Консультация
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Кангина Катерина Александровна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей группы общеразвивающей направленности по вопросам воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Ваши дети перешли в подготовительную группу дошкольного учреждения и в следующем учебном году пойдут в школу. Это новый большой этап в жизни каждого ребенка! Новый коллектив, новые друзья, новые заботы! Сегодня я хочу поговорить о том, какой уникальный опыт общения получают Ваши дети в нашем дошкольном учреждении. Вы все знаете, что помимо групп общеразвивающей направленности, такой как ваша, в детском саду есть и группы для детей с особыми образовательными потребностями. Мне бы хотелось обратить Ваше внимание на плюсы сложившегося в нашем детском саду инклюзивного образовательного пространства. Инклюзия - это включение детей с особенностями развития в систему общего образования. Благодаря инклюзии Ваши дети имеют возможность получить новый опыт общения, повысить уровень своих коммуникативных качеств, а также, научиться более глубоко сопереживать, понимать и принимать людей с ОВЗ (в частности своих сверстников).

Результаты специальных исследований  показывают,  что  отношение к  друзьям  и само  понимание  дружбы  имеют  определенную  динамику  на  протяжении  младшего школьного  детства.  Для  детей  5-7  лет  друзья  –  это,  прежде  всего  те,  с  кем  ребенок  играет,  кого  видит  чаще  других.  Выбор  друга  определяется внешними причинами:  дети  ходят в одну группу,  живут  в  одном  доме  и  т.п.  В  этом  возрасте дети  больше  внимания  обращают  на  поведение и особенности внешнего вида,  чем  на  качества  личности.  Дружеские связи  непрочны  и  недолговечны,  они  легко  возникают  и  довольно  быстро  могут оборваться.

Одним из компонентов инклюзивного образования является воспитание толерантного отношения к инвалидам, детям с ОВЗ. Важно знать, что нормы поведения, моральные ценности, понимание значимости человеческого достоинства закладываются и формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. И, конечно, главным примером для ребенка являются его родители. Сотрудничество и солидарность в вопросе толерантности между родителями и коллективом детского сада позволит Вашим детям принять окружающий мир, себя и окружающих. Ведь принятие ребенка-инвалида взрослыми важное условие для принятия его детьми без нарушений в развитии. Поэтому Ваше мнение, высказывания в адрес детей с отклонениями в развитии очень важны для воспитания Ваших детей полноценными личностями, терпимо и гуманно относящимися к особенностям окружающих.

Педагоги и специалисты детского сада активно работают в направлении воспитания у детей толерантного отношения к людям с отклонениями в развитии, а также в улучшении уровня межличностного общения.  Как Вы знаете, в нашем детском саду проводится много праздников и мероприятий при участии фольклорной группы «Зоренька». На этих мероприятиях дети групп разной направленности участвуют в совместных конкурсах, эстафетах, танцуют и поют. Коллектив детского сада не зря обратился к русскому фольклору. Ведь что, как не русский фольклор помогает детям почувствовать себя уверенней в обществе, выразить свои эмоции, отпустить свои обиды, стеснительность, учит взаимопомощи, сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, да и просто дает возможность почувствовать себя актерами! Благодаря этим совместным мероприятиям между детьми из групп разной направленности установились благоприятные для совместного творчества взаимоотношения. И в прошлом учебном году, детским и взрослым коллективом группы для детей с ОВЗ, при участии одного ребенка из Вашей группы, был поставлен спектакль по сказке «Три медведя». В этом учебном году коллектив детского сада продолжает работать над развитием творческих способностей детей через сюжетно-ролевую игру.   Во время беседы с Вашими детьми им было предложено поставить и показать воспитанникам с ОВЗ кукольный спектакль по сказке «Теремок». Дети с энтузиазмом поддержали эту идею. В дальнейшем планируется постановка спектакля по этой сказке при участии детей из групп разной направленности.



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 209»

Мастер-класс

для родителей воспитанников группы коррекционной направленности «Солнышко»

«Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в развитии речи детей

или очумелые ручки мамочки»

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог Кангина К.А.

Ярославль 2019

          Уважаемые родители! Рада Вас видеть на мастер-классе «Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в развитии речи детей или очумелые ручки мамочки ».

  Для начала давайте поговорим о речи. Её развитие начинается с самого рождения ребёнка. Ведь он и «говорить» начинает, как только рождается. Для чего нужна речь?

  Правильно! Для общения, выражения своих потребностей, мыслей и т.д.

