ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (из опыта работы)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кулиш Татьяна Васильевна

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, в которой раскрыты аспекты взаимодействия участников образовательных отношений в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Дошкольная дефектология», воспитателям групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с расстройством аутистического спектра и их родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produkt.docx85.25 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет»

В.С. Васильева, Т.В. Кулиш

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

(из опыта работы)

Челябинск

2025

Аннотация

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, в которой раскрыты аспекты взаимодействия участников образовательных отношений в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Дошкольная дефектология», воспитателям групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с расстройством аутистического спектра и их родителям.

Содержание

  1. Особенности социально-коммуникативного развития детей с расстройством аутистического спектра.
  2. С чего начать работу с ребёнком с РАС.
  3. Как выявить стимул?
  4. ФАОП ДО для детей с расстройствами аутистического спектра.
  5. Алгоритм работы педагогов с ребёнком с РАС.
  6. Коммуникативные игры.
  7. Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов.
  8. Просьбы.
  9. Моторная имитация.
  10. Социальное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта работы по взаимодействию участников образовательных отношений в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в МДОУ «ДС №24» КГО.

В действующем ФГОС ДО социально-коммуникативного развития представлено как одно из базовых направлений образовательного процесса в детском саду.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

  • становление первоначальных ценностных ориентаций и гуманного отношения к миру (людям, природе, рукотворному миру, своей семье, детскому саду);
  • развитие социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявлять заботу и участие к людям;
  • воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками;
  • воспитание культуры поведения и общения со взрослыми и сверстниками;
  • развитие основ самосознания, внутреннего мира ребёнка и начал гражданско-патриотических чувств.

Содержание данной области — это не отдельные, изолированные мероприятия, а весь образ жизни, в котором ребёнок под руководством педагогов и самостоятельно приобретает положительный личный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задачи социально-коммуникативного развития ребёнка педагоги решают в разнообразной детской деятельности, в режимных моментах, на занятиях и в свободном общении. Образ жизни детей нужно организовать так, чтобы постоянно обогащались социальные представления, развивалась эмоциональная отзывчивость, складывалась привычка соблюдать правила культуры общения и сотрудничества, интерес к труду, уважительное отношение к Родине, окружающим людям, умение следовать требованиям безопасного поведения.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) имеет свои особенности, а именно:

  1. Манипулятивное общение. Дети игнорируют потребности и желания партнёров по общению и используют их исключительно для удовлетворения своих потребностей. 
  2. Проблемы с невербальными жестами и сигналами. Они вызывают трудности как для понимания, так и для отражения собственных эмоций и желаний.
  3. Неадекватное поведение. Дети могут кричать, визжать, злиться, наносить ущерб себе и другим.
  4. Проблемы со зрительным контактом. Ребёнок может избегать взгляда в глаза или, наоборот, смотреть пристально. 

Наличие особенностей и трудностей социально-коммуникативного развития детей с расстройством аутистического спектра указывает на сложности спонтанного формирования социально-коммуникативных навыков и умений у данной категории детей и необходимость организации сопровождения взрослыми этого процесса. Ученые О.С. Никольская, А.В. Хаустов и др. отмечают, что у детей с расстройством аутистического спектра нарушения социально-коммуникативной сферы выходят на первый план. Это связано со страхами детей, с отсутствием у них желания и потребности вступать в общение и взаимодействовать как с чужими, так и с близкими людьми.

Исследователи (Мамайчук И.И. А.В. Хаустов и др.) описали специфические особенности коммуникации при РАС. Согласно их исследованиям, дети «манипулируют» другими людьми, они игнорируют желания и потребности окружающих людей. На первом месте у детей с РАС – это удовлетворение своих потребностей и желаний. Чтобы удовлетворить их ребёнок толкает, пинает, тянет взрослого. Когда взрослый не понимает дошкольника, то начинается истерика, во время которой ребёнок агрессирует на взрослого или наоборот проявляется самоагрессия.  При установлении зрительного контакта могут избегать взгляда в глаза или, наоборот, смотреть пристально. Подавляющее большинство детей с РАС боятся незнакомцев и не могут с ними работать.

По мере взросления детей с РАС возникают социальные проблемы. Дети не хотят находиться в тесном контакте со своими родителями, педагогами и сверстниками. А.В. Хаустов показал, что детей с расстройствами аутистического спектра мало интересует совместная деятельность. Дети не задают вопросов, не хотят, чтобы им читали и рассказывали истории, не просят помощи у взрослых.

