Проблемы в поведении и стратегия изменения негативных сторон поведения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Воробьева Ирина Юрьевна

В краткой форме разобраны возможные причины негаивных сторон поведения и страдегии изменения агрессии, страха, гиперактивности, психосоматических проявлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы в поведении и стратегия изменения негативных сторон поведения.

  1. Агрессия

 (балуются, не слушаются, нападают на других без причины; перебивают, дразнят, пытаются доминировать).

        Может возникать в 2 случаях:

  • как крайняя мера, когда ребёнок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
  • как «выученное поведение», когда ребёнок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, других значимых лиц и т.д.).

Агрессивная реакция – это реакция борьбы за выживание, попытка изменить положение вещей. Складывается из неудовлетворённости, протеста, злости или явного насилия. Всё это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение.

Поскольку причиной агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удаётся полностью освободить ребёнка от агрессии. Речь должна идти не  о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости поощрять те её проявления, которые не приносят вреда другим.

Агрессия

физическая                                    словесная                                                 косвенная

(использование                         (ссора, крик, визг, угроза,

физической силы                   проклятия, ругань)

против другого)

        Дети, таким образом, разрешают свои проблемы. Эффект вмешательства взрослых – драка приобретает значение важного события.

        Тактика взрослого:

        Обращение с детьми до вспышки агрессивности.

  • иногда оставлять, чтобы они разобрались сами (если видите, что не нанесут друг другу увечья). Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров;
  • можно предложить ребёнку игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать;
  • отвлечь другими интересными занятиями;
  • в случае, когда невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится, наилучшей реакцией взрослого будет отвести руку ребёнка или удержать его за плечи. Действия должны быть подкреплены словесно: «Нельзя!»

Обращение после агрессивного нападения.

  • резкое слово драчуну и благосклонное внимание жертве (в обычное время виновник должен пользоваться таким же вниманием);
  • крепко взять ребёнка за руки и строго глядя на него сказать: «Драться нельзя» или «Не кусаться». Внимание должно быть ограниченным и негативным, а жертве – сопровождаться обильными утешениями;
  • лишение любимых игрушек и привилегий, но не растягивать это наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее;
  • исключить угрозы ребёнку – обидчику («Вот я укушу тебя, будешь знать!» (будет кусать ещё сильнее, чем взрослый)). Реплики («Иди и дай сдачи!»);
  • исключение телесных наказаний:
  • делает ребёнка нерешительным, теряющимся, неуверенным в себе;
  • приучается бояться и испытывает неприязнь к взрослым;
  • телесные наказания – агрессивная модель, а у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети.

  1. Страх.

Это неприятное, мучительное чувство. Возбудители: одиночество, незнакомость людей, предмета; внезапное  приближение; контрастное изменение стимула (тихо-громко, свет – тьма), высота, боль.

Возникновение и исчезновение страха зависит от возраста.

Тактика поведения взрослого:

  • Минимизация страха. Взрослые должны воздерживаться от запугивания ребёнка, должны информировать, что страх должен возникать лишь в чрезвычайных ситуациях.
  • Избежание страха. Не запугивать ребёнка в целях воспитания.
  • Компенсация страха. Если намеренно или по незнанию напугали ребёнка, то извинитесь или объясните, что не хотели причинить ему вред.
  • Противодействие источнику страха. Должны учить в ситуациях, вызывающих страх наступать, а не отступать.

Виды страха:

Страх травмы: когда ребёнка укусила собака, упал.

Страх наказания: крика и физического насилия – ненависть к взрослым.

Страх перед неспособностью выполнять приказания взрослых – боится, что взрослые перестанут любить его и откажутся от него.

        Симптомы страха: грызение ногтей, сосание пальца, заикание, тики, ночное недержание мочи, капризы во время еды, жалобы и хныканье, замкнутость.

        Взрослые должны:

1. Умерить свои требования к детям, реже наказывать и меньше обращать внимание на враждебность.

2. Высмеивание и шутки по поводу страха неуместны и недопустимы.

3. Не употребляйте слово «страх».

4. Рассказы о том, что сам взрослый когда-то пережил точно такое же и сумел преодолеть это чувство.

5. Работа психолога.

  1. Гиперактивность.

