Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха.

                                                                                             Что я слышу-забываю.
                                                                     Что я вижу – я помню.
                                                                       Что я делаю – я понимаю…                                                                                                                                      Конфуций

Все дети по своей природе – исследователи, а дети с нарушением слуха, не имея возможности слышать звуки окружающего мира, постоянно находятся в поиске. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать.

Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Введению термина «экспериментирование» наука обязана швейцарскому психологу и философу Ж. Пиаже. Он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

        Психолог Поддъяков Н. Н. в качестве основного вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое, является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста.

Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой ориентировочно- исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с нарушением слуха, тем больше новой информации они получают, тем быстрее и полноценнее развиваются. Важным условием овладения речью дошкольниками  с  нарушением слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержание их активности в процессе наблюдений и практических действий. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами, обозначающими предметы,  объекты,  явления и их признаки и  свойства.

Дети с нарушением слуха с большим трудом овладевают разно-аспектным анализом и обобщением предметов, а в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности активно развивается детское мышление поскольку создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя ситуацию, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении

                Детское экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: приём пищи, игру, занятие, прогулку. Это замечательное средство интеллектуального развития  дошкольников с нарушением слуха. Оно позволяет ребёнку самому найти ответ на вопрос "как?", "почему?". Дети с нарушением слуха воспринимают материал на зрительной основе, поэтому очень важно создавать условия, в которых дети, манипулируя с предметами, наглядно видят результат, могут его потрогать, поиграть, почувствовать.

Эксперименты положительно влияют и на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Умение чётко выразить свою мысль стимулирует развитие речи.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Также детское экспериментирование тесно связано с изобразительной деятельностью, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

              Именно в процессе экспериментирования происходит интеллектуальное, эмоционально - интенсивное развитие, совершенствуются такие новообразования, как произвольное поведение, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

Консультация "Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника"

Проблемное  обучение является  средством развития познавательной  активности дошкольника...

Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...

Метод работы с закрытой картиной, как одна из форм развития познавательной активности дошкольника

Как сформировать у дошкольников умение задавать вопросы и  с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной активности дошкольников».

Единое образовательное пространство  ДОУ  – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и дет...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...

Консультация для родителей: «Напольные игры как средство развития познавательной активности дошкольников»

Детский сад, как один из институтов социального развития должен искать ходы для новых, оригинальных форм совместной деятельности детей  в целях формирования коммуникационной среды.Одним...