Статья : " Причины ,пораждающие агрессивное поведение и способы преодоления негативных последствий агрессии у детей "
статья ( группа) на тему

    Причины выделяются в русле тех или иных теоретических концепций,которых придерживаются авторы :

    1. В русле психоаналитического и этиологического подходов - инстинктивные,потребностные предпосылки агрессивности.

    2. Фрустрационная модель. ( фрустрация-агрессия )

    3. Представители теории социального научения считают,что агрессивность провоцируется,регулируется посредством факторов научения.

     Антропологические исследования обосновывают,что " ... Проявления агрессии тесно связаны с типами человеческой культуры..."

     Генетическая и социальная обусловленность агрессивного поведения оспариваются различными авторами ( Дольник, Х. Дельгадо, И. Лалаянц,

     Ф.Бич- утверждают генетическую обусловленность; Д.Крук,В.Холличер,Н.А. Барановский - социальную обусловленность.)

     Среди источников агрессивного поведения другие авторы выделяют : стресс ( Тигранян,Левис ),гнев ( Ле Шан Э, Дубинин, Кэмпбелл Р.),

     страх ( Дольник),эмоциональное неблагополучие и психологическая неустойчивость ( Фридман,Г.И. Бреслав,П.А. Абрамян ),социальная

      дезадаптация ( М.Раттер,А.И.Захаров).

     Среди причин могут быть названы - семья,ближайшее социальное окружение.

   

      Исследования детской агрессивности.

    Проблематика только в последние годы стала объектом отечественной психологической науки по причине асоциальной направленности

    проявлений детской агрессивности всвязи с недостатком опыта педагогов в воспитании таких детей.

    Зарубежные исследователи : В.Клайн,А.Фромм,Ле Шан Э,М.Раттер,Ф.Гудина,Р.Сирс,Х.Левин,М.Мид,Ли Робинс и др.

    Отечественные исследователи - И.Р. Фурманов,Е.Салина,С.Степанов,А.К. Осницкий и др.

      Изучаются различные причины и источники агрессивности у детей,особенности ее проявления,социализация агрессивности,

   агрессивность в русле эмоционального развития развития ребенка,агрессивность мальчиков и девочек.

    - М.Раттер рассматривает агрессивность как синдром социальной дезадаптации.

   - Агрессивность может рассматриваться в контексте эмоционального неблагополучия ( Л.А.Абрамян,Бреслав Г.И.)

   - Степень агрессивности ребенка может зависеть от степени его психологической устойчивости ( Л.Н.Фридман )

   - Жестокость может быть вызвана несформированностью нравственной позиции.

   - Гнев,страх,стресс выступают источниками агрессивности и ее признаками .

     Агрессивность сопровождает ребенка на всех возрастных этапах его развития и необходима т.к.обеспечивает его активность и адаптивно-

    сть к социальной среде.

                   Позитивные и негативные стороны агрессивности.

    Отрицательные стороны : эгоизм,пренебрежение интересами других людей,зависть,грубость,лживость,жестокость,насилие,злоба,

    манипулирование,стремление к разрушению и саморазрушению,физическому или моральному воздействию на другого помимо его

    воли и т.п.

    Фурманов А.И.- конфликтность,неспособность к социальной кооперации.

     Дубинин Е.Б. - гнев,страх,месть,враждебность.

    Раттер М.- демонстративное неповиновение ,лживость.

     Левитов Н.Д.- драчливость,грубость,задиристость,скрытое недоброжелательство,озлобленность.

    Положительные стороны : Стремление к цели,развитие независимости,самостоятельности,инициативности,умение отстоять свои

    убеждения,развитие коммуникативности,сформированность активной позиции к окружающему,уверенность,организаторские

    умения,смелость,решительность,настойчивость.

    Салина Е. - " Конструктивная агрессия помогает взрослому индивиду добиться успехов в жизни,уважения,сделать карьеру,доказать

    свою правоту."

     Клайн В.- настойчивость,инициатива,упорство в достижении цели,стремление к победе,преодоление препятствий.

     Румянцева Т.Г.,Басс А, Хартуп У.- позитивные функции агрессии позволяют с наименьшими затратами реализовать цели.

     Любая агрессивность может быть позитивна в глазах взрослого и ребенка. Необходимо разглядеть положительные черты и научить

     ребенка ими пользоваться.

     Для обеспечения благоприятной социальной адаптации необходима коррекция деструктивной агрессивности и воспитание

     положительных ее сторон. ( развитие качеств конструктивной агрессивности ).

 

           Условия,позволяющие обеспечить воспитание конструктивной агрессивности.

     1. Подвижность воспитания.направленность в будущее.

     2. Приоритет человека,его ценностей по отношению к себе,в стремлении к собственному росту.

     3. Направленность воспитания в соответствии с ознакомлением , не навязыванием тех или иных способов поведения.

     4. Необходимо способствовать созданию условий,позволяющих достичь самовоспитания,представляющих собой

         активную силу ,работающую на индивидуальность.

     5. Необходимо научить ребенка  применять полученные знания в различных видах деятельности,научить их использовать или не

         использовать.

           Качества воспитателя :

     1. Стремление к самосовершенствованию.

     2. Активная позиция по отношению к жизни.

     3. Уверенность.

     4. Самодостаточность.

     5. Стремление к реализации собственных возможностей.

     - для реализации возможностей к развитию необходимо создание условий,способствующих расширению образа " Я".

    

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины выделяются в русле тех или иных теоретических концепций ,которых прдер-

живаются авторы.

