Статья на тему: Агрессивное поведение у детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС)
статья

Романова Светлана Владимировна

Агрессивное поведение у детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_agressivnoe_poedenie_u_detey_s_ras.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение у детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС)

Педагог-психолог ГКУ ЦССВ «Сколковский» Романова Светлана рассказывает об агрессивном поведении, которое является важной проблемой у ребенка с РАС и возникает при попытках коммуникации с обществом.

«Дети с РАС (расстройство аутистического спектра) могут проявлять агрессию по отношению к другим людям и к себе самому. Есть способы, с помощью которых можно предотвратить и справляться с агрессивным и самоповреждающим поведением ребенка» - говорит педагог-психолог Романова Светлана.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) не всегда могут выразить тревогу, страх, разочарование и гнев так, как нормотипичные дети. Иногда выражение этих чувств может быть выражено посредством агрессивного поведения по отношению к себе или к другим детям. Агрессия по отношению к себе – это аутоагрессия. Вовремя этого они могут бросать предметы, драться, брыкаться или могут наносить себе повреждения, бить себя по голове или расчесывать руки.

Причины агрессивного поведения по отношению к детям или к себе могут быть следующими:

  • Избегание тревожных действий или ситуаций;
  • Нуждается в самостимулирующем поведении, либо вокруг слишком шумно (ребенок сенсорно перегружен);
  • Ребёнок напряжен или его что-то тревожит;
  • Не может сообщить о собственных потребностях и желаниях (не могут сказать о том, что ему нужен конкретный предмет или не могут выразить нежелание делать что-либо);
  • Испытывает трудность с понимаем о том, что происходит вокруг (когда люди используют невербальный компонент коммуникации или образно выражаются).

Понимание агрессивного поведения у ребёнка с РАС

Понимание того, что вызывает самоповреждение и агрессивное поведение у вашего ребёнка, поможет вам уменьшить количество подобных эпизодов и ослабить их проявление. Уменьшить количество эпизодов самоповреждения и агрессии у ребенка, ослабить их вам поможет понимает того, что конкретно вызывает такое поведение:

  • Пусковые механизмы самоповреждения и агрессивного поведения – предшествующие обстоятельства.
  • Поведение ребенка – это то, как он реагирует на пусковые механизмы.
  • «Награды» или последствия – это то, что ребёнок получает в результате агрессивного поведения (например, ребенку разрешают продолжать любимое занятие)

Можно применить воздействие на агрессивное поведение ребёнка изменить «награду», которую он получает от самоповреждения или агрессии, или изменяя пусковые механизмы. Нужно понимать насколько хорошо ребёнок может разговаривать и общаться, чтобы выяснить, то вызывает агрессивное поведение. Ребёнок может вести себя так, потому что не могут выразить чувства или попросить о том, чего хотят. Родителям полезно задать себе вопрос: «Мой ребёнок пытается мне что-то сказать?» Например, если он не любит гречневую кашу, но не может сказать об этом, то ребёнок может ударить вас или уронить на пол тарелку, чтобы сообщить «Не хочу, забери!»

Как справляться с агрессивным поведением ребёнка с РАС

Скорее всего вам не удастся предотвратить каждый срыв ребёнка, но вы можете попытаться и справится с уже происходящим эпизодом агрессивного поведения. Есть несколько советов:

  • Самое главное – это сохранять спокойствие. Истерики и наиболее агрессивные вспышки случаются потому, что у ребёнка возникают эмоции и чувства, о которых он не может сообщить. Контролируйте свое состояние и чувства, оставайтесь в спокойном состоянии, не добавляйте лишних эмоций ребенку.
  • Во время вспышки ребенок очень напряжен, находится в стрессе и ему трудно понимать обращенную к нему речь, особенно это актуально для детей с РАС, у которых могут быть проблемы с коммуникацией.
  • В этом случае помогает использование коротких фраз или минимум слов, например «сядь» вместо «Вася, подойди ко мне и сядь».
  • Может, вам понадобится увести ребёнка в безопасное место, подальше от всего, что может представлять опасность (предметы из стекла, полки, которые могут упасть). Пример такого места, если вы находитесь в помещении, то необходимо выйти на улицу и для обеспечения безопасности попросить окружающих посторониться и не стоять у вас на пути. Так же могут помочь и визуальные подсказки. Например, карточка с изображением уединенного места в доме, куда ребенок может уйти.
  • О физическом удержании: если вы используется физическое удержание во время вспышки агрессии, то следует поговорить с педиатром или поведенческим терапевтом о других вариантах, т.к физическое удержание опасно в первую очередь для ребенка и для вас в том числе. И зачастую оно ухудшает ситуацию и усиливает беспокойство ребенка. Лучше всего – это позитивная поддержка, чем любое физическое воздействие.

