Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
статья по коррекционной педагогике

Самойленко Виктория Владимировна

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого развития детей.

В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; моторной алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповой задержки речевого развития и стойкого нарушения по типу моторной алалии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_narusheniy_tablitsa.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon analiz_narusheniy_tablitsa.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика речевого развития:

 вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

                                                                                                                          составитель:  Самойленко В.В.

                                                                                                                                    учитель – логопед  МБДОУ д/с № 64                                              

                                                                                             г. Таганрога

В настоящее время специалисты медико-психолого-педагогических комиссий, социальных, медицинских и образовательных учреждений всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь.

Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией (тяжёлой степенью дизартрии), ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха.

Что же является общим для всех детей данной категории? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Всё это мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром. Но при наличии общности проявлений, основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.

Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно, в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности. Это обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов.

Дифференциальную диагностику безречевых детей затрудняет наличие неврологической симптоматики - минимальной мозговой дисфункции, синдромов гипо - и гипервозбудимости, гипертензионно - гидроцефального и церебрастенического синдромов. При всём разнообразии неврологической симптоматики, для безречевых детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности.

         Эффективность логопедической работы  во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития ребенка.

Для правильной оценки речевого развития необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития. Логопед должен разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи на данном этапе, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Т.е. одним из основных факторов успешной логопедической работы является знание  развития речи детей в онтогенезе.

Еще одним немаловажным фактором является дифференциальная диагностика речевых нарушений.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого развития детей.

В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; моторной алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповой задержки речевого развития и стойкого нарушения по типу моторной алалии).

Остановимся на некоторых моментах дифференциальной диагностики,  встречающихся   в логопедической практике.

Сравнительная таблица дифференциации сходных нарушений.

              Нарушение

Критерии

Моторная алалия

ЗРР

РДА

Причины

Восполительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч. родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС.

Нарушение ЦНС (центральной нервной системы) носят стойкий органический характер.

Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, гипоксия плода во внутреутробном развитии, асфиксия, неблагоприятные социальные факторы.

 Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются.

Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей,

нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения.

Состояние  моторики

Отмечается моторная неловкость разной степени

выраженности. Гиперактивность или заторможенность.

Обычно без проявлений неврологической симптоматики

Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками самообслуживания.

Выраженная моторная неловкость.

Темп овладения речью

Темп овладения речью замедленный, вероятность  самокомпенсации низкая.

Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации

Неравномерный,  с периодами речевого мутизма; часто опережающий.

В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям.

Восприятие, коммуникативные навыки

Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика.

Сохранно.

Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности).

Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми и взрослыми.

Импрессивная речь

В целом понимание сохранно, но затруднено в сложных грамматических конструкциях, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу. Отсутствуют эхолалии.

Хорошо понимает обращенную речь.

Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия.

Звукопроизношение

Несмотря на полную возможность выполнения артикуляторных движений (в отличие, например, от дизартрии) звукопроизношение при моторной алалии оказывается грубо нарушенным. И даже после овладения правильными артикуляциями звуков ребёнок затрудняется в уместном их употреблении в речи — он постоянно смешивает между собой уже усвоенные звуки, допуская их неустойчивые замены (например, слово ГУСИ произносит то как КУСИ, то как ТУСИ, то как ПУТИ и т. п.). Эта крайняя неустойчивость в употреблении даже правильно произносимых звуков свидетельствует не об артикуляторных затруднениях, а о нарушениях более высокого уровня, в частности о языковых трудностях.

Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам.

Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением.

Активный словарный запас

Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов.  Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения.

Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно,  волнообразно или скачкообразно.

От скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения.

Грамматический строй

Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных,  одно-ловных  предложений,  при усложнении синтаксической структуры – нарушение   порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование ограниченного количество прилагательных).

Происходит постепенное и последовательное усложнение синтаксической структуры предложений, однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам.

Полноценное овладение морфологической системой языка.

Характерная неравномер-ность интеллектуальной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа.

Навыки самостоятельного высказывания

Грубо нарушено. Не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения.

Отстает от нормы объем речевых навыков, но   данные навыки способны формироваться в условиях свободного общения.

Отсутствие способности к развернутому изложению.

 При формировании навыка -использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др.



Предварительный просмотр:

Диагностика речевого развития:

 вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

                                                                                                                          составитель:  Самойленко В.В.

