Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кангина Катерина Александровна

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВЗ и дети без отклонений в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inklyuziya1_vygotskiy.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие участников образовательного  процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства».

Автор:  К.А. Кангина – учитель – дефектолог

МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВЗ и дети без отклонений в развитии.

 В 2013 году в дошкольном образовательном  учреждении компенсирующего вида г. Ярославля «Детский сад №209» были открыты группы общеразвивающей направленности, благодаря чему было создано уникальное инклюзивное образовательное пространство.

Благодаря тесному сотрудничеству специалистов детского сада: воспитателей,  учителей – дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физкультуре, медицинских работников,  все педагоги  учреждения знают всех воспитанников, особенности их развития, успехи и затруднения.

Специалисты  ДОУ отметили увеличение количества детей с серьезными нарушениями речи, либо вообще ее отсутствие. Дети не умеют выражать свои желания и эмоции. Речь также не имеет эмоциональной окраски, активный и пассивный словарный запас намного ниже возрастной нормы. Но самое главное, что дети не принимают своих дефектов, своего внешнего вида, стесняются своей речи. Все это вызывает трудности в  работе учителя-дефектолога.

Во время прогулок воспитатели заметили, что дети из групп коррекционной направленности  обращают внимание  на детей из общеразвивающих групп, слыша их грамматически правильную речь. Ведь для накопления речевого опыта одним из условий является живое общение не только со взрослыми, но и со сверстниками. Реакция детей из общеразвивающих групп не всегда была адекватной: дети высмеивали неправильную речь детей с ОВЗ, их внешний вид, мимику, моторную неловкость.

          Педагоги детского сада приняли решение о необходимости работы в направлении воспитания толерантности и определении доступных форм работы со всеми категориями детей.  Одной из такой форм стали мероприятия, проводимые в виде русских  народных праздников. Что как не русский фольклор помогает детям почувствовать себя уверенней в обществе, выражать свои эмоции, отпустить свои обиды, стеснительность, учит взаимопомощи, сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, да и просто дает возможность почувствовать себя актерами!

Детский сад заключил договор с общественной организацией  по возрождению народной культуры и традиций  «Зоренька», которая стала организовывать и проводить для воспитанников старинные русские народные праздники, такие как: «Осенины» - праздник урожая, «Рождественские колядки», «Масленица», «Праздник птиц», «Троица» и др. На этих праздниках дети групп разной направленности активно контактировали  друг с другом. Реакция детей из групп общеразвивающей направленности на поведение и особенности внешнего вида детей с ОВЗ была неоднозначна. Некоторые дети смеялись, другие замирали, не зная как реагировать на «особенных» сверстников.

После проведения нескольких совместных мероприятий и активной работы педагогов над воспитанием толерантности (в группах общеразвивающей направленности), была отмечена положительная динамика в общении детей. Так, стала заметна своеобразная опека со стороны детей из общеразвивающих групп над детьми с ОВЗ: дети старались помочь при выполнении заданий, поддерживали их в эстафетных конкурсах. Между некоторыми детьми начали формироваться дружеские отношения.

Видя такой результат, педагоги решили продолжить работу по данным направлениям (толерантность и фольклор) и перешли на следующий уровень - проектная деятельность. В группе для детей с особыми  образовательными потребностями был разработан практико-ориентированный  проект  на основе сказки  «Три медведя», с привлечением дошкольников  из группы общеразвивающей направленности. Работа над проектом шла три месяца, во время которых дети из групп разной направленности продолжали встречаться друг с другом на различных спортивных и развлекательных мероприятиях, ходили в гости друг к другу в группы, общались на прогулке, а самое главное, учились взаимопомощи и пониманию потребностей и особенностей друг друга.

Итоговый продукт проекта – сказка «Три медведя» -  демонстрировался в группах разной направленности, а в апреле 2016 года был представлен на методическом объединении учителей-дефектологов г. Ярославля. Ими было отмечено доброжелательное и терпимое отношение детей к особенностям друг друга.

Весной 2016 года, в рамках районного проекта «Умные каникулы» МДОУ «Детский сад № 209»  принимал гостей из МДОУ «Детского сада № 126» и  МДОУ «Детского сада № 128». Во время проведения совместных мероприятий стало понятно, что деятельность педагогов в вопросе толерантного воспитания в группах общеразвивающей направленности была эффективной. Реакция гостей (дети из детских садов № 126, № 128, группы общеразвивающей направленности) на детей с ОВЗ была такая же, как и у воспитанников общеразвивающих групп детского сада № 209 в начале работы по воспитанию толерантного отношений к «особенным» детям. Воспитанники детского сада № 209 останавливали  гостей, если слышали негативные отзывы о своих «подопечных», спокойно объясняли, что «просто они другие».

Таким образом, уникальное инклюзивное образовательное пространство, созданное на базе МДОУ «Детский сад 209» г. Ярославля помогает всем воспитанникам принять окружающий мир, себя и особенности окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество педагога с родителем ребенка с ОВЗ как условие инклюзивного образовательного пространства

Сотрудничество педагога и родителя ребенка с ОВЗ в понимании инклюзивного образовательного пространства проходит через вариативные формы взаимодействия  с семьей....

МДОУ « Детский сад» №6 Г. Ярославль. ПРОЕКТ «Весна пришла, птиц позвала…» ВОСПИТАТЕЛЬ: МОЛЧИНА Л.А. Группа №13

Актуальность; Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отно...

Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации

Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...

Буклет "Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"

Буклет "Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"...

РОЛЬ ТЬЮТОРА И ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

В интегративном образовании позиция тьютора сохраняет свои основы, но также приобретает новые специальные компоненты...

Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...

Доклад на тему: «Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»

Доклад на тему:«Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» Подготовила: Попова Елена  Александровнаг. Воронеж 2020 г....