Как справляться с самоповреждениями ребёнка с РАС

Важно понимание того, что пытается вам сообщить ребенок с РАС проявляя аутоагрессию (самоповреждение), поможет вам решить, как справиться с этим.

Например, если ребенок играет в игру 10 минут, а потом дергает себя за волосы или за уши – этим ребенок пытается сказать, что хочет заняться чем-то еще. Предложите ему новое занятие и остановите вспышку самоповреждения.

Например, внимание ребенка трудно переключается с одного занятие на другое. И когда вы говорите ему убрать машинки перед обедом, он бьется головой об стол. Попробуйте предупредить ребенка за 5 минут до нового события, показав карточки с мытьем рук и сидением за столом. Это дает время ребенку закончить игру, переключится. Эти действия помогут предупредить ребенка о переменах.

Ребенок может наносить себе вред потому, что хочет, чтобы вы посмотрели на него и поговорили с ним. Нужно подойти к ребенку и обратить его внимание на себя. Это остановит ауотоагрессию. Нужно научить ребенка привлекать к себе внимание иначе, например подходить к вам, звать словом «мама» и показывать карточку помощи.

Так же случается, что ребёнок расстроен и ему нужна помощь. Например, ваш сын играет с поездом, у которого отваливается колесо, поэтому мальчик начинает кричать и царапать себя. Если вы поможете ему починить поезд, он прекратит самоповреждение. Следует обучить ребенка показывать свое недовольство другим способом, например, показать картинку или сделать жест, чтобы сообщить, что он нуждается в помощи.

Важный аспект реагирования на самоповреждения:

Если представлять ребенку желаемое, то это может укрепить его поведение и повысить вероятность того, что он будем вести себя таким же образом в подобной ситуации в будущем.

Долгосрочные и более успешные стратегии:

  • Предотвращение поведения, избегая вызывающих его ситуаций;
  • Обучить ребенка более приемлемо выражать свои желания и потребности;
  • Стараться не давать то, что требует ребенок, если он это выражает с помощью аутоагрессии и вознаграждать ребенка, когда он действует более приемлемым способом.
  • Но хочется сказать, что без профессиональной помощи с пониманием причин аутоагресии и агрессивного поведения ребёнка может оказаться довольно проблематично осуществить эти стратегии.
  • Получение помощи от специалиста

«Специалист сможет помочь вам с пониманием аутоагрессии и агрессивного поведения ребенка. Стоит обратиться к ним, если другие стратегии не увенчались успехом. Например, специалист может провести функциональный анализ, чтобы понять, почему ребенок наносить себе повреждения и ведет себя агрессивно по отношению к другим. Затем можно создать план поддержки позитивного поведения, который включает в себя стратегии для уменьшения агрессивного поведения и обучение новому», - советует Романова Светлана.

Подготовила: педагог-психолог ГКУ ЦССВ «Сколковский»

Романова Светлана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы развития функциональных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В статье рассматривается вопрос развития функциональных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Представлены основные понятия, кратко изложена необходимость формирования данных навыков...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и мет...

АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Данная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования( далее - АООП)  детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) – это образовательная программа,...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

Круглый стол для специалистов ДОУ на тему: «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими расстройствами аутистического спектра».

Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов и имея в копилке "набор" приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик...

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

 Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...

Статья на тему: "Игровая деятельность в ДОУ с детьми с расстройством аутистического спектра"

Игра является ключевым фактором в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышлен...