Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.
консультация

Третьякова Елена Сергеевна

.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Характерные особенности детей

с расстройством аутистического спектра

                                                                                 Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87                                                                                     Третьякова Е.С.     

           При аутистическом расстройстве личности отмечаются:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  2. Нарушения способности к общению;
  3. Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

В числе наиболее характерных проявлений  у детей  с РАС,  можно назвать следующие:

  1. Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
  2. Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
  3. К  ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
  4. Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
  5. Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
  6. В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
  7. Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
  8. Неравномерность развития при РАС,  отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
  9. Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
  10. Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.

Особенности речевого  развития многочисленны:

  1. Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;


Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;

  1. Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
  2. Автономность речи;
  3. Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
  4. Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
  5. Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.

При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.

 Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.

Особенности познавательного развития:

Для детей  с РАС, характерна низкая познавательная  активность,  которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в  узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.

Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.

В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления,  наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.

           Затруднено овладение математическими представлениями. Дети  с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить  из цифр  числовой ряд, пересчитать  предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются  в обратном счете.

          Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.

          Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов  цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д. 

          Особенности организации деятельности:

         Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети  с РАС,                нуждаются в особой помощи взрослого для обучения  усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.

           В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Характерные особенности детей

с расстройством аутистического спектра

                                                                                 Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87                                                                                     Третьякова Е.С.     

           При аутистическом расстройстве личности отмечаются:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  2. Нарушения способности к общению;
  3. Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

В числе наиболее характерных проявлений  у детей  с РАС,  можно назвать следующие:

  1. Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
  2. Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
  3. К  ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
  4. Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
  5. Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
  6. В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
  7. Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
  8. Неравномерность развития при РАС,  отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
  9. Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
  10. Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.

Особенности речевого  развития многочисленны:

  1. Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;


Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;

  1. Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
  2. Автономность речи;
  3. Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
  4. Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
  5. Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.

При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.

 Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.

Особенности познавательного развития:

Для детей  с РАС, характерна низкая познавательная  активность,  которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в  узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.

Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.

В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления,  наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.

           Затруднено овладение математическими представлениями. Дети  с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить  из цифр  числовой ряд, пересчитать  предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются  в обратном счете.

          Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.

          Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов  цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д. 

          Особенности организации деятельности:

         Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети  с РАС,                нуждаются в особой помощи взрослого для обучения  усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.

           В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Характерные особенности детей

с расстройством аутистического спектра

                                                                                 Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87                                                                                     Третьякова Е.С.     

           При аутистическом расстройстве личности отмечаются:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  2. Нарушения способности к общению;
  3. Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

В числе наиболее характерных проявлений  у детей  с РАС,  можно назвать следующие:

  1. Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
  2. Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
  3. К  ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
  4. Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
  5. Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
  6. В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
  7. Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
  8. Неравномерность развития при РАС,  отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
  9. Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
  10. Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.

Особенности речевого  развития многочисленны:

  1. Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;


Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;

  1. Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
  2. Автономность речи;
  3. Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
  4. Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
  5. Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.

При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.

 Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.

Особенности познавательного развития:

Для детей  с РАС, характерна низкая познавательная  активность,  которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в  узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.

Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.

В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления,  наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.

           Затруднено овладение математическими представлениями. Дети  с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить  из цифр  числовой ряд, пересчитать  предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются  в обратном счете.

          Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.

          Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов  цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д. 

          Особенности организации деятельности:

         Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети  с РАС,                нуждаются в особой помощи взрослого для обучения  усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.

           В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Характерные особенности детей

с расстройством аутистического спектра

                                                                                 Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87                                                                                     Третьякова Е.С.     

           При аутистическом расстройстве личности отмечаются:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  2. Нарушения способности к общению;
  3. Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

В числе наиболее характерных проявлений  у детей  с РАС,  можно назвать следующие:

  1. Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
  2. Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
  3. К  ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
  4. Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
  5. Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
  6. В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
  7. Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
  8. Неравномерность развития при РАС,  отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
  9. Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
  10. Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.

Особенности речевого  развития многочисленны:

  1. Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;


Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;

  1. Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
  2. Автономность речи;
  3. Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
  4. Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
  5. Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.

При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.

 Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.

Особенности познавательного развития:

Для детей  с РАС, характерна низкая познавательная  активность,  которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в  узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.

Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.

В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления,  наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.

