Арттерапия. "Песочные фантазии."
план-конспект урока по коррекционной педагогике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Арттерапия.
"Песочные фантазии."
Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.
Коррекционные задачи:
• стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.
Образовательные задачи:
Закреплять понятие один много;
• формирование навыка экспериментирования с песком;
• обогащение тактильного опыта у воспитанников;
Развивающие задачи:
• развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
• развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
Воспитательные задачи:
• воспитывать аккуратность;
• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование:
• столы и стулья на каждого ребенка;
• салфетки;
• ящики с песком по количеству детей:
• палочки для рисования на песке
• магнитофон, диск с записью звуков природы;
• формочки;
• мелкие предметы (пуговицы);
• вода и салфетки для мытья рук.
Ход занятия.
Работа с коммуникативной доской (определение времени года, дня недели, режимный момент).
- Тает снег, светит и греет солнышко, чирикают птички.
- Это весна (обращение указательным пальцем на сезонную картинку)
- День недели – четверг (обращение указательным пальцем на карточку)
- Сейчас мы будем заниматься! (педагог снимает карточку с коммуникативной доски и переносит вместе с ребёнком в кабинет).
Вступительная часть. Организационный момент.
Ритуал «Приветствия»
- Кто здесь? Кто с нами? (тактильное прикосновение)
- Это Злата! (жестовое обращение «Я»)
- Злата, привет! (жестовое обращение)
- Кто здесь? Кто с нами?
- Это Саша!
- Саша говорит, привет!
- Ребята, будем заниматься (словесное и жестовое обращение)
Ребёнок выполняет действия по инструкции. Выполнение жестов по подражанию или самостоятельно.
Выполнение упражнения ориентировка на собственном теле с помощью педагога.
Чтоб ничего не забывать,
Здоровым быть, внимательным.
Делаем себе массаж
Ушек обязательно.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
- Где у ребят ушки?
- Молодцы!
Ловко с ними мы играем (повороты головы влево)
И движенья повторяем (повороты головы вправо)
Да-да-да,
Ребята слушают слова (мягко тянем и разворачиваем уши назад)
Чу-чу-чу,
Уши я кручу
Ру-ру-ру,
Уши пальчиками тру (массируем с верхней точки ушей, по краю, заканчивая мочкой)
Мы-мы-мы, (поворот головы влево)
Внимательные мы! (поворот головы вправо)
Сначала показ педагога, затем выполнение упражнения вместе с ребёнком.
Основная часть.
Педагог: Проходите за столы. (Дети рассаживаются за столы).
Показывает песок. Что это? Песок. Хотите поиграть с песком?
(Педагог раздает песок каждому ребенку на поднос)
Педагог: Потрогайте его ладошками. Какой он? (мокрый, прохладный). Помните его в руках.
Упражнение 1: «Катание мячиков – гладкого и с шипами)
-Как вы думаете, что в этой коробке? Это мячики. (Достает мячики, и раздает детям, сначала гладкие).
-Покатайте мячиком по песку. Потрогайте песок. Какой он стал? (Гладкий.)
- Ой, а это что за мячик? Он с шипами? На кого похож этот мячик, на какого животного? (ежика)
Покатайте этот мяч по песку, что вы видите? (следы, углубления в песке)
Упражнение 2: «Игры с формочками»
Педагог раздает каждому ребенку по одной формочке. Дети делают отпечатки животных: собака, медведь, уточка, бабочка.
- Сколько собачек у тебя получилось? (одна) Сделай так, чтобы было много?
Игры с формочками. Насыпьте в них песок, утрамбуйте его, переверните формочку. Что получилось? Украсьте их цветными пуговицами.
Упражнение 3: «Прятки»
Педагог: Давайте поиграем с вами в прятки. Закройте глаза, а я что-то спрячу в песке. Откройте глаза. Поищите. Что спрятано в песке?( мелкие предметы, фигурки животных).
Упражнение 4: «Необыкновенные следы»
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются")
Упражнение 5: «Разрезание пирожка ножом»
Педагог: Уплотните песок, так чтобы было похоже на пирожок. Разрежьте пирожок ладошкой на части. Предложите пирожок другу. (Скажите: «Угощайся, Костенька».)
Ритуал «Прощания».
-Ребята хорошо позанимались, ловко пальчиками играли, но пришло время прощаться.
- Заниматься, всё! (жестовый показ)
Педагог снимает карточку – «заниматься» с фланелеграфа и переворачивает.
-Пока, пока, пока! (помахивание рукой). Выполнение жестов.
Игры с песком.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, геометрические фигуры..
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
- Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
- Выложить фишками геометрическую фигуру.
- Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
- Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
- Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, закопанных среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
- «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть ребенок, попробует отгадать, где чей отпечаток?
- «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть ребенок раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
- «Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6
Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений. Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...
"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.
Отчетный концерт по теме «Музыкально-ритмические движения в жизни детей» с участием детей танцевального кружка «Топотушки» ...
Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"
Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...
Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"
quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать" Дж. Родари...
Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.
Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...
СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.
quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...
"Зимние фантазии" в изостудии "Фантазия".
Зима - время чудес, исполнения желаний и новогодних праздников! Красивые зимние пейзажи, праздники, зимние забавы -- всё это возбуждало фантазию и желание творить. И мы в моей изостудии не скучали, тв...
- Мне нравится (1)