Презентация «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
материал по коррекционной педагогике

Кириллова Марина Александровна

«Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд – тема семинара

2 слайд

Они такие же, как мы. Только  другие. Наш мир снаружи, их - внутри. Они, глубокие интроверты, не выявленные таланты с феноменальной памятью, не приемлющие любую фальшь, не могут вписаться в наше общество с его внешними условностями. 
Что это за болезнь, которая заставляет людей бояться, например, облаков, многократно повторять одно и то же движение и одновременно гениально решать математические задачи и сочинять музыку? Об этом ученые спорят до сих пор. Причина заболевания не ясна, методы окончательного лечения не найдены. Аутист – как книга. Умная, глубокая, возможно, гениальная. Но закрытая. Чтобы подобрать ключик, надо хотя бы попытаться представить, что они чувствуют.

3-4  слайд

Термин "аутизм" ввел в 1912 г. швейцарский психиатр Блейлер Э. для обозначения особого вида аффективной (чувствительной) сферы и мышления, которые регулируются внутренними эмоциональными потребностями человека и мало зависят от окружающей действительности. Впервые аутизм был описан Лео Каннером в 1943 г., но из-за гиперзамкнутости детей до конца данное нарушение еще не изучено. Независимо от Л. Каннера, австрийский педиатр Ганс Аспергер описал состояние, названное им аутистической психопатией. В России первое описание детского аутизма было представлено С.С. Мнухиным в 1947 году, который выдвинул концепцию органического происхождения РАС.

5 слайд

Расстройства аутистического спектра (РАС) — собирательный термин для расстройств, родственных аутизму.

Расстройства аутистического спектра (РАС)  –  спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

6 слайд

Существует несколько подходов к классификации расстройств аутистического спектра.

По Международной классификации болезней  10-го пересмотра спектр аутистических расстройств помещен в класс «Психические расстройства и расстройства поведения», блок «Расстройства психологического развития». По данным МКБ-10 в РАС входят: Детский аутизм (F84.0), Атипичный аутизм (F84.1), Синдром Ретта (F84.2), Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3), Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4), Синдром Аспергера (F84.5).

7 слайд – статистика

8 слайд

Причиной аутистических расстройств обычно отмечают недостаточность ЦНС, которая может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом и т.д.

Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.

Расстройствами аутистического спектра называются нарушения психического развития, при которых наблюдаются нарушения способности к социальному взаимодействию, стереотипные поведенческие акты и жесткое ограничение интересов. При этом основным признаком аутизма являются проблемы при установлении социальных контактов.

9 слайд

Много лет ученые спорят о том, что же такое аутизм – болезнь или особенность поведения. Медицина считает это болезнью, свидетельствующей о нарушении развития головного мозга. Особое состояние психики таких детей проявляется в активном отстранении от внешнего мира, который они не воспринимают в целостной его картине. Вообще все, что их окружает, такие дети воспринимают гипертрофировано: любое прикосновение слишком интенсивно для них, любой звук – слишком громок, любой свет – слишком ярок.

Внешне такие дети, конечно, отличаются от сверстников: им присуще повторение определенных действий, ограничение или отказ от общения и социального взаимодействия.

10 слайд

Социальное взаимодействие (не носит глобального характера):

1. недостаточное осознание существования других людей и их чувств (обращаются с человеком как с предметом или инструментом).

2. отсутствие или искаженный поиск утешения у человека в момент страдания.

3. отсутствие или нарушение подражания.

4. отсутствие или нарушение игры с партнерами.

5. выраженное нарушение устанавливать дружеские связи.

11 слайд

Качественные нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения:

1. отсутствие таких средств коммуникации как лепет, жестикуляция, мимика, речевое общение.

2. нарушение невербальных аспектов коммуникации, таких как, зрительный контакт, мимическая экспрессия, поза, жесты, служащие для установления социального взаимодействия.

3. отсутствие воображения, невозможность взять на себя роль; полное отсутствие «символической» игры. Она заменяется стереотипными действиями, которые могут становиться навязчивыми.

6. невозможность поддерживать разговор с другими людьми, несмотря на наличие нормальной речи.

Характерно только для аутизма:

-задержка или остановка речевого развития без какой-либо компенсации с помощью использования жестов;

-отсутствие реакции на речь других людей (не реагирует на собственное имя);

-стереотипное использование речи;

-замена местоимений;

-неспособность начать и поддерживать диалог;

-нарушения невербальной коммуникации. С наибольшим трудом дается аутичным детям применение речи. Ребенок может совершенно буквально понимать сказанное.

12 – 13 слайд

Существенно ограниченный спектр деятельности и интересов

1. Стереотипные движения.

2. Стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание, облизывание, ощупывание, вращение) или пристрастие к необычным предметам;

3. Выраженное волнение при любых изменениях в окружении;

4. Привязанность к точному следованию определенным правилам;

5. Значительно ограниченный круг занятий с преобладанием одного узкого интереса.