Дети с РАС отказываются общаться со сверстниками, не проявляют стремление найти контакт и даже могут проявить агрессию. С социальной точки зрения дети этой категории очень избирательны. Погруженность в свои внутренние эмоции и нежелание вступать в общение, непонятные реакции на взаимодействие отторгает сверстников, и все это еще больше снижает уровень общения. Очевидно, что все это затрудняет индивидуальное развитие ребенка с РАС, усвоение им правил поведения. Недостаточность эмоционального опыта общения мешает этим детям научиться идентифицировать желания, чувства и поведение окружающих. Самое главное, это затрудняет общение со здоровыми сверстниками. Для детей с РАС понимание и представление о том, что все люди разные, что у них могут быть свои мнения – это очень сложная область. С.А. Морозов объясняет сложность общения с другими непониманием текущей ситуации и неумением правильно управлять своими действиями с другими.

Таким образом, расстройства аутистического спектра представляют собой специфические психические расстройства, при которых отмечается неумение использовать вербальное (речевое) и невербальное (мимика, жесты, поза) общение для коммуникации с другими. Это негативно сказывается на всем ходе психического развития ребенка и процессе построения социальных отношений.

Преодоление этих особенностей поможет в самостоятельной жизни взрослеющего ребенка с РАС. Социально-коммуникативные навыки помогут взрослому человека с аутизмом в умении делать выбор, в навыках проведения досуга (занятия чем-либо с другими людьми могут очень подкрепить значимость пребывания в обществе), самостоятельности и независимости в функциональных (жизненных) навыках (как покупать продукты, как пользоваться автобусом и т.д.).

 

С чего начать работу с ребёнком с РАС.

Когда ребёнок с РАС приходит в дошкольную организацию педагог должен познакомиться с родителями, дать для заполнения анкету, в которых будет отражаться необходимая информация, а именно анамнез развития, что привлекает ребёнка, а что раздражает, как общается со взрослыми и сверстниками, что умеет самостоятельно или с помощью взрослого делать, как ест, спит и т д. Родители для педагогов – это бесценный кладезь знаний и нужно им правильно воспользоваться.

Бывает, что педагоги после ряда неудачных попыток привлечь ребенка к совместной деятельности, «опускают руки». Трудно поддерживать общение, когда ребенок кажется совсем безразличным ко всем стараниям взрослого. Если педагог понимает трудности, с которыми сталкивается ребенок, то сможете помочь ему компенсировать недостаток умения поддерживать коммуникацию. Если взрослый будет продолжать раз за разом обращаться к нему и привлекать его к совместной деятельности, не обращая внимания на существующие дефициты, то его упорство со временем будет вознаграждено.

Чтобы ребёнок с расстройством аутистического спектра начал общаться с педагогом необходимо соблюдать определённые правила:

  1. В любой ситуации быть внешне спокойным.
  2. Создавать ситуации успеха. На первых порах необходимо взаимодействовать с ребёнком исходя из его интересов и возможностей. Главное, чтобы он почувствовал успех, что он с вами всё может. Постепенно в это общение вводить что-то новое, не понятное ребёнку и проигрывать всё вместе с ним.
  3. Проговаривать всё: называть предметы, действия, эмоции. Речь педагога должна быть четкой, не перегруженной словами чтобы ребёнок понимал смысл фраз. Пусть сразу дошкольник не будет реагировать на речь педагога, будет ощущение что он не слышит его, но постепенно малыш откроется для общения и будет понимать и выполнять инструкции педагога. Все что педагог объясняете должно звучать медленно, четко, и ясно, теми словами, которые ребенок понимает и на которые реагирует, придется повторять информацию много раз, прежде чем ребенок ее усвоит. Если взрослый что-то просит, то указание, данное ребенку должно быть кратким, простым и ясным. Очень важно хвалить ребёнка за выполненные им действия.

Как выявить стимул?

Чтобы мотивировать ребенка с РАС необходимо постоянно выявлять предпочтения ребенка. Данная цель достигается путем тестирования предпочтений. Собирать информацию о предпочтениях ребенка можно различными способами.

Универсальным способом является наблюдение:

  • какие лакомства и игрушки он чаще выбирает;
  • с какими игрушками дольше всего играет;
  • расстраивается ли, если игрушку забирают;
  • любит ли физический контакт;
  • что делает, когда остается один.

Тестирование предпочтений – это структурированная форма оценки реакций ребенка на тот или иной мотивационный стимул.

Структурированное наблюдение проводится без предъявления требований:

  1. Разместите все предметы в зоне видимости ребенка.
  2. Перед началом наблюдения дайте возможность ознакомиться с предметами.
  3. Делайте запись продолжительности манипулирования или игры с каждым из предметов.
  4. Записывайте данные в таблицу.

Структурированное наблюдение без предъявления требований

Предмет

Время начала игры

Время окончания игры

Продолжительность игры

Волчок

11.00

11.02

2

Пружинка

11.03

11.08

5

Лизун

11.06

11.15

9

Трубочка

11.15

11.18

3

  1. Проанализируйте данные и сделайте выводы.

