Вопросы развития функциональных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
статья по коррекционной педагогике

Ляляева Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается вопрос развития функциональных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Представлены основные понятия, кратко изложена необходимость формирования данных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_funktsionalnye_navyki_detey_s_ras.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Вопросы развития функциональных навыков  у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

© И.О. Спирина, А.С. Ляляева

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития функциональных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Представлены основные понятия, кратко изложена необходимость формирования данных навыков, приведены примеры и доказана актуальность предложенного вопроса.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (или РАС), функциональные навыки.

В последние годы наблюдается увеличение числа детей, имеющих расстройство аутистического спектра. Расстройство аутистического спектра (или РАС) - общее расстройство развития, характеризующееся отсутствием способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами. Несмотря на то, что детский аутизм был описан Л. Каннером почти полвека назад, многие аспекты этого вида нарушения до сих пор остаются невыясненными. Но, не смотря на это, очевидным является то, что таким детям наиболее трудно дается развитие функциональных навыков.

Функциональные навыки - это навыки самостоятельности и самопомощи, а также базисная коммуникация, самостоятельное одевание, использование туалета, чистоплотность, навыки, необходимые для самосохранения, безопасности и оказания первой помощи, а также все, что связанно с проблемами с ночным сном - засыпание в своей кровати, непрерывный сон, то есть очень часто детей с аутизмом нужно целенаправленно учить тем функциональным навыкам, которые другие дети сами быстро усваивают из окружающей среды. Функциональные навыки  - это цели обучения, которые приемлемы для данного возраста, и которые имеют непосредственное отношение к жизни ребенка.

Успех вмешательства и реабилитации измеряется количеством действий, которые ребенок может выполнять самостоятельно, и для того чтобы обеспечить формирование функциональных навыков детей с расстройством аутистического спектра используются всевозможные способы и средства.

Далее приведены примеры того, почему действительно важно и необходимо учить детей таким навыкам, а если же обучение функциональным навыкам правильно и корректно включается в поведенческую программу, то это не так уж и сложно, но главное овладение данными навыками ребенка с РАС приносит ощутимую пользу человеку сразу по нескольким причинам:

- Уменьшение предвзятости со стороны окружающих;

- Возможное снижение риска травли/насмешек;

- Облегчение социального взаимодействия;

- Снижение нагрузки на родителей и других членов семьи, так как человек становится более самостоятельным;

-  Посещать общественные места становится легче;

-  Впоследствии навыки могут пригодиться при получении профессионального образования и трудоустройстве;

Цели по функциональным навыкам должны очень точно подходить к жизни конкретного ребенка, формулировать которые должен как педагог, так и ближайшее социальное окружение ребенка. Важно определить, какие функциональные навыки считаются важными и ценными для той или иной семьи, а главное нужны ребенку для самостоятельной жизни. Вот несколько примеров обязательных функциональных навыков, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра: Навыки выполнения домашних обязанностей, такие как приготовление еды, мытье посуды, стирка, подготовка к школе, использование электроприборов, а также навыки досуга; навыки поведения в обществе, такие как самостоятельное передвижение по улице, выполнение покупок, использование денег, использование телефона, адекватное поведение во время трапез в общественных местах, понимание социальных правил и манер, а также умение обратиться за помощью к нужным людям.

Обучение данным навыкам отличается от методики, подобранной для обычных детей. С аутистами важно знать и учитывать ряд особенностей и специфики обучения, например, обязательное использование стимулов, постановка цели, тщательный подбор оборудования и последовательный алгоритм действий. Цели по функциональным навыкам должны очень точно подходить к жизни конкретного ребенка, формулировать которые должен как педагог, так и ближайшее социальное окружение ребенка.

Навыки самостоятельности, и навыки самопомощи являются одними из наиболее важных навыков, которым в первую очередь нужно обучать детей с РАС.

Ребенок, который умеет наименовать предметы, или складывать пазлы из 100 кусочков, или отвечать на вопросы, не сможет пройти интеграцию, если при этом он не умеет пользоваться туалетом, следить за собственной гигиеной, и есть с помощью столовых приборов.

Список литературы и источников

  1. Никольская О.С; Баенская Е.Р; Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва, «Теревинф», 1997. С.76- 83
  2. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/autism-spectrum-disorders/ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и мет...

АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Данная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования( далее - АООП)  детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) – это образовательная программа,...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

 Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...

Особенности диагностики детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Заседание клуба для педагогов-психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений  Г.о.Подольск "Диалог" .Протокол заседания и Презентация на тему "Особенности диагности...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра) Вылковского детского сада «Колосок» структурного п...