        Трудно усидеть на месте. Суетлив, много двигается, вертится на месте. Часто раздражает манерой своего поведения. Легко отвлекается, не может сконцентрироваться, нередко проливает молоко, неуклюж. Трудности в учёбе, проблемы в общении со сверстниками, агрессия.

Тактика взрослого:

1. Выделить специальное время для занятий с ребёнком, которые  должны проходить в тихой комнате, постепенно увеличивая время для занятий. Вначале это может быть 1-2 минуты. Увеличить время нужно лишь тогда, когда ребенок спокойно сможет переносить этот интервал времени.

2. Подбор игрушек и занятий осуществлять с учётом интересов ребёнка.

3. Во время занятий и игр привлекать репликами: «Посмотри!», «Послушай».

4. Использовать игры, требующие больших физических усилий.

5.Вмешательство специалиста-психолога.        

  1. Психосоматические симптомы.
  1. Энурез (внимание после 3,5-4,5 лет) – результат неправильного воспитания или психического напряжения.

Причины:

  • боязнь темноты
  • трудно добраться до туалета
  • не знает, что нельзя мочиться в постель
  • испуг
  • замедленное развитие
  • ранние попытки научить ребёнка пользоваться горшком

Рекомендации:

  • Относиться спокойно и с уверенностью, что родитель сможет решить эту проблему;
  • Не следует ожидать, что ребенок перестанет мочиться в постель сразу же, как только это научиться делать днем;
  • Полезно раз или два ночью отвести его в туалет;
  • Не следует ругать ребенка, если вдруг окажется, что его постель мокрая.
  1. Отказ от еды и питья.

Причины:

  • Выражение протеста и гнева;
  • Неумение пользоваться столовыми приборами;
  • Привычки и предпочтения в пище.

3. Нервные привычки:

  • посасывание пальца;
  • ковыряние в носу;
  • царапает себе кожу, дергает себя за волосы, бьется головой.

Взрослому следует помешать ребенку, но не простыми словами, а физическим действием. Затем успокоить его, поговорить, отвлечь каким-то занятием.

  • онанирует. Возможная причина – отсутствие физических ласк и поглаживаний. Не следует слишком усердствовать во время купания ребенка, половые органы необходимо мыть быстро, но тщательно. Если взрослый заметил, что ребенок онанирует, не стоит отводить его руку или бить по ней, угрожать или наказывать. Лучше  всего сделать вид, что это занятие взрослого не интересует, а еще лучше просто отвлечь ребенка от этого занятия
  • сосет одеяло, одежду, пальцы - как способ отогнать страх. Ребенок получает удовольствие, и от этого ему становиться легче. Угрозы, наказания не принесут должных результатов. Более эффективно не вынимать у ребенка палец изо рта, а дать ему карамельку.
  • грызет ногти – признак нервозности.

Причины: 1. Доставляет ребенку физическое наслаждение. Надо предложить ему другое занятие, не акцентируя внимание на грызении ногтей.

2.Возвращение ребенка в детство. В этой ситуации необходимо поощрять ребенка за взрослое поведение.

3. Дает выход агрессивности ребенка. Таким образом он проявляет враждебность ко взрослым.

5. Замкнутость.

Ребенок испытывает потребность в отдалении от мира. Как правило, причиняют мало беспокойства. Разговаривают только в случае необходимости. Все таят внутри себя. Такие дети часто одиноки, у них нет друзей или их слишком мало.

Рекомендации: 1. Подход должен быть постепенным. Родители могут затратить много времени, пока появиться первая ответная реакция. Лучший метод – игра. Каждый день показывать ребенку, как пользоваться игрушкой, постепенно подключая его к играм других детей.

2.Ежедневные игры рядом с ребенком, но при этом не следует втягивать его в игру насильно.

3.Физическая ласка. Однако следует быть осторожными с детьми, пережившими насилие.  

6. Употребление непристойных слов

Помните вашу реакцию в первый раз, когда ваш четырёхлетний ребёнок употребил слова, состоящие из трёх букв? У вас отвисла челюсть, не в состоянии произнести какие-либо звуки? У вас выпада вилка за обеденным столом? У вас покраснели уши? У детей беседа о туалете вызывает тот же интерес, что и функции, связанные с ним. Для детей слова не являются непристойными до тех пор, пока вы не скажете им об этом. Будьте готовы услышать «красочные» слова от ваших детей в возрасте четырёх лет.