Исходя из данных таблицы видно, что ребёнок предпочитает лизун, за ним идёт пружинка. Необходимо понимать, что ребёнок растёт и развивается, поэтому стимулы будут тоже меняться. Постепенно роль приятного стимула будет выполнять деятельность (совместная игра, упражнения на батуте или гамаке и др.) и пиком работы педагога будет занятие, которое ребёнок с РАС воспринимает как приятный стимул.

ФАОП ДО для детей с расстройствами аутистического спектра.

Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС в формировании и развитии коммуникации и основ социального поведения:

  1. Формирование потребности в коммуникации, развитие эмоциональных средств общения ребенка с родителями (законными представителями), педагогическим работником, формирование способности принимать контакт:
  • потребность в общении с родителями, педагогическим работником в процессе удовлетворения физических потребностей ребенка;
  • формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость через теплые эмоциональные отношения с родителями, чувства доверия и привязанности к ним;
  • создать условия для пробуждения у ребенка ответных реакций на контакт с родителями, педагогическим работником;
  • формировать эмоционально-личностные связи ребенка с родителями, педагогическим работником;
  • стимулировать установление и поддержание контакта ребенка с родителями, педагогическим работником (глаза в глаза, улыбки и вербализации, развитие ритмического диалога);
  • укреплять визуальный контакт ребенка с родителями, педагогическим работником в процессе телесных игр;
  • формировать умение фиксировать взгляд на родителях, педагогическом работнике;
  • формировать умения прослеживать взглядом за родителями, педагогическим работником, его указательным жестом как основного вида предпосылок проявления внимания к совместному действию.
  1. Развитие взаимодействия ребенка с педагогическим работником и другими детьми:
  • создавать предпосылки для возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта, уверенности и раскрепощённой в новом пространстве, с новыми людьми;
  • формировать навыки активного внимания;
  • формировать умение отслеживать источник звука взглядом и (или) поворотом головы в сторону источника звука;
  • вызывание реакции на голос поворотом головы и взглядом в сторону говорящего;
  • формировать поддержание эмоционального контакта с педагогическим работником и концентрацию внимания ребёнка на контакте в процессе игрового и речевого взаимодействия;
  • вызывать у ребёнка эмоционально положительные голосовые реакции и устанавливать на их основе контакт;
  • вызывать эмоционально положительное реагирование на социально-коммуникативные игры, пение педагогического работника с использованием разнообразных игрушек и игр;
  • создавать возможность совместных действий с новым педагогическим работником;
  • стимулировать взгляд на объект, на который указывает и смотрит педагогический работник;
  • формировать толерантное отношение и (по возможности) интерес к другим детям;
  • вызывать интерес к совместным действиям с другими детьми в ситуации, организованной педагогическим работником (активным движениям, музыкальным играм, предметно-игровым, продуктивным видам деятельности);
  • формировать умение непродолжительное время играть рядом с другими детьми;
  • совершенствовать умения действовать по подражанию педагогическому работнику.
  1. Развитие основ социального поведения (предпосылок учебного поведения, профилактика и (или) коррекция проблемного поведения):
  • учить откликаться на своё имя;
  • формировать умение выделять (показывать) по речевой инструкции педагогического работника основные части своего тела и лица (покажи, где голова, нос, уши, руки, живот);
  • формировать предпосылки учебного поведения: учить соблюдать определённую позу, слушать, выполнять действия по подражанию и элементарной речевой инструкции;
  • учить адекватно вести себя на занятиях в паре с другим ребенком, с группой;
  • предупреждать неадекватные реакции на смену режимных моментов: питание, сон, бодрствование (с использованием расписания и (или) на основе стереотипа поведения).

Алгоритм работы педагогов с ребёнком с РАС.

 

Коммуникативные игры

1.«Твоя ладошка, моя ладошка»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Ход: Педагог (психолог) берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...»
2. «Ладушки»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Ход: Педагог (психолог) садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки...». Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.
3. «Мы на лодочке плывем»
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Ход: Педагог (психолог) берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:                  

  Мы на лодочке плывем,
  Тихо песенку поем:
  «Ля-ля-ля, ля-ля-ля»
  Покачнулись ты и я...
                                   С. Ихсанова

4. «На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности
к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Ход: Педагог пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

5. «Бумажный листопад»
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Ход: В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги, затем подбрасывать их вверх со словами: «Листики кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев.
6. «Мой кубик, твой кубик…»
Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом (психологом), обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Ход:Педагог первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

        

Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов

Формируемый навык

Развиваемые функции

Необходимые средства для формирования навыка

Действия педагогов (учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог)

1

Брать предложенный приятный стимул.

- исследование предмета;

- целенаправленный захват предмета; 

- развитие способности оценивать расстояние до предмета;

- сенсорная стимуляция (тактильная).

Приятный предмет или вид деятельности для ребёнка.