  Вот и ребёнок свои желания и недовольства выражает плачем. Т.е. он уже общается с Вами.

  Сначала криком, потом лепетом, а потом словами и предложениями.

  Для правильной и красивой речи необходимо много компонентов. Сегодня мы поговорим о двух из них. И начать я предлагаю с артикуляционного отдела речевого аппарата (демонстрация иллюстрации). Вы видите, какой это сложный механизм, сколько в нём разных «деталей». И каждая из них важна и должна исправно работать. Что же делать, если наш механизм не справляется с возложенной на него функцией? Рот не открывается, так, как надо, губы отказываются принимать нужную позу для каждого звука, а язык и вовсе пытается занять неправильное положение.

  Тогда на помощь ребёнку приходит логопед, который начинает учить наш механизм правильной и слаженной работе. А помогает ему в этом артикуляционная гимнастика. Сегодня мы с вами разберём основной комплекс упражнений, который вы сможете самостоятельно дома выполнять с вашими детьми. Обратите внимание, на столе у каждого из вас лежит распечатка (приложение 2). Это рекомендации родителям по выполнению гимнастики. А также зеркало. Без зеркала выполнять упражнения очень трудно, оно необходимо ребёнку для самоконтроля.

  Давайте попробуем выполнить эти упражнения.

  Практическая часть.

  А теперь поговорим о дыхании. Для правильной речи нам необходим плавный длительный выдох, а так же чёткая ненапряженная артикуляция. Помимо этого, для произнесения многих звуков важна сильная, направленная воздушная струя.

  У многих детей нарушено не только речевое, но и физиологическое дыхание. Поэтому сначала необходимо сформировать его, а потом, на его основе уже речевое дыхание.

  Физиологическое дыхание – это непроизвольный процесс. Вдох и выдох мы делаем через нос и по длительности они одинаковые.

  При речевом дыхании сначала мы делаем короткий и глубокий вдох…пауза…и лишь потом, происходит длительный выдох, во время которого человек и говорит.

  Давайте поэкспериментируем! Сделаем наоборот. Сначала выдохнем, а потом на вдохе попробуем что-нибудь сказать (Далее предлагается сделать неглубокий вдох и др., приводятся примеры неправильного распределения воздуха во время выдоха и т.д.).

  А сейчас я предлагаю Вашему вниманию несколько игр для развития и тренировки речевого дыхания. Эти и другие игры Вы найдёте в материалах на ваших столах.

  Практическая часть.

  Надеюсь, представленный Вам сегодня материал, оказался полезным. Прошу Вас заполнить листы обратной связи, где вы сможете написать темы и вопросы для наших будущих встреч!

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

 

·   Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.

·   Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.

·   Вдох - через нос (плечи не поднимать, спина прямая)

·   Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять  на кончик язык ( см. технику выполнения упражнения)

·   Выдох должен быть длительным и плавным

·   Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками)

·    Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения 3-4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.

·    Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции имеют значительный оздоровительный эффект.   

·    Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

 

Дыхательные  игры и упражнения

    

     Эти игры и упражнения просты и понятны и не требуют специальной подготовки. Поэтому рекомендуют их использовать в совместных играх с детьми с 3лет! Эти упражнения будут полезны и детям, не имеющим проблем в развитии речи. Прочитайте внимательно правила проведения игр и следуйте их описанию.

  

     Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

 

      «Загнать мяч в ворота» 

(выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

 

      «Кто дальше загонит мяч»

 (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

   

    «Сдуть снежинку, листик, пёрышко»

 (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить бумажную снежинку и сдуть её. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.


        
«Паровозик свистит» 

(выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.


        
«Фокус», «Парашютик»

(направление воздушной струи посередине языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

        
«Охотник идет по болотам»

 (распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

        «Фасолевые гонки»

(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

       
«Узнай, что это»

 (развитие обоняния и глубокого вдоха).
На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.


        
«Чья фигурка дальше улетит?»

(развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).
Вам понадобятся- вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Ребёнок садится напротив фигурки,  которая лежит перед ним на столе Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.


      «Кораблик»

(чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

          

«Горох против орехов»

(чередование длительного плавного и сильного выдоха).
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

         «Мыльные пузыри»

 (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.


        
«Новогодние трубочки-шутки»

 (развитие длительного плавного и сильного выдоха).
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.


        
«Надуй игрушку» 

(развитие сильного плавного выдоха). Использовать небольшие надувные игрушки. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.


