Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции
статья
Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методов, позволяющих поэтапно включать детей с РАС в образовательный процесс детского сада. Сравнительный анализ инклюзии основан на примере одного ребенка, описан перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Приводятся примеры аномалии зрительного контакта и агглютинации у детей с РАС и методы социализации. Ключевые слова: расстройство аутистического спектра; социализация; социальная интеграция; дошкольники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.pdf | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ISSN 2072-0297
МОЛОДОЙ УЧЁНЫЙ
Международный научный журнал
Выходит еженедельно № 47 (233) / 2018
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции
Авдеева Нина Михайловна, заместитель директора по дошкольному образованию, воспитатель;
Соколова Марина Александровна, воспитатель МКОУ «Краснологская СОШ», структурное подразделение «Детский сад» (Воронежская обл.)
Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методов, позволяющих поэтапно включать детей с РАС в образовательный процесс детского сада. Сравнительный анализ инклюзии основан на примере одного ребенка, описан перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Приводятся примеры аномалии зрительного контакта и агглютинации у детей с РАС и методы социализации.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра; социализация; социальная интеграция; дошкольники.
Введение. Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья определяет порядок реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.
Идея создания единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей и по истечению времени встречает возражения со ссылками на трудности создания индивидуального образовательного маршрута для детей с различными образовательными потребностями.
Обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, достигается посредством обеспечения детям с ОВЗ условий обучения и социальной адаптации, не снижающих уровень образования детей, не имеющих таковых ограничений.
Степень научной разработанности проблемы представлена в основном западными исследователями. В России вопросам интеграции в социальную среду детей с различными нарушениями развития уделяли H. H. Малофеев, Т. А. Добровольская и Н. Б. Шабалина, Н. Д. Шматко и др. Однако эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане. Противоречивость взглядов на качественную оценку социально-интеграционного процесса и частичность его практического осуществления в современной России говорит о недостаточной степени эффективности существующих форм организации инклюзивного образования в РФ.
Эффективность системы корригирующего образования в западных странах исследовали такие ученые и практики, как С. Thomas, Р. Walker, J. Webb. L. Florian и D. Pullin и др. Они разработали систему принципов реализации идей инклюзивного образования, анализировали и описывали опыт развития практики инклюзивного обучения детей с ОВЗ в различных странах мира.
Противоречия, проблемы, трудности становления в России инклюзивного образования детей с тяжелыми физическими нарушениями остаются всё ещё вне развернутого социологического анализа.
В связи, с чем объектом исследования стало образование детей с расстройством аутистического спектра их социальная интеграция.
Предмет исследования — инклюзивное образование детей с РАС как фактор их социальной интеграции.
Цель исследования — рассмотреть возможности социальной интеграции детей с РАС.
Задачи исследования:
1. Изучение научной и научно-исследовательской литературы, нормативных и правовых актов об инклюзивном образовании в дошкольных образовательных организациях.
2. Выявить пути реализации инклюзивного образования детей с РАС в ДОО на основе опыта европейских стран и Америки.
3. Разработать адаптационные методы, позволяющие поэтапно включать детей с РАС в образовательный процесс детского сада.
4. Провести сравнительный анализ инклюзии на примере одного ребенка и описать, с чем связан перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии у конкретного ребенка с РАС.
Методы экспериментальной работы и исследуемый ребенок
В исследовании принял участие ребенок с РАС, возраста пяти с половиной лет МКОУ «Краснологская СОШ» СП «Детский сад» Каширского муниципального района Воронежской области. Так как проблема инклюзивного образования в образовательной организации ранее не поднималась из-за отсутствия детей с диагнозами, то в данном случае воспитатели столкнулись со сложностями.
Социальная интеграция предполагала, что инклюзивное воспитание и образование ребенка с РАС должно иметь обязательный предваряющий подготовительный этап. В детском саду созданы условия, «которые максимально соответствуют проблемам ребенка с РАС, так как он нуждается в большей степени в защите, чем в интеграции».
Это определяется следующими проблемами:
— длительный период адаптации к социальным условиям;
— негативизм, агрессия, аффекты из-за усложнения социальной среды (непривычной для ребенка);
— несформированность мотивационной и волевой сфер;
— отсутствие индивидуальной программы воспитания и обучения.
Исходя из этого заместителем директора по дошкольному образованию и воспитателем образовательной организации, работающим непосредственно с ребенком, была разработана индивидуальная программа «Воспитание ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями», включающая следующие блоки:
— адаптационно-диагностический;
— организация образовательного пространства;
— педагогическое сопровождение;
— корригирующий.