Участники образовательного процесса предлагают ребёнку известный для него приятный предмет или вид деятельности, дошкольник берёт подкрепляющий предмет или занимается предложенной активностью совместно со взрослым. Это первый шаг в налаживании сотрудничества ребёнка с педагогами.

Воспитатель предлагает приятный стимул ребёнку в групповой комнате.

Специалисты проводят эту работу в кабинетах. Тем самым ребёнок отрабатывает навык в разных местах.

2

Выбирать приятный стимул из двух.

-развитие восприятия (ребёнок сравнивает предметы);

-сенсорная стимуляция (тактильная).

Приятный предмет и нейтральный (обычный) предмет.

Педагог предлагает ребёнку одновременно приятный и нейтральный предмет, дошкольник выбирает приятный стимул. На этом этапе продолжает формироваться сотрудничество между ребёнком с РАС и педагогом.

Воспитатель предлагает: лизун и мяч. Ребёнок выбирает лизун.

Дефектолог предлагает: лизун и матрёшку. Ребёнок выбирает

лизун.

Психолог предлагает: лизун и сенсорную коробку. Ребёнок выбирает лизун.

Логопед предлагает: лизун и собачку. Ребёнок выбирает лизун.

3

Смотреть на нейтральный стимул.

- развитие восприятия (ребёнок смотрит на нейтральный предмет и отслеживает его перемещение в пространстве).

Нейтральный предмет.

Каждый педагог выбирает для работы с ребёнком нейтральный предмет, во время индивидуального занятия дошкольнику показывают предмет и просят посмотреть на него, ребёнок смотрит и следит за ним взглядом, если взрослый перемещает его в пространстве (вверх, вниз, влево, вправо).

4

Брать нейтральный стимул.

-развитие восприятия (берёт нейтральный стимул);

-сосредоточение внимания;

-выполнение короткой инструкции взрослого.

Нейтральный стимул.

Педагог предлагает взять нейтральный предмет ребёнку, сперва дошкольник берёт не каждый раз, затем выполняет инструкцию каждый раз.

Необходимо отметить что инструкция должна звучать у взрослых одинаково (на мяч, затем возьми мяч).

Воспитатель – на мяч.

Психолог – на пирамидку.

Дефектолог – на матрёшку.

Логопед – на заю.

5

Подходить ко взрослому, у которого есть приятный стимул, при этом для получения стимула нужно выполнить простое задание.

- начало взаимодействия со взрослым (ребёнок-педагог);

- выполнение простой инструкции;

- первый положительный опыт ребёнка (выполнил задание – получил стимул).

Приятный стимул и предметы необходимые для выполнения задания педагога (предметы которые будут отвлекать ребёнка необходимо убрать).

Воспитатель – принеси мяч (принеси машинку, отнеси кубик) …., а потом дам лизун.

Психолог –вначале поиграем в «Муху» (любая игра на двустороннее внимание) …., а потом дам лизун.

Дефектолог – принеси кубик, а потом дам лизун.

Логопед – дай мишу (работа со словом – дай, если ребёнок невербальный, то подключается жест рукой и можно продемонстрировать карточку ПЕКС), а потом лизун.

6

Ждать не трогая предметы, которые лежат на столе или полу.

-взаимодействие со взрослым;

-развитие самоконтроля (не брать и не трогать приготовленный материал, пока не услышал инструкцию).

Предметы необходимые для проведения индивидуального занятия.

 Ребёнок ждёт, не трогая предметы. Когда взрослый привлекает ребёнка к деятельности (за столом, сидя на полу или стоя), ребёнок спокойно находится рядом с материалами, поворачиваясь ко взрослому или материалам (но не трогая их до инструкции).

Если ребёнок не в состоянии сдержаться и берёт предметы, то взрослый со словами «Это моё» убирает всё и даёт предметы по мере необходимости. Постепенно дошкольник привыкнет и не будет брать учебный материал до инструкции.

Воспитатель во время продуктивной деятельности выставляет на стол образец работы, доску для лепки, пластилин. Ребёнок слушает инструкцию и только после этого начинает лепить.

Специалисты действуют также.

7

Смотреть на взрослого, чтобы получить задание.

-формирование зрительного контроля;

-развитие сотрудничества со взрослым.

Дидактический материал.

Воспитатель даёт ребёнку игрушки (пупс, машинка, мяч), дошкольник рассматривает их и затем поднимает голову и смотрит на воспитателя чтобы узнать, что делать дальше. Воспитатель говорит: «Дай мяч». Ребёнок выбирает мяч и дает педагогу. Если даётся машинка или пупс, то используем подсказки (физическую, жестовую или речевую).

Специалисты действуют по такой же схеме.

8

Рассматривать предметы в наборе перед тем, как ответить на вопрос.

- умение выделять наиболее значимые признаки и функции предметов;

- развитие познавательного интереса;

- развитие речевой активности и качественных характеристик речи.

Набор предметов.