        
«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

 (выработка умения направлять воздушную струю по середине языка)
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Анкета обратной связи от родителей

после участия в мастер-классе «Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в развитии речи детей или очумелые ручки мамочки»

  1. Вся ли представленная информация была Вам понятна?_____________________
  2. Была ли представленная информация Вам полезна?_________________________
  3. Хотите ли Вы продолжить нашу совместную работу в виде подобных мастер-классов?______________________________________________________________
  4. Напишите интересующие Вас вопросы, которые мы могли бы обсудить на следующих встречах:___________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Конспект совместного мероприятия для родителей и детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

                                          Подготовили:    

Кангина Катерина Александровна, учитель-дефектолог

Николаева Ольга Леонидовна, воспитатель

Жаворонкова Елена Николаевна, воспитатель

Группа компенсирующей направленности «Солнышко»

Тема: «Дружим со сказкой»

Дети 5-7 лет, имеющие заключение ПМПК: F 70.08; F 70.04, Q 87.3; F 70.09; F 70.08, F 70,0; G 40.1; СНР тяжелой, средней

 степени.  

Цель: Повышать активность родителей детей, как участников образовательного процесса, при формировании речевой активности у детей с нарушением интеллекта посредством театрализованной деятельности по сказке «Репка».

Предварительная работа: работа по лексическим темам «овощи» и «фрукты», чтение сказки «Репка», рассматривание иллюстраций, постановка по сказке настольного театра, игры с перчаточными куклами.

Оборудование и материалы, используемые в ходе мероприятия: русские народные костюмы (для взрослых), костюмы персонажей сказки для детей, чехол «репка» на стул, магнитный театр «Репка», муляжи овощей и фруктов, корзинки, загадки про сказки, музыкальное сопровождение (русские народные песни).

План мероприятия:

  1. Встреча родителей. Хороводная игра «Огородный хоровод».
  2. Эстафета «Быстро и правильно» (дифференциация овощей и фруктов).
  3. Конкурс «Нарядим маму» (дети под русские народные песни подбирают костюмы и наряжают мам).
  4. Стихи – загадки для родителей по сказкам (дети в это время переодеваются в костюмы для показа мини-спектакля по сказке «Репка»)
  5. Мини – спектакль по сказке «Репка». Педагог-рассказчик помогает детям найти фигурку своего персонажа и разместить ее в нужном месте на магнитной доске, а также сопровождать свои действия речевыми высказываниями, звукоподражаниями.


Предварительный просмотр:

Познавательно-игровое развлечение

 для детей с ОВЗ

старшего дошкольного возраста «Ярмарка»

Цель:

Задачи:

Подготовительная работа:

  1. Работа по темам «одежда», «обувь», «продукты питания», «масленица» (рассматривание иллюстраций, беседа по картинам, чтение худ. литературы, театрализованная деятельность, экскурсии в магазин одежды, обуви, продуктов, просмотр отдельных эпизодов кинофильмов о ярмарке и масленице).
  2. Работа на занятиях по формированию ЭМП (формирование сенсорных эталонов, обучение счетным операциям в пределах пяти).

Участники мероприятия: дети с ОВЗ разновозрастных групп старшего дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

Выбегает Петрушка:

Слушайте, слушайте!

В город ярмарка пришла!

Собирайся детвора!

Педагог – детям:

Вы слышали, ребята! Давайте сходим и посмотрим, что же это за ярмарка такая?!

Дети, сидящие на первом ряду, встают и идут за педагогом.

Открывается занавес и появляются прилавки продавцов.

Продавец одежды:

Здравствуйте, гости дорогие,

Выбирайте, что вам по душе!

Есть одежда разная, смотрите!

Подходите вы скорей ко мне!

Дети вместе с педагогом подходят к прилавку и начинают выбирать, примеривать и покупать одежду.

Тут продавец обуви начинает зазывать покупателей к себе:

У меня такие туфли, валенки, ботинки!

А две пары вы возьмете, будут даже скидки!

Хоть весь город обойди,

Дешевле обувь не найти!

Дети вместе с педагогом подходят к прилавку и начинают выбирать, примеривать и покупать обувь.

Продавец ларька «Плюшки – ватрушки» зовет всех к себе:

Коль устали от покупок, заходите вы сюда!

Пироги, ватрушки, плюшки! В общем, вкусная еда!

Петрушка с медведем выходят на середину зала:

А пока вы их едите, на медведя посмотрите!

…….