Дети подхватывают слова везде и опробуют их. Продолжают они или нет использовать их, зависит от того, как часто они слышат их, и от эффекта, который эти слова производят   на аудиторию. Дети по обыкновению даже не знают, что  некоторые из слов значат. Поэтому разумно не проявлять излишней реакции, внимания. Эта стадия пройдёт. Вот как нужно реагировать при беседе.

  • Рассмотрите источник.  Пятилетний ребёнок невинно играл вблизи группы своих родственников женского пола более старшего возраста. Неожиданно он произнёс слово, которое заставило всех замолчать. В то время, когда смущённая мать бросилась заставить замолчать ребёнка, тётя пояснила: «Он говорит прямо, как его отец». Уменьшите возможность для ребёнка услышать подобные слова. Следите за речью друзей вашего ребёнка, а также внимательно контролируйте телевизионные программы, которые смотрит ваш ребёнок.
  • Объясните вашему ребёнку: «Некоторые слова неприятны для слуха. Имеется так много прекрасных слов, которые люди желают слышать». Объясните, что некоторые слова неуместны для использования в определённых ситуациях. «Если тебе захочется  в туалет в общественном месте, подойди и шепни маме на ухо. Или попросись в ванную комнату».
  • Предоставьте альтернативные варианты. Если ваш ребёнок рефлексивно использует непристойности в момент гнева, практикуйте альтернативные реакции: «Я ударил палец – Ой!» Слова уменьшают напряжение, поэтому моделируйте альтернативы. Используйте классические слова: «черт возьми», «ад». Или используйте некоторые более оригинальные слова  -  вздор, чепуха.
  • Игнорируйте. Дети узнают, какие слова имеют шокирующий эффект, и чем больше реагирует аудитория, тем более вероятен «вызов на бис». После того, как вы удостоверитесь в том, что ваш ребёнок понимает правила поведения дома и что некоторые слова нельзя произносить в обществе,  игнорируйте случайные оговорки. Больше хвалите ребёнка при использовании им альтернативных вариантов.
  • Для детей более старшего возраста установите стандарт в языке, которым необходимо пользоваться дома, и придерживаетесь его. Если ваш семилетний ребёнок приходит с непристойными словами на устах, вам следует сеть рядом с ним и объяснить, почему это оскорбительно.

Помните, что это обычно ступень, через которую проходит ваш ребёнок.

7. Ложь.

Дети время от времени прибегают ко лжи. Мы можем помочь им говорить правду, спокойно и последовательно реагируя, когда мы знаем, что они говорят неправду. Для большей эффективности мы должны понимать их поведение и помнить, что дети рассуждают не так, как взрослые.

Чтобы помочь детям говорить правду, взрослые должны различать между ложью – целенаправленным и постоянным намерением обмануть («Я этого не делал!») и воображением маленького ребёнка просто оказаться в мире сказок и принятием желаемого за действительное. («Мы собираемся выбросить новорождённого. Она слишком много плачет»).

Постоянная ложь построена на основе маленькой лжи, которая «срабатывала» в прошлом – ребёнок узнал, что фантастические истории лживых утверждений являются эффективными способами для того, чтобы:

  • свети до минимума смущение;
  • избежать наказания;
  • привлечь внимание;
  • защитить собственное достоинство.

Принятие желаемого за действительное: увидев у своего друга только что приобретённого щенка, ребёнок может заявить: «У меня тоже есть щенок!» Зная, что это неправда, мы можем подумать, что ребёнок лжив, в то время, как он просто смешивает факты и фантазии. Если он заявляет о своём желании достаточно убедительно, возможно, оно осуществится или даже поднимет его статус среди сверстников.

Когда вы реагируете на принятие желаемого за действительное, сосредоточьте внимание на чувствах ребёнка, нежели на фактах. «Ты тоже хочешь иметь щенка? Это будет здорово?» Позволяя ребёнку иметь в воображении то, что он не может иметь на самом деле, придумывание историй уменьшается.

Если, однако, ребёнок настаивает на ложных утверждениях, спокойно пересмотрите факты и снова примите чувства ребёнка: «У тебя нет нового щенка, и у меня тоже нет, но у Тима есть. Ты на самом деле желаешь иметь щенка, и играть с ним? Расскажи мне о щенке, которого ты бы хотел иметь». Направьте внимание ребёнка в иное русло и убедитесь в том, что ему уделяется много внимания, отвлекающего его от беседы о щенке.