Нарушения аутистического спектра невероятно разнообразные. Более того, исследования недуга все еще активно продолжается, поэтому и схем классификаций существует много. Среди педагогов и прочих специалистов пользуется популярностью классификация Никольской, именно ее берут во внимание при составлении коррекционных схем. Аутический спектр можно разделить на четыре группы: Для первой группы характерны самые глубокие и сложные нарушения. Дети с подобным диагнозом не способны обслуживать себя, у них полностью отсутствует потребность во взаимодействии с окружающими. Пациенты невербальные. У детей второй группы можно заметить наличие жестких ограничений в моделях поведения. Любые изменения в схеме (например, несоответствие в привычном режиме дня или обстановке) могут спровоцировать приступ агрессии и срыв. Ребенок достаточно открыт, но речь его проста, построена на эхолалии. Дети из этой группы способны воспроизводить бытовые навыки. Для третьей группы характерно более сложное поведение: дети могут быть очень увлечены каким-либо предметом, выдавая потоки энциклопедических знаний при разговоре. С другой стороны, построить двусторонний диалог ребенку сложно, а знания об окружающем мире фрагментарные. Дети четвертой группы уже склонны к нестандартному и даже спонтанному поведению, но в коллективе робкие и стеснительные, тяжело идут на контакт и не проявляют инициативу при общении с другими детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра» Оформил: Кириллова М.А., старший воспитатель

Слайд 2

Есть дети, живущие в своем собственном мире и ничего не желающие знать о нашем – дети « аутисты »

Слайд 3

Термин «аутизм» (от греческого « autos » - сам) — был введен швейцарским психиатром, основоположником учения о шизофрении Ойгеном Блёйером в начале XX века. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Слайд 4

Определение понятия «Аутизм» в современной литературе Аутичность (от греч. «сам») обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний ( психологический словарь) Аутизм – отсутствие потребности в общении, нарушение контактов с детьми, с людьми, не направленность на общение, замкнутость; возникает вследствие заболевания или особых условий жизни, также может иметь врожденный характер ( Н.В.Зверева , Т.Г.Горячева )

Слайд 5

Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Слайд 6

F84.0 Детский аутизм F84.1 Атипичный аутизм F84.2 Синдром Ретта F84.3 Дезинтегративное расстройство детского возраста F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями F84.5 Синдром Аспергера Международная классификация болезней (МКБ-10):

Слайд 7

Статистика На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов . Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма» в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия .

Слайд 8

Некоторые предположения о причинах возникновения аутизма - гипотеза о генетической предрасположенности; - гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка ); - гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Слайд 9

Внешние проявления РАС Главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это : - нарушение социальной адаптации; - нарушения в коммуникативной сфере; - стереотипность поведения.

Слайд 10

Проблемы общения и социального взаимодействия социальная отчужденность – недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира; ➢ слабость эмоционального реагирования по отношению к близким ; ➢ своеобразное зрительное поведение (непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или «взгляд мимо»); ➢ недостаточное осознание существования других людей и их чувств (общаются с человеком как с предметом или инструментом); отсутствие или нарушение игры с партнером; не формируется указательный жест; определенные трудности с подражанием.

Слайд 11

Трудности коммуникации разнообразие речевых нарушений: задержка речевого развития, мутизм ; ➢ наличие эхолалий (неконтролируемое автоматическое повторение слов , услышанных в чужой речи); ➢ нарушение коммуникативной функции речи: не использует речь как средство общения, необращенность к человеку, неспособность к диалогу , «речь для себя»; ➢ монотонность, лишенность эмоций; ➢ использование необычных слов; ➢ длительное называние себя во втором или третьем лице; ➢ несформированность способности пользоваться языком жестов ( не сопровождают речь жестикуляцией).

Слайд 12

Стереотипии Моторные Сенсорные Речевые Раскачивание; Потряхивание руками; Прыжки; Пробежки; Однообразные манипуляции с предметами и т.п. Ритмические надавливания на глазное яблоко; Кружение на руках у взрослого; Качание на качелях Многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, звукосочетаний

Слайд 13

Ритуальный тип поведения : ➢ склонность к установлению ригидного распорядка в повседневных делах или играх; ➢ склонность к привычной обстановке (расположение мебели, игрушек и предметов должно быть неизменным).

Слайд 14

Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма: Альберт Энштейн , Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо и другие великие люди.

Слайд 15

Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» Р. Шнайдер – педагог и философ

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.

.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра....

Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра

Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра...

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра – это нарушения с большим разнообразиемхарактеристик поведения. Ребенок может проявить себя как умственно отсталым,так и высокоинтеллектуальным. Он может быть...

Консультация для педагогов «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»

Информация для педагогов об особенностях детей с РАС, о формах проявления аутизма...

СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие

Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....

Презентация на тему "Особенности детей с расстройством аутистического спектра"

Презентация на тему "Особенности детей с расстройством аутистического спектра"...

Презентация на тему: "Особенности детей с расстройствами аутистического спектра"

Презентация на тему: "Особенности детей с расстройствами аутистического спектра"...