Ну! Быстрее доедайте и с медведем поиграйте!

Игра с медведем.

Педагог:

Уф! Устали! Отдохнем и итог мы подведем!

Беседа педагога с детьми о покупках (рассматривание, дефиле, подсчет и т.д.).

Выходит петрушка:

Что-то, вижу, засиделись.

Вы на солнышке пригрелись?

На команды разделяйтесь

И друг с другом потягайтесь.

Перетянет кто канат,

Тот получит …. самокат!

Игра с канатом.

Петрушка:

Вот подходит день к концу,

Праздник наш закончился.

И пришла пора прощаться

Хоть очень нам не хочется!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Экологическая сказка

«Спасение ежей»

для детей старшей и подготовительной группы

детского сада

Подготовили: учитель-дефектолог Кангина К.А

воспитатель Кузьмина И.В.

Ярославль 2019

Экологическая сказка для детей подготовительной группы.

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Цель: Экологическое воспитание дошкольников средствами театрализации.

Задачи:

  1. Объяснить детям как правильно сортировать мусор, дать понятие переработка.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Расширять активный словарный запас.
  4. Развивать творческие способности.

Герои: рассказчик, семья (мама, папа, дочка, сын), эколог.

Инвентарь: пластиковые бутылки, крышки, батарейки; муляжи продуктов, коврик для пикника, мяч, скакалка, магнитофон, игрушки ёжики, смешной ёж, контейнеры для сбора мусора 3шт.

Зал оформлен под лес, по полу разбросаны пластиковые бутылки, крышки, батарейки.

Ход действия:

Звучит музыка леса, голоса птиц, журчание ручья.

Выходит рассказчик (Р.):

Поведаю вам историю одну

О том, что приключилось недавно в лесу…

Семья одна по лесу гуляла...

Мама и папа, две дочки и сын (актеры машут руками).

Решили пикник устроить на поляне.

Мама: Устали гулять?

Сын: Ну, давай поедим.

Р.: Родители стали искать место для пикника среди разбросанного мусора. А дети веселились вокруг.

Далее рассказчик сопровождает речью действия персонажей.

Р.: Папе надоело накрывать на стол, и он решил потанцевать.

Папа «включает» магнитофон. Звучит веселая музыка. Папа и дети танцуют.

Мама зовет всех к столу.

Семья «ест», разбрасывая «огрызки» вокруг.

Вдруг «пошел» дождь. Семейство быстро складывает коврик для пикника (папа демонстративно скидывает остатки еды с него) и уходит.

Дождь «заканчивается».

Р.: Дождь прошел, и на поляну выбежали ёжики (обращает внимание детей). Ой! А это какой-то странный ёжик.

Рассказчик обращается к зрителям: Ребята, как вы думаете, почему этот ёжик так странно выглядит.

Ответы детей.

Р.: Да, правильно! Грязно в лесу, нездорово, поэтому и животные нездоровые рождаются. Разве можно так в лесу себя вести?

Рассказчик ведет диалог с детьми. Вместе приходят к выводу, что надо мусор убрать.

Р.: А у меня и мешок есть!

Выходит эколог (Э.).

 Э.: Друзья, а знаете ли вы, что пластик надо отдельно выкидывать и батарейки тоже?

Рассказ эколога о правильной утилизации и сортировке мусора.

Э.: Предлагаю вам сейчас потренироваться в сортировке мусора.

Эколог и рассказчик демонстрируют детям три контейнера (для пластиковых бутылок, крышек и батареек).

Дети помогают, собирают мусор в контейнеры.

Р.: Наступила в лесу благодать,

Только слышно, как деревья шумят.

Э.: Лес наш кормилец,

Наш общий дом!

Нельзя никогда забывать о том!



Предварительный просмотр:

«Взаимодействие участников образовательного  процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства».

Автор:  К.А. Кангина – учитель – дефектолог

МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВЗ и дети без отклонений в развитии.

 В 2013 году в дошкольном образовательном  учреждении компенсирующего вида г. Ярославля «Детский сад №209» были открыты группы общеразвивающей направленности, благодаря чему было создано уникальное инклюзивное образовательное пространство.

Благодаря тесному сотрудничеству специалистов детского сада: воспитателей,  учителей – дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физкультуре, медицинских работников,  все педагоги  учреждения знают всех воспитанников, особенности их развития, успехи и затруднения.