                                                                                                                                    учитель – логопед  МБДОУ д/с № 64                                              

                                                                                             г. Таганрога

В настоящее время специалисты медико-психолого-педагогических комиссий, социальных, медицинских и образовательных учреждений всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь.

Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией (тяжёлой степенью дизартрии), ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха.

Что же является общим для всех детей данной категории? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Всё это мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром. Но при наличии общности проявлений, основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.

Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно, в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности. Это обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов.

Дифференциальную диагностику безречевых детей затрудняет наличие неврологической симптоматики - минимальной мозговой дисфункции, синдромов гипо - и гипервозбудимости, гипертензионно - гидроцефального и церебрастенического синдромов. При всём разнообразии неврологической симптоматики, для безречевых детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности.

         Эффективность логопедической работы  во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития ребенка.

Для правильной оценки речевого развития необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития. Логопед должен разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи на данном этапе, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Т.е. одним из основных факторов успешной логопедической работы является знание  развития речи детей в онтогенезе.

Еще одним немаловажным фактором является дифференциальная диагностика речевых нарушений.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого развития детей.

В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; моторной алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповой задержки речевого развития и стойкого нарушения по типу моторной алалии).

Остановимся на некоторых моментах дифференциальной диагностики,  встречающихся   в логопедической практике.

Сравнительная таблица дифференциации сходных нарушений.

              Нарушение

Критерии

Моторная алалия

ЗРР

РДА

Причины

Восполительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч. родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС.

Нарушение ЦНС (центральной нервной системы) носят стойкий органический характер.

Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, гипоксия плода во внутреутробном развитии, асфиксия, неблагоприятные социальные факторы.

 Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются.

Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей,

нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения.

Состояние  моторики

Отмечается моторная неловкость разной степени

выраженности. Гиперактивность или заторможенность.

Обычно без проявлений неврологической симптоматики

Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками самообслуживания.

Выраженная моторная неловкость.

Темп овладения речью

Темп овладения речью замедленный, вероятность  самокомпенсации низкая.

Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации

Неравномерный,  с периодами речевого мутизма; часто опережающий.

В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям.

Восприятие, коммуникативные навыки

Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика.

Сохранно.

Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности).

Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми и взрослыми.

Импрессивная речь

В целом понимание сохранно, но затруднено в сложных грамматических конструкциях, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу. Отсутствуют эхолалии.

Хорошо понимает обращенную речь.

Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия.

Звукопроизношение

Несмотря на полную возможность выполнения артикуляторных движений (в отличие, например, от дизартрии) звукопроизношение при моторной алалии оказывается грубо нарушенным. И даже после овладения правильными артикуляциями звуков ребёнок затрудняется в уместном их употреблении в речи — он постоянно смешивает между собой уже усвоенные звуки, допуская их неустойчивые замены (например, слово ГУСИ произносит то как КУСИ, то как ТУСИ, то как ПУТИ и т. п.). Эта крайняя неустойчивость в употреблении даже правильно произносимых звуков свидетельствует не об артикуляторных затруднениях, а о нарушениях более высокого уровня, в частности о языковых трудностях.

Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам.

Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением.

Активный словарный запас

Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов.  Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения.

Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно,  волнообразно или скачкообразно.

От скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения.

Грамматический строй

Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных,  одно-ловных  предложений,  при усложнении синтаксической структуры – нарушение   порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование ограниченного количество прилагательных).

Происходит постепенное и последовательное усложнение синтаксической структуры предложений, однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам.

Полноценное овладение морфологической системой языка.

Характерная неравномер-ность интеллектуальной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа.

Навыки самостоятельного высказывания

Грубо нарушено. Не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения.

Отстает от нормы объем речевых навыков, но   данные навыки способны формироваться в условиях свободного общения.

Отсутствие способности к развернутому изложению.

 При формировании навыка -использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....

Дифференциальная диагностика речевой неполноценности

Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической; логопедическое заключение формулируется с...

Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом

Результативность работы учителя-логопеда в 2015-2016 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ В ЛОГОПЕДИИ.

                                                      ...

Особенности дифференциальной диагностики речевых нарушений

Диагностика – это деятельность, направленная на постановку диагноза.«Диагноз развития», как его представлял Л. С. Выготский, — интегральное понятие, включающее оценку уровня ра...

Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...

Дифференциальная диагностика бульбарной и псевдобульбарной форм дизартрии у детей

Материал для логопедов по дифференциальной диагностике бульбарной и псевдобульбарной форм дизартрии у детей...