Дефектолог кладёт перед ребёнком набор предметов: пирамидка, кубик, матрёшка (начинаем с трёх) и говорит: «Найди пирамидку». Ребёнок должен рассмотреть все предметы и выбрать нужный. На первом этапе это будет происходить медленно, постепенно время выполнения задания будет уменьшаться, а количество предметов увеличиваться.

Воспитатель берёт этот же набор и говорит: «Найди кубик».

Логопед: «Найди матрёшку».

Психолог: «Найди пирамидку».

 Постепенно количество предметов увеличиваем.

9

Взаимодействие со взрослым выполняет функцию подкрепляющего стимула

- мотивация к общению;

- обучение новым навыкам;

- развитие целенаправленного и социально-приемлемого поведения;

- развитие способности понимать свои чувства и распознавать эмоциональное состояние другого человека.  

Ребёнок будет сотрудничать с педагогом для получения привлекательного взаимодействия с ним.

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание (на начальном этапе более лёгкое, затем постепенно усложняем), затем совместно занимаются приятной деятельностью для ребёнка.

Дальше после выполнения задания ребёнок будет смотреть на взрослого, чтобы оценить изменения выражения лица и интонации, с помощью которых педагог предоставляет ребёнку обратную связь.

После успешно выполненного задания педагог хвалит ребёнка: «Молодец, умница, феерично, превосходно….».

Просьбы

Формируемый навык

Развиваемые функции

Необходимые средства для формирования навыка

Действия педагогов (учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог)

1

Просить через указание на желаемые стимулы.

-способность получать доступ к желаемым предметам или действиям;

-развитие вербальных реакций;

-снижение проблемного поведения;

-увеличение социальных инициатив и спонтанных вербальных реакций.

Желаемые стимулы для конкретного ребёнка.

Педагоги создают проблемную ситуацию (каждый на своём рабочем месте): на полку или на шкаф специалист кладёт желаемый стимул. Ребёнок самостоятельно не может взять его. Задача педагога на начальном этапе показать указательным жестом на стимул и когда ребёнок повторит жест дать ему стимул. Если этого не происходит педагог стоя за спиной ребёнка берёт своей рукой его руку и протягивает в сторону стимула. В этот момент можно сказать «я хочу….».

Постепенно дошкольник будет самостоятельно использовать указательный жест, а в дальнейшем и подключит речь.

Воспитатель вносит новую машинку в группу и показывает ребёнку. Даёт поиграть 30 секунд, убирает на верхнюю полку и ждёт реакции ребёнка.

Специалисты каждый в своём кабинете моделируют эту ситуацию с машинкой.

2

Просить при наличии подкрепляющего стимула в поле зрения после вопроса «что ты хочешь?»

-коммуникативные навыки (учиться просить желаемое, отказываться от нежелательного);

-развивается активная роль говорящего;

-проявление инициативы.

Желаемые стимулы для конкретного ребёнка.

Педагог спрашивает у ребёнка «что ты хочешь?» в присутствии подкрепляющего стимула, а затем показывает модель поведения произносит слово или показывает жестом. Дальше дошкольник отвечает на поставленный вопрос с помощью педагога, постепенно этот навык переходит в самостоятельное действие.

Когда ребёнок подходит к взрослому и на вопрос «что ты хочешь?» называет предмет или показывает жестом.

3

Спонтанно просить в присутствии предмета (без подсказок).

-навык коммуникации;

-навык просьбы даёт возможность контролировать окружающую среду;

-снижение проблемного поведения.

Чтобы ребёнок просил без подсказки необходимо обеспечить мотивационные условия, то есть он должен действительно хотеть предмет или вид деятельности, иначе «правильной» просьбы не получится.

Воспитатель ставит привлекательный предмет вне досягаемости, чтобы ребёнок захотел его получить и сам подошёл с просьбой к взрослому.

Специалисты используют метод спонтанного обучения: увидев, что ребёнок тянется к чему-то, перекрыть доступ к этому предмету и «вывести» на просьбу.

4

Просить отсутствующие предметы, которые необходимы для выполнения задания.

-навык просьбы;

-мотивация;

-спонтанное и независимое обращение с просьбой к педагогу.

Воспитатель создаёт ситуацию: ребёнок во время обеда не находит ложку чтобы кушать суп, он может сидеть и вокализацией, словами или жестом показывать воспитателю что ему не дали ложку.

Специалисты во время задания не кладут на стол нужный предмет, тем самым мотивируя ребёнка просить отсутствующий предмет (игры-«ходилки» без кубика, задания со счётными палочками, где их не хватает, «соедини точки» без карандаша).

5

Просить с помощью слов «да» и «нет».

 -умение отвечать «да» и «нет», позволяет ребёнку контролировать окружающую среду, а другим людям получать от него нужную информацию.

На первом этапе набор знакомых игрушек, постепенно набор расширяем, добавляя различные предметы.