Специалисты  ДОУ отметили увеличение количества детей с серьезными нарушениями речи, либо вообще ее отсутствие. Дети не умеют выражать свои желания и эмоции. Речь также не имеет эмоциональной окраски, активный и пассивный словарный запас намного ниже возрастной нормы. Но самое главное, что дети не принимают своих дефектов, своего внешнего вида, стесняются своей речи. Все это вызывает трудности в  работе учителя-дефектолога.

Во время прогулок воспитатели заметили, что дети из групп коррекционной направленности  обращают внимание  на детей из общеразвивающих групп, слыша их грамматически правильную речь. Ведь для накопления речевого опыта одним из условий является живое общение не только со взрослыми, но и со сверстниками. Реакция детей из общеразвивающих групп не всегда была адекватной: дети высмеивали неправильную речь детей с ОВЗ, их внешний вид, мимику, моторную неловкость.

          Педагоги детского сада приняли решение о необходимости работы в направлении воспитания толерантности и определении доступных форм работы со всеми категориями детей.  Одной из такой форм стали мероприятия, проводимые в виде русских  народных праздников. Что как не русский фольклор помогает детям почувствовать себя уверенней в обществе, выражать свои эмоции, отпустить свои обиды, стеснительность, учит взаимопомощи, сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, да и просто дает возможность почувствовать себя актерами!

Детский сад заключил договор с общественной организацией  по возрождению народной культуры и традиций  «Зоренька», которая стала организовывать и проводить для воспитанников старинные русские народные праздники, такие как: «Осенины» - праздник урожая, «Рождественские колядки», «Масленица», «Праздник птиц», «Троица» и др. На этих праздниках дети групп разной направленности активно контактировали  друг с другом. Реакция детей из групп общеразвивающей направленности на поведение и особенности внешнего вида детей с ОВЗ была неоднозначна. Некоторые дети смеялись, другие замирали, не зная как реагировать на «особенных» сверстников.

После проведения нескольких совместных мероприятий и активной работы педагогов над воспитанием толерантности (в группах общеразвивающей направленности), была отмечена положительная динамика в общении детей. Так, стала заметна своеобразная опека со стороны детей из общеразвивающих групп над детьми с ОВЗ: дети старались помочь при выполнении заданий, поддерживали их в эстафетных конкурсах. Между некоторыми детьми начали формироваться дружеские отношения.

Видя такой результат, педагоги решили продолжить работу по данным направлениям (толерантность и фольклор) и перешли на следующий уровень - проектная деятельность. В группе для детей с особыми  образовательными потребностями был разработан практико-ориентированный  проект  на основе сказки  «Три медведя», с привлечением дошкольников  из группы общеразвивающей направленности. Работа над проектом шла три месяца, во время которых дети из групп разной направленности продолжали встречаться друг с другом на различных спортивных и развлекательных мероприятиях, ходили в гости друг к другу в группы, общались на прогулке, а самое главное, учились взаимопомощи и пониманию потребностей и особенностей друг друга.

Итоговый продукт проекта – сказка «Три медведя» -  демонстрировался в группах разной направленности, а в апреле 2016 года был представлен на методическом объединении учителей-дефектологов г. Ярославля. Ими было отмечено доброжелательное и терпимое отношение детей к особенностям друг друга.

Весной 2016 года, в рамках районного проекта «Умные каникулы» МДОУ «Детский сад № 209»  принимал гостей из МДОУ «Детского сада № 126» и  МДОУ «Детского сада № 128». Во время проведения совместных мероприятий стало понятно, что деятельность педагогов в вопросе толерантного воспитания в группах общеразвивающей направленности была эффективной. Реакция гостей (дети из детских садов № 126, № 128, группы общеразвивающей направленности) на детей с ОВЗ была такая же, как и у воспитанников общеразвивающих групп детского сада № 209 в начале работы по воспитанию толерантного отношений к «особенным» детям. Воспитанники детского сада № 209 останавливали  гостей, если слышали негативные отзывы о своих «подопечных», спокойно объясняли, что «просто они другие».

Таким образом, уникальное инклюзивное образовательное пространство, созданное на базе МДОУ «Детский сад 209» г. Ярославля помогает всем воспитанникам принять окружающий мир, себя и особенности окружающих.



Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок исследовательской деятельности у дошкольников раннего возраста с ОВЗ.

Для детей раннего возраста очень важно познавать окружающий мир через собственные действия, ощущения, слышать, видеть, переживать.