Известно, что у детей с РАС не развито воображение, нарушения коммуникативной сферы, однотипные повторяющиеся движения для аутостимуляции. Поэтому, определяя содержание воспитания и развития, мы разработали образовательный маршрут и образовательную программу, гарантирующую «при любых подходах конечный результат, соответствующий реальным учебным возможностям данного ребенка» (Е. А. Ямбург).
Результаты реализации программы и их обсуждение.
Педагогический эксперимент опирается исследование О. С. Никольской о первичности нарушения развития аффективной сферы дошкольников с РАС. Важными в практической деятельности при разработке методики коррекционного воспитания детей с РАС являются:
— педагогическая компетентность о системном взаимодействии между компонентами речи в норме и патологии Р. Е. Левиной;
— представления об эмоциях и волевых актах ребенка с РАС;
— представления о развитии психических познавательных процессов в норме и патологии;
— знание девиантологии и методов управления девиантными поступками. В процессе реализации адаптационно-диагностического блока программы было выявлено:
— воображение, как психический познавательный процесс не развито и не поддается коррекции;
— не сочувствует и не передает свои эмоции;
— сложность организации произвольного внимания;
— речь слабо развита, однако отраженная речь отличается повторением сложных грамматических конструкций;
— не откликается на имя, не интересуется игрой с детьми, но может отнять игрушку;
— трудности адаптации, точнее дезадаптация.
Поскольку диапазон нарушений в развитии у ребенка с РАС очень широкий, разработанная программа является вариабельной и может быть использована как основа.
Блок «Организация образовательного пространства» включает в себя:
— комплексный подход в образовательной деятельности (следование рекомендациям ПМПК);
— средовой подход;
— оказание помощи в социальной адаптации (педагогическое сопровождение);
— нейропсихологический подход (сенсомоторная коррекция);
— деятельностный подход (учет мотивов и деятельности через потребности);
— индивидуальный подход (индивидуальная траектория развития и воспитания).
— Блок педагогическое сопровождение предполагал:
— следование за естественным развитием ребенка, не пытаясь резко менять его привычки, игровую деятельность; взаимодействие с другими детьми;
— диагностика личностная (в том числе учет заключений и рекомендаций специалистов в области РАС);
— личностная индивидуальная коррекция (корригирующие занятия в сопровождении тьютора, специалиста).
Последний блок — корригирующий. В программе коррекция является основополагающей задачей, поэтому проходит нитью через всю программу.
Выводы по реализации программы: программа построена с учетом основных особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра. Учет этих особенностей предполагает как социальную интеграцию, так и адаптацию ребенка к новым социальным условиям. Отмечено, что родители заинтересованы в успешной социальной интеграции и включены в реализацию программы с точки зрения родительского присмотра, обучения, развития и воспитания.
Для эффективной реализации инклюзивного образования в ДОО необходимо учитывать положения, составляющие основную идею социальной интеграции детей с РАС. А это значит:
— Дополнительно разработать программы раннего вмешательства;
— Психологическое сопровождение ребенка с РАС;
— Создание специальной психологической службы в ОО для развития и коррекции ребенка с РАС;
— Продолжить практику составления индивидуального плана обучения и воспитания;
— Социализировать ребенка включением его в массовые мероприятия (по ситуации и по восприятию ребенком шумных образовательных событий).
Таким образом, инклюзия в образовании — это процесс, осуществление которого предполагает изменение системы, психологии, философии, образования.
Литература:
1. Алексеева В. В., Волков А. А., Шаргородская Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. — М.: МГППУ, 2013. 2. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. — М.: Теревинф, 2012. 3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М.: Теревинф, 2007. 4. Семаго Н. Я., Хотылева Т. Ю., Гончаренко М. С., Михаленкова Т. А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. Серия «Инклюзивное образование». — М., 2012. 5. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems. Tenth Revision. World Health Organization. — Geneva, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы развития функциональных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
В статье рассматривается вопрос развития функциональных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Представлены основные понятия, кратко изложена необходимость формирования данных навыков...
АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Данная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования( далее - АООП) детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) – это образовательная программа,...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра) Вылковского детского сада «Колосок» структурного п...
Сенсорное развитие и сенсорная интеграция детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Сенсорная интеграция - это бессознательный процесс, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств, упорядочивая ощущения. У детей с РАС, как мы уже о...
Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и, прежде всего, это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной,...