1. В русле психоналитического и этиологического подходов- инстинктивные ,потребност-

    ные предпосылки агрессивности.

2.Фрустрационная модель ( Фрустрация-агрессия ).

3.Представители теории социального научения считают,что агрессивность провоцируется,

   регулируется посредством факторов научения.

Антропологические исследования обосновывают ,что « … Проявления агрессии тесно свя-

заны с типами человеческой культуры...»

Генетическая и социальная обусловленность оспаривается различными авторами. ( Дольник,

Х.Дельгадо,И.Лалаянц,Ф.Бич- утверждают генетическую обусловленность; Д.Крук,В.Холличер,Н.А.Барановский — социальную обусловленность ).

Среди источников агрессивного поведения другие авторы выделяют стресс,гнев,страх,эмоци-

ональное неблагополучие и психологическая неустойчивость,социальная дезадаптация.

Среди причин могут быть названы семья,ближайшее социальное окружение.

                      Исследования детской агрессивности :

Проблематика только в последние годы стала объектом отечественной науки по причине

асоциальной направленности проявлений детской агрессивности всвязи с недостатком опыта

педагогов в воспитании таких детей.

Зарубежные исследователи : В.Клайн,А.Фромм,Ле Шан Э, М. Раттер, Ф.Гудина, Р.Сирс,Х.Левин, М. Мид, Ли Робинс и др.

Отечественные исследователи — И.Р.Фурманов,Е. Салина,С.Степанов, А.К.Осницкий и др.

Изучаются различные причины и источники агрессивности у детей,особенности ее проявления,социализация агрессивности,агрессивность в русле эмоционального развития ребенка,агрессивность мальчиков и девочек.

- М. Раттер рассматривает агрессивность как синдром социальной дезадаптации.

- Агрессивность может рассматриваться в контексте социального неблагополучия.

  ( Л.А. Абрамян,Бреслав Г.И.).

- Степень агрессивности ребенка может зависеть от степени его психологической устой-

  чивости. ( Л.Н.Фридман ).

- Жестокость может быть вызвана несформированностью нравственной позиции.

-Гнев,страх,стресс выступают источниками агрессивности и ее признаками.

Агрессивность сопровождает ребенка на всех возрастных этапах его развития и необходима т.к.обеспечивает его активность и адаптивность к социальной среде.

      Позитивные и негативные стороны агрессивности.

Отрицательные стороны : эгоизм,пренебрежение интересами других людей,зависть,грубость,

лживость,жестокость,насилие ,злоба,манипулирование,стремление к разрушению и самораз-

рушению,физическое или моральное воздействие на другого помимо его воли.

- Фурманов А.И.- конфликтность,неспособность к социальной кооперации.

- Дубинин Г.Е.- гнев,страх,месть,враждебность.

- Раттер М.- демонстративное неповиновение,лживость.

- Левитов Н.Д.- драчливость,грубость,задиристость,скрытое недоброжелательство,озлоблен-

                           ность.

Положительные стороны : Стремление к цели,развитие независимости,самостоятельности,

инициативности,умение отстоять свои убеждения,развитие коммуникативности,сформиро-

ванность активной позиции к окружающему,уверенность,организаторские умения,смелость,

решительность,настойчивость.

Салина Е.- « Конструктивная агрессивность помогает взрослому индивиду добиться успехов в жизни,уважения,сделать карьеру,доказать свою правоту.»

Клайн В.- настойчивость,инициатива,упорство в достижении цели,стремление к победе,прео-

доление препятствий.

Румянцева Т.Г., Басс А, Хартуп У.- позитивные функции агрессии позволяют с наименьшими

затратами реализовать цели.

Любая агрессивность может быть позитивна в глазах взрослого и ребенка. Необходимо разглядеть положительные черты и научить ребенка ими пользоваться.

Для обеспечения благоприятной социальной адаптации необходима коррекция деструктивной агрессивности и воспитание положительных ее сторон ( развитие конструк-

тивной агрессивности ).

Условия,позволяющие обеспечить воспитание конструктивной агрессивности :

1. Подвижность воспитания,направленность в будущее.

2.Приоритет человека,его ценностей по отношению к себе,в стремлении к собственному росту.

3.Направленность воспитания в соответствии с ознакомлением,не навязыванием тех или иных способов поведения.

4.Необходимо способствовать созданию условий,позволяющих достичь самовоспитания,

   представляющих собой активную силу,работающую на индивидуальность.

Качества воспитателя:

1. Стремление к самосовершенствованию.

2.Активная позиция по отношению к жизни.

3.Уверенность.

4.Самодостаточность.

5.Стремление к реализации собственных возможностей.

- Для реализации возможностей к развитию необходимо создать условия,способствующие

  расширению образа « Я».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Агрессивное поведение в детском возрасте"

Способы проявления агрессии в детстве различны для каждой стадии развития ребенка и имеют свои особенности с точки зрения свойств личности каждого ребенка ­его темперамента, чувствительности, силы нер...

Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста

Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста...

Преодоление негативных эмоциональных состояний у детей с ОВЗ средствами игры

Большенству детей с ОВЗ трудно контролировать, сдерживать свои отрицательные эмоции. По этой причине между детьми часто происходят конфликты с возникновением сильной агрессией. Чтобы помирить детей с ...

Курсовая работа на тему "Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста, формы проявления, пути преодоления."

Курсовая посвящена теоретическому исследованию причин формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Психологические причины формирования агрессивного поведения

Что такое агрессия, причины агрессивного поведения....