Дети раннего возраста с ОВЗ не имеют такой потребности в познании мира. Поэтому исследовательская деятельность является эффективным способом развития познавательной активности. Дети в этом возрасте активно манипулируют предметами: трогают, нюхают, пробуют на вкус. Родителям остается только направить интерес ребенка в нужное русло. Играя вместе с малышом, показывая возможные действия с предметами, взрослые тем самым мотивируют его на изучение окружающего мира, развивают мышление, внимание, память, речь ребенка.

Существует множество игр, не требующих больших затрат, но которые позволяют задействовать практически все анализаторы ребенка (слуховой, зрительный, тактильный, двигательный и др.). Конечно, не стоит забывать, что все игры должны проходить под контролем взрослого!

Примеры совместных игр:

  1. Игры с песком.

Пересыпайте, делайте куличики, ищите клад (закапывайте мелкие игрушки, звучащие предметы), устраивайте строительную площадку с использованием небольших машинок и др.

  1. Игры с водой.

«Рыбалка», «Тонет, не тонет», «Дуем на кораблик» и др. Можно переливать воду из сосуда в сосуд, используя грушу-спринцовку; устраивать «бурю в стакане» с помощью трубочки для сока; делать фокусы, окрашивая воду краской и др.

  1. Игры с предметами.

- «Чудесный мешочек»: рассмотрите, ощупайте вместе с ребенком несколько предметов, потом поместите их в мешочек. Ребенок  должен угадать, что он нащупал в мешочке. Можно попросить достать определенный предмет.  

- Игры с камешками (можно использовать стеклянные камешки): стройте дорожки для машин, животных, длинные и короткие и т.д. Нарисуйте на бумаге фигуры или знакомые ребенку предметы и выкладывайте камешками их контур.

Возможности фантазии безграничны, и начав играть с детьми, вы удивитесь, сколько интересного можно придумать с обычными предметами, окружающими нас!

В конце хочу добавить, что очень важно все свои действия и действия ребенка, всё, что он видит, слышит и чувствует сопровождать речью, называть, комментировать с разной интонацией! И тогда вы почувствуете себя настоящим участником пиратского сражения или кладоискателем!

Творческих успехов!

 



Предварительный просмотр:

Экологическая сказка для детей подготовительной группы.

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Цель: Экологическое воспитание дошкольников средствами театрализации.

Задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Расширять активный словарный запас.
  3. Развивать творческие способности.

Герои: две Души Леса, белка, заяц, три семьи из 3х человек (мама, папа, ребенок), Хламище.

Зал оформлен под лес.

Ход действия.

Звучит музыка леса, голоса птиц, журчание ручья. Из-за деревьев появляются Души Леса.

1 ДЛ: Мы – Души Леса, все видим, все знаем,

За всем, что случается, наблюдаем.

Поведаем вам историю одну

О том, что приключилось недавно в лесу…

2 ДЛ: Семья одна по лесу гуляла...

Мама и папа, две дочки и сын (актеры машут руками).

Решили пикник устроить на поляне

Мама: Устали гулять?

Сын: Ну, давай поедим.

1 ДЛ: Из сумок достали: огромный арбуз, конфет килограмм,…что творит карапуз?

2 ДЛ: Пока родители еду из сумок доставали, детишки на поляне все цветы сорвали!

1 ДЛ: А младшенький набрал уж где-то шишек и ну кидаться в стаю воробьишек!

2 ДЛ: Родители зовут детей к столу.

Дочка 1: Куда мне корки от арбуза кинуть, мама?

Мама: Да вон оставь их под ближайшим  кустами!

ДЛ 1: И там же оказались все огрызки, обертки от конфет и все очистки.

Семья уходит.

Вдруг на месте мусора появляется Хламище:

Вдоль дороги, по кустам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

Я – пластмассовый, железный,

Я – бумажный, бесполезный,

Я – резиново-стеклянный,

Я – проклятый, окаянный!

Если поселюсь в лесу –

Много горя принесу!

ДЛ1: Наполнился лес и гулом и криком,

И беспокойством, и шумом великим!

ДЛ2: Как Хламище из леса прогнать?

Нужно ребят на подмогу позвать! (показывает на детей в зале)

ДЛ1: Давайте весь мусор скорей соберем,

Сожжем, закопаем, с собой унесем!

Дети помогают, собирают мусор в мешок, стягивают с Хламища накидку(он уходит).

ДЛ2: Наступила в лесу благодать,

Только слышно, как деревья шумят.

ДЛ1: Лес наш кормилец,

Наш общий дом!

Нельзя никогда забывать о том!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....