Сначала учим ребёнка отвечать «да/нет» на простые вопросы (Это мяч? Это машинка?). Например, показываем мяч, спрашиваем «Это мяч?», через секунду даём подсказку «да». Ребёнок повторяет «да», получает похвалу. Дальше показываем мяч, спрашиваем «Это кубик?», через секунду даём подсказку «нет». Ребёнок повторяет «нет», получает похвалу.

Затем задаём вопросы, требующие ответов «да/нет», если ребёнок правильно отвечает хвалим его, если нет, то прорабатываем этот предмет снова.

6

Просить фразой из двух и более слов.

-увеличение объёма произвольной речевой продукции;

-овладение операциями синтаксиса;

-развитие навыка просьбы.

Схемы для построения фразы.

I этап— логопед, показывая на соответствующую картинку

произносит: «Дай сок» или «Я хочу пить».

II этап — включает использование сопряженной речи,

когда ребенка учат повторять вслед за логопедом короткую одно-, двусложную фразу.

III этап — после того как у ребенка закрепятся некоторые

наименования или действия, следует приступать к работе с вопросами.

Например, в ответ на вопрос «Что ты хочешь?» ребенок должен показать соответствующее изображение, выразив при этом свое желание не только жестом, но и используя приобретенный навык просьбы.

IV этап — перенос навыка просьбы с картинок в бытовые условия.

Эти этапы одновременно прорабатывают все педагоги.

7

Просить помощи.

-навык выражения просьбы;

-понимание обращенной речи;

-навык проявления инициативы.

Ребёнок учится подходить к педагогу, требовать его внимания, пояснять доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова), что ему необходимо, и получать желаемое.

Кроме того, навык просьбы наделяет ребёнка активной ролью говорящего, и он может контролировать окружающую среду. Если ребёнок не умеет просить, он будет проявлять различные виды нежелательного поведения (истерики, агрессивные реакции, социальная отстранённость, самоагрессия).

8

Просить внимания.

-коммуникативные функции;

-произвольное внимание.

 -Ребёнок учится применять указательный жест или вокализацию, как активный способ привлечения внимания взрослого к интересующему его объекту или событию.

- С помощью приятной для ребёнка сенсорной стимуляции и эмоционального комментирования совместных действий во время режимных моментов или на занятии можно сосредоточить его внимание на том, что он делает. Так постепенно отрабатывается произвольное внимание ребёнка и формируется его произвольное поведение в целом. 

Воспитатель – «мы строим гараж для машинки» (интонацией выделяет слово строим).

Дефектолог – «напиши, как я» (выделяем слово напиши).

Логопед – «повтори за мной» (повтори).

Психолог – «найди в песочнице улитку» (найди).

9

Просить прекратить действие или удалить предмет.

-коммуникативные функции;

-привлечение внимания;

-  избегание/уклонение/

прекращение неприятных стимулов или действий

Нежелательные предметы

  • Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребёнок получает отказ на его просьбу или, когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент. Поэтому необходимо научить ребёнка самому отказываться от нежелаемого предмета или действия.  
  • Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий. То есть избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов. 

В этих ситуациях педагог проговаривает фразу вместе с ребёнком «я не хочу ……..» или показывают карточку: не хочу.

10

Задавать вопросы с вопросительным словом «что?» и «где?».

-навык запроса информации;

-развитие диалоговых навыков.

Навык запроса информации. Умение задавать вопросы направлено на получение необходимой информации и помогает, например, решать проблемные ситуации (например, «Где мой рюкзак?»), планировать деятельность (например, «Что мы будем делать?») и познавать новое (например, «Это что за машина?»). 

Это позволяет развить диалоговые навыки. Сформированные диалоговые навыки обеспечивают полноценную взаимную коммуникацию и способствуют включению детей с РАС в социальную среду, повышая их адаптивные возможности (возможность эффективно решать различные проблемные ситуации и формировать полноценные отношения с другими людьми). 

Логопед учит ребёнка при помощи схемы вопроса или карточек ПЕКС проговаривать вопрос и сразу после этого педагог отвечает на вопрос.

Параллельно все педагоги начинают по той же схеме учить ребёнка задавать вопросы.

Моторная имитация.

Формируемый навык

Развиваемые функции

Необходимые средства для формирования навыка

Действия педагогов (учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог)

1

Моторная имитация с использованием предметов и без.

- умение повторять новые, не знакомые движения;

- игровые навыки, такое обучение закладывает фундамент для навыков общения с ровесниками в будущем;

- речевое развитие;

-концентрация внимания;

-моторная координация.

Предметы для имитации.

Имитация с предметами — это первый шаг в обучении имитации, потому что она проще для детей с аутизмом, чем другие виды имитации, такие как имитация жестов, мимики или звуков.

