитие пространственного восприятия.

    Широко используется в процессе работы различная символика: условные обозначения, схемы, таблицы, опорные сигналы, жестовые и зрительные символы, которые также способствуют         решению         общей         задачи.
Во время знакомства с кассой букв детям объясняют, что это дом, где живут буквы, гласные — в
левой части дома, согласные — в правой. Они должны находить на наборном полотне верхнюю, нижнюю, среднюю строку, складывать буквы на рабочей строке слева направо.
     В занятия по обучению грамоте обязательно нужно включать
зрительные и слуховые диктанты, которые способствуют развитию навыков пространственной ориентировки на листе бумаги. Проведение письма под диктовку печатными буквами на тетрадных листах в крупную клетку помогает детям научиться графически передавать последовательность звуков  в словах        и         предложениях.
        Уточнение и понимание предложных конструкций проводятся на занятиях «Работа над предложением»,  которая  включает  несколько         задач.
Работа над предложными конструкциями с предлогами, обозначающими пространственные отношения, проводится с использованием концентрического принципа изучения темы «Предлоги»: на лексико-грамматических занятиях дети знакомятся с предлогами, уточняя с помощью схем пространственные отношения, выраженные предлогами, учатся различать предлоги, находить их, моделируя различные ситуации. Для изучения данной темы необходимо проводить несколько занятий. При составлении детьми предложения с предлогами используются сюжетные и опорные картинки, вопросы, выкладывание схем предложения. При этом определяют количество слов в предложении, каким по счету словом является предлог. Следует обращать их внимание на то, что предлог — отдельное маленькое слово, закрепляя представление о предлогах как отдельных словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...

Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ...

Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

Консультация для педагогов на тему: Содержание   и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....

Опыт работы по формированию пространственных представлений.

Описан опыт работы по формированию пространственных отношений у дошкольников....

Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...