Настойчивое отрицание имевших место преступлений («Я этого не делал!»)

Часто преднамеренное отрицание дошкольником чего-либо – признак того, что ребёнок имеет низкую самооценку. Он создаёт себе имя, рассказывая воображаемые истории, и защищает своё слабое чувство собственного «Я», отрицая преступление. Если поведение привычное, он нуждается в помощи воспитателей.

Оставайтесь спокойными. Сильная брань или наказание часто приводят к ещё большей лжи.

Избегайте заставлять ребёнка прибегать ко лжи (даже, если вы знаете, что он виноват), требуя: «Это ты сделал?» Его инстинктивный ответ будет «Нет». Злые взрослые и жестокие последствия могут просто напугать ребёнка и побудить его продолжать лгать.

Никогда не стыдите ребёнка или не подразумевайте, что он лжец. «Ты лжешь, и ты знаешь это». Это усиливает у ребёнка чувство того, что он лжёт. Чем больше он верит в это, тем больше он будет лгать. Просто заявите ребёнку о своём наблюдении: «Писать на стенах нельзя». Помогите ребёнку освободиться от роли лжеца. Укажите ему на его честные заявления и храбрые действия: «Билли, я спросила, где новый свисток Тома, и ты сказал, что он был в твоём кармане. Благодарю тебя за помощь в том, что ты сказал правду». Если ребёнок возвращается ко лжи, напомните ему о том, что вы считаете, что ложь нетипична для него. «В чем дело, Билли? Я удивлена. Обычно ты ведёшь себя хорошо, говоря нам правду. Помнишь, когда…» Прежде, чем обычная ложь может прекратиться, ребёнок должен верить, что глубоко внутри он действительно честный человек.

Покажите ребёнку разницу между его поведением и им самим. Маленькие дети часто полагают, что хорошие люди делают добро, а плохие люди – зло, поэтому отрицание преступления это способ справиться с проблемой желания стать хорошим человеком. Удовлетворите потребность ребёнка во внимании, признавая соответствующее поведение. Дайте ребёнку возможность исправиться (путём наведения порядка, принесения извинений за нанесённые обиды, предлагая поделиться чем-либо, возвращения предмета). Это учит его как вести себя лучше и усиливает в нём мысль, что он действительно хороший человек.

8. Гнев

Причина – физические или психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребностей, замыслов.

  • оскорбления личного достоинства;
  • повседневные страдания;
  • принуждения и наказания;
  • прерывание «цикла» получения удовольствия.

Обычно гневу предшествуют ощущение полного провала и несостоятельности, чувства предательства, разочарованности, обиды, несправедливости и несовершенства окружающего мира. При этом часто появляются мысли разрушительного содержания, агрессивные и мстительные желания.

Отмечается низкая самооценка.

Проявления:

  • ребёнок может просто высвободить энергию гнева, выразив её каким-либо образом;
  • может делать с собой то, что хотел бы сделать с другими (биться головой об стену, выдёргивать себе волосы, напрягать мышцы до судорог, головной боли);
  • может забывать гнев, но энергия остаётся и должна быть выражена. Ребёнок выталкивает её и проявляет агрессивность, эти агрессивные действия постоянно повторяются;
  • проецирует свой гнев на других, представляя, что все остальные гневаются на него;
  • через ночное недержание мочи или сдерживание работы кишечника.

Работа с эмоциями и чувствами. Помочь разобраться, что хочет ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.

            Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...

Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»

Презентация и доклад  для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...

Стратегии воспитания и стили поведения ребенка.

Стратегии воспитания и стили поведения ребенка. Материалы для родителей....

Статья : " Причины ,пораждающие агрессивное поведение и способы преодоления негативных последствий агрессии у детей "

Причины выделяются в русле тех или иных теоретических концепций,которых придерживаются авторы :    1. В русле психоаналитического и этиологического подходов - инстинк...

Мастер-класс "Организация игровой деятельности с детьми как средство снятия их негативных форм поведения"

Материал направлен на ознакомление родителей со способами организации игровой деятельности с детьми для снижения негативных поведенческих реакций ребенка....

консультация для воспитателей "Правила поведения при сезонных изменениях в природе"

Консультация для воспитателей по безопасности "Правила поведения при сезонных изменениях в природе"....

Правильное поведение при сезонных изменениях погоды

Правильное поведение при сезонных изменениях погоды...