           Затруднено овладение математическими представлениями. Дети  с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить  из цифр  числовой ряд, пересчитать  предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются  в обратном счете.

          Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.

          Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов  цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д. 

          Особенности организации деятельности:

         Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети  с РАС,                нуждаются в особой помощи взрослого для обучения  усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.

           В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Характерные особенности детей

с расстройством аутистического спектра

                                                                                 Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87                                                                                     Третьякова Е.С.     

           При аутистическом расстройстве личности отмечаются:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  2. Нарушения способности к общению;
  3. Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

В числе наиболее характерных проявлений  у детей  с РАС,  можно назвать следующие:

  1. Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
  2. Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
  3. К  ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
  4. Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
  5. Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
  6. В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
  7. Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
  8. Неравномерность развития при РАС,  отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
  9. Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
  10. Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.

Особенности речевого  развития многочисленны:

  1. Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;


Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;

  1. Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
  2. Автономность речи;
  3. Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
  4. Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
  5. Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.

При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.

 Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.

Особенности познавательного развития:

Для детей  с РАС, характерна низкая познавательная  активность,  которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в  узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.

Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.

В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления,  наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.

           Затруднено овладение математическими представлениями. Дети  с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить  из цифр  числовой ряд, пересчитать  предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются  в обратном счете.

          Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.

          Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов  цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д. 

          Особенности организации деятельности:

         Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети  с РАС,                нуждаются в особой помощи взрослого для обучения  усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.

           В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Характерные особенности детей

с расстройством аутистического спектра

                                                                                 Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87                                                                                     Третьякова Е.С.     

           При аутистическом расстройстве личности отмечаются:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  2. Нарушения способности к общению;
  3. Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

В числе наиболее характерных проявлений  у детей  с РАС,  можно назвать следующие:

  1. Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
  2. Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
  3. К  ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
  4. Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
  5. Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
  6. В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
  7. Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
  8. Неравномерность развития при РАС,  отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
  9. Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
  10. Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.

Особенности речевого  развития многочисленны:

  1. Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;


Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;

  1. Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
  2. Автономность речи;
  3. Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
  4. Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
  5. Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.

При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.

 Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.

Особенности познавательного развития:

Для детей  с РАС, характерна низкая познавательная  активность,  которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в  узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.

Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.

В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления,  наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.

           Затруднено овладение математическими представлениями. Дети  с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить  из цифр  числовой ряд, пересчитать  предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются  в обратном счете.

          Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.

          Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов  цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д. 

          Особенности организации деятельности:

         Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети  с РАС,                нуждаются в особой помощи взрослого для обучения  усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.

           В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Характерные особенности детей

с расстройством аутистического спектра

                                                                                 Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87                                                                                     Третьякова Е.С.     

           При аутистическом расстройстве личности отмечаются:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  2. Нарушения способности к общению;
  3. Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

В числе наиболее характерных проявлений  у детей  с РАС,  можно назвать следующие:

  1. Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
  2. Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
  3. К  ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
  4. Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
  5. Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
  6. В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
  7. Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
  8. Неравномерность развития при РАС,  отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
  9. Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
  10. Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.

Особенности речевого  развития многочисленны:

1) Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей.

2) Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;

3) Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);

4) Автономность речи;

5) Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;

6) Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;

7) Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.

При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.

 Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.

Особенности познавательного развития:

Для детей  с РАС, характерна низкая познавательная  активность,  которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в  узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.

Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.

В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления,  наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.

           Затруднено овладение математическими представлениями. Дети  с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить  из цифр  числовой ряд, пересчитать  предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются  в обратном счете.

          Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.

          Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов  цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д. 

          Особенности организации деятельности:

         Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети  с РАС,                нуждаются в особой помощи взрослого для обучения  усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.

           В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»...

Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра

Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра...

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра – это нарушения с большим разнообразиемхарактеристик поведения. Ребенок может проявить себя как умственно отсталым,так и высокоинтеллектуальным. Он может быть...

Консультация для педагогов «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»

Информация для педагогов об особенностях детей с РАС, о формах проявления аутизма...

СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие

Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....

Презентация на тему "Особенности детей с расстройством аутистического спектра"

Презентация на тему "Особенности детей с расстройством аутистического спектра"...

Презентация на тему: "Особенности детей с расстройствами аутистического спектра"

Презентация на тему: "Особенности детей с расстройствами аутистического спектра"...