Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.
консультация
.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakternye_osobennosti_detey_s_ras.docx | 20.95 КБ |
harakternye_osobennosti_detey_s_ras.docx | 20.95 КБ |
harakternye_osobennosti_detey_s_ras.docx | 20.95 КБ |
harakternye_osobennosti_detey_s_ras.docx | 20.95 КБ |
harakternye_osobennosti_detey_s_ras.docx | 20.95 КБ |
harakternye_osobennosti_detey_s_ras.docx | 20.95 КБ |
harakternye_osobennosti_detey_s_ras.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Характерные особенности детей
с расстройством аутистического спектра
Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87 Третьякова Е.С.
При аутистическом расстройстве личности отмечаются:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- Нарушения способности к общению;
- Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать следующие:
- Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
- Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
- К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
- Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
- Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
- В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
- Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
- Неравномерность развития при РАС, отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
- Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
- Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.
Особенности речевого развития многочисленны:
- Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;
Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;
- Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
- Автономность речи;
- Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
- Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
- Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.
При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.
Особенности познавательного развития:
Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.
Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.
В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.
Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д.
Особенности организации деятельности:
Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС, нуждаются в особой помощи взрослого для обучения усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.
В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Характерные особенности детей
с расстройством аутистического спектра
Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87 Третьякова Е.С.
При аутистическом расстройстве личности отмечаются:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- Нарушения способности к общению;
- Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать следующие:
- Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
- Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
- К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
- Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
- Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
- В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
- Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
- Неравномерность развития при РАС, отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
- Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
- Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.
Особенности речевого развития многочисленны:
- Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;
Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;
- Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
- Автономность речи;
- Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
- Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
- Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.
При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.
Особенности познавательного развития:
Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.
Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.
В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.
Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д.
Особенности организации деятельности:
Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС, нуждаются в особой помощи взрослого для обучения усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.
В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Характерные особенности детей
с расстройством аутистического спектра
Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87 Третьякова Е.С.
При аутистическом расстройстве личности отмечаются:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- Нарушения способности к общению;
- Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать следующие:
- Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
- Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
- К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
- Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
- Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
- В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
- Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
- Неравномерность развития при РАС, отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
- Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
- Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.
Особенности речевого развития многочисленны:
- Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;
Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;
- Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
- Автономность речи;
- Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
- Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
- Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.
При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.
Особенности познавательного развития:
Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.
Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.
В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.
Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д.
Особенности организации деятельности:
Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС, нуждаются в особой помощи взрослого для обучения усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.
В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Характерные особенности детей
с расстройством аутистического спектра
Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87 Третьякова Е.С.
При аутистическом расстройстве личности отмечаются:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- Нарушения способности к общению;
- Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать следующие:
- Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
- Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
- К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
- Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
- Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
- В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
- Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
- Неравномерность развития при РАС, отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
- Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
- Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.
Особенности речевого развития многочисленны:
- Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;
Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;
- Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
- Автономность речи;
- Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
- Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
- Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.
При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.
Особенности познавательного развития:
Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.
Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.
В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.
Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д.
Особенности организации деятельности:
Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС, нуждаются в особой помощи взрослого для обучения усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.
В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Характерные особенности детей
с расстройством аутистического спектра
Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87 Третьякова Е.С.
При аутистическом расстройстве личности отмечаются:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- Нарушения способности к общению;
- Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать следующие:
- Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
- Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
- К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
- Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
- Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
- В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
- Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
- Неравномерность развития при РАС, отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
- Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
- Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.
Особенности речевого развития многочисленны:
- Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;
Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;
- Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
- Автономность речи;
- Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
- Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
- Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.
При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.
Особенности познавательного развития:
Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.
Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.
В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.
Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д.
Особенности организации деятельности:
Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС, нуждаются в особой помощи взрослого для обучения усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.
В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Характерные особенности детей
с расстройством аутистического спектра
Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87 Третьякова Е.С.
При аутистическом расстройстве личности отмечаются:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- Нарушения способности к общению;
- Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать следующие:
- Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
- Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
- К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
- Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
- Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
- В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
- Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
- Неравномерность развития при РАС, отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
- Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
- Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.
Особенности речевого развития многочисленны:
- Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей;
Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;
- Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
- Автономность речи;
- Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
- Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
- Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.
При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.
Особенности познавательного развития:
Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.
Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.
В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.
Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д.
Особенности организации деятельности:
Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС, нуждаются в особой помощи взрослого для обучения усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.
В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Характерные особенности детей
с расстройством аутистического спектра
Учитель-дефектолог МАДОУ ЦРР д/с 87 Третьякова Е.С.
При аутистическом расстройстве личности отмечаются:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- Нарушения способности к общению;
- Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать следующие:
- Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
- Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
- К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
- Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
- Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
- В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
- Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
- Неравномерность развития при РАС, отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
- Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство.
- Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим.
Особенности речевого развития многочисленны:
1) Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей.
2) Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;
3) Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
4) Автономность речи;
5) Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
6) Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
7) Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи.
При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.
Особенности познавательного развития:
Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.
Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.
В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия.
Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д.
Особенности организации деятельности:
Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС, нуждаются в особой помощи взрослого для обучения усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.
В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»...
Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра
Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра...
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра – это нарушения с большим разнообразиемхарактеристик поведения. Ребенок может проявить себя как умственно отсталым,так и высокоинтеллектуальным. Он может быть...
Консультация для педагогов «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
Информация для педагогов об особенностях детей с РАС, о формах проявления аутизма...
СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие
Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....
Презентация на тему "Особенности детей с расстройством аутистического спектра"
Презентация на тему "Особенности детей с расстройством аутистического спектра"...
Консультация для родителей «Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра».
Консультация для родителей«Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра»....