Обучение имитации:

1) позовите ребенка по имени, а когда он посмотрит на Вас, скажите: «Сделай так!» (например, «Саша (пауза), сделай так!»).

2) предъявите модель. Например, если целевое поведение – взять мяч, возьмите мяч сами и подержите его несколько секунд.

3) незамедлительно хвалите каждую реакцию с физическим сходством с моделью и подкрепляйте её (можно обнять, дать что-то вкусное) как можно скорее.

Если ребенок не реагирует на модель, то необходимо оказать физическую подсказку. Например, физически помочь ребенку осуществить реакцию. После полной физической подсказки взрослый постепенно уменьшает помощь, отпуская руку учащегося сначала непосредственно перед окончанием движения, а потом с каждой попыткой все раньше и раньше. И, наконец, ребенок выполняет движение полностью самостоятельно. (нажимать на пищащую игрушку, катать машинку, причесываться, изображать полёт игрушечного самолёта и др.).

2

Имитация движений ног и стоп, рук и кистей рук.

-грубая двигательная имитация. Способность копировать наблюдаемые движения, включая способность преобразовывать перцептивную информацию в её моторную копию;

-моторная память;

-моторное планирование;

-моторная координация;

-зрительное внимание при подражании.

Педагог говорит: «Сделай так», «Повтори за мной» (руки и кисти рук: хлопает, поднимает руки вверх, разводит руки в стороны, кладёт руки на плечи, вытягивает руки вперёд, трогает нос, трёт ладони друг о друга и др. Ноги: поднимает одну ногу, ставит одну ногу на носочек, топает, подпрыгивает, приседает, отставляет ногу в сторону и др.).

Важно менять имитационные действия и

используемые материалы! Можно с одним предметом

выполнять разные действия, даже непривычные,

неожиданные (например, перевернуть предмет).

3

Имитация движения крупной моторики, глядя на отражение взрослого в зеркале.

- навык имитации;

- пространственные представления;

- зрительно-моторная координация. 

Зеркало.

Имитация происходит в обычном алгоритме, только ребёнок имитирует движения взрослого, глядя на отражение взрослого в зеркале. С первого раз это может не получиться, тогда применяем физическую подсказку. Постепенно от неё уходим и применяем речевую.

4

Имитация движений головой.

- умение повторять новые, не знакомые движения;

- ощущение частей своего тела.

Кивает, качает головой, поворачивает направо, поворачивает налево, наклоняет в сторону (к плечу), наклоняет вперёд и др.

5

Имитация движения ртом и языком.

- оральную моторику;

- чёткость артикуляции;

- речевое подражание.

Логопед: чтобы артикуляция стала более четкой, необходимо укреплять мышцы лица вокруг рта. Мы начинаем выполнять упражнения на праксию или артикуляционную гимнастику, которые эффективно способствуют развитию выразительности лица: широко открывать рот и говорить “AAAAAAAAAAAA”,

браться пальцами за кончик языка, высовывать язык, сжимать губы с силой (произнося звук MMMMM), клацать зубами,

смеяться, фыркать, как лошадь (BRRRR), плотно сжимать губы,

надувать щеки, изображать поцелуй (с шумом).

По показу логопеда все педагоги включают элемент артикуляционных движений в свою работу.

6

Имитация выражения лица и движения артикуляционного аппарата, глядя на отражение взрослого в зеркале.

- артикуляционная моторика;

- навык моторной имитации;

- осознанное выполнение артикуляционных движений.

Для развития артикуляционной моторики также можно использовать «Смарт-зеркало», в котором сказочные персонажи показывают, как правильно делать упражнения, а дети, видя их на экране, повторяют движения.

7

Имитация последовательных прикосновений к объектам.

- социальное развитие;

- игровое развитие;

- речевое развитие;

-расширение представлений об окружающем мире.

Набор предметов или игрушек (до 6 штук).

Воспитатель ставит на стол машинку, пупса и тарелочку. Ребёнок наблюдает, как воспитатель дотрагивается до машины, а потом до пупса. После этого ребёнок дотрагивается до предметов в том же порядке. Постепенно число предметов доводим до 6.

Специалисты проделывают такую же работу, только набор предметов у каждого свой.

8

Имитация последовательности действий.

- речевые навыки;

- социальное взаимодействие;

- игровая деятельность;

- обучение бытовым навыкам;

- эмоциональное развитие;

- когнитивное развитие.

Игрушки.

Ребёнок повторяет серию действий после инструкции «сделай так» и демонстрации модели, состоящей из серии действий. У каждого педагога свои движения (хлопает в ладоши и дотрагивается до предмета, топает ногой и берёт мяч, приседает и хлопает над головой и др.).

9

Имитация моторных действий без прямой инструкции.

- внимание к движениям и действиям другого человека;

-речь;

- социальное взаимодействие.

Ребёнок выполняет серию движений головой или имитирует выражение лица других людей.

Социальное взаимодействие

Формируемый навык

Развиваемые функции

Необходимые средства для формирования навыка

Действия педагогов (учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог)

1

Вести себя социально приемлемым образом, находясь рядом со сверстниками.

-умение следовать правилам;

-ожидаемое поведение в определённых ситуациях;

-умение адекватно вести себя рядом с другими.

-атрибуты для сюжетных игр;

-социальные истории;

-жетоны.

Воспитатель и психолог создают условия для сюжетных игр и включают в них ребёнка с РАС.

Дефектолог – создаёт под ребёнка социальные истории с правилами, как нужно вести себя рядом со сверстниками и совместно с родителями прорабатывают их.

Логопед – рассказывает по опорным картинкам правила общения со сверстниками.

2

Подражать действиям сверстников.

-имитация простых движений;

-выполнение действий по образцу ведущего;

-выполнение действия по образцу за ребёнком

-игры на имитацию;

-жетонная система;

-видеомоделирование.

Все специалисты выполняют эту последовательность:

1.Индивидуально учим выполнять имитацию простых движений (хлопает, качает головой, поднимает руки вверх, подпрыгивает и др). «Сделай так же»

2.Разучивание игры на имитацию в малой группе детей («Мишка косолапый», «У жирафа пятна...» и др.). Выполняют по образцу взрослого. На этапе разучивания игр используется система поощрений. Детям демонстрируются видеозаписи с их собственными игровыми действиями. Когда дети выучили правила игры, педагог выстраивает их в ряд перед собой, выбирает одного ребенка и ставит на свое место, а сам встает вместо него. Объявляет о повторе игры и просит ребенка начинать выполнение. Сам педагог стоит напротив ребенка в ряду с другими детьми и выполняет игровые действия вместе со всеми, тем самым давая подсказку ведущему. Всем

остальным ребятам дается инструкция «Сделай так же, как

Петя». На этом этапе детей поощряют за подражание другому ребёнку.

5

Присоединяться к игре сверстников.

-навыки социального взаимодействия;

-способность подражать другим людям;

-представление о собственном «Я»;

-умение делиться;

-когнитивные навыки.

-различные игры;

-жетонная система;

-видеомоделирование

Специалист организует игру в группе детей (например, хороводную). Ребенку с определенной частотой выдается жетон (наклейка). Дается комментарий: «Никита играет в хоровод с ребятами! Молодец!». В ситуации, когда ребенок категорически

отказывается от включения любую совместную деятельность, необходимо постепенно включать его в общее действие. Сначала он поощряется за то, что играет рядом, затем за то, что подошел и взял что-то у другого или за то, что просто подошел на несколько секунд к другим детям. Важно показать ребенку, что каждый раз, когда он будет подходить или каким-то

образом взаимодействовать с детьми, он будет получать поощрение. Действенным методом является применение

видеомоделирования и написание социальной истории про

формируемый навык. Например, иногда я могу поиграть с

другими детьми в хоровод. Я должен встать в круг и взяться за руки. Я хожу по кругу и пою песню. Играть в хоровод весело. В конце игры я получу приз – наклейку. В качестве

видеомоделирования демонстрируется запись игры в хоровод других детей. По мере усвоения навыка можно усложнять задание, менять вид игры или самого задания (например,

совместная лепка, рисование, посещение культурно-

массовых мероприятий в актовом зале). Главное соблюдать

принцип «от простого к сложному».

6

Изменять своё поведение в соответствии с реакцией сверстников на его поведение.

- способность следовать установленным стандартам поведения и ориентироваться на мнение других людей;

- произвольность, присутствие и участие сверстников облегчает осознание своего поведения и помогает контролировать его, что необходимо для формирования произвольности;

- автономия, способность понять ожидания других людей в любой ситуации и быть свободным в выборе того, соответствовать ли этим ожиданиям или нет. 

-когда ребёнок с РАС взаимодействует с детьми, то он учится следовать инструкциям сверстников, изменяя своё поведение так, чтобы его действия соответствовали правилам.

В результате ребёнок следует вербальным инструкциям и негласным правилам в среде сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие участников образовательных отношений в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста"

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошколього возраста, взаимодействие с семьёй...

Вопросы развития функциональных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В статье рассматривается вопрос развития функциональных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Представлены основные понятия, кратко изложена необходимость формирования данных навыков...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра) Вылковского детского сада «Колосок» структурного п...

Сенсорное развитие и сенсорная интеграция детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Сенсорная интеграция - это бессознательный процесс, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств, упорядочивая ощущения. У детей с РАС, как мы уже о...

Утренний круг» как средство формирования взаимодействия и эмоционального контакта у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Утренний круг» как средство формирования взаимодействия и эмоционального контакта у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...

Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Каждый ребёнок индивидуален, он развивается по своей траектории. Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья не исключение, поэтому дошкольная организация должна так выстроить вза...