Статья: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как условие психолого-педагогической коррекции вторичного дефекта нарушения слуха
статья по коррекционной педагогике

Морозова Марина Александровна

В данной статье рассматривается взаимосвязь развития функций рук и речевой функции. Мелкая моторика рук, выполнявшая все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивала площадь стимулированных участков в коре головного мозга. Параллельно с этим развилась и совершенствовалась речевая функция ребёнка. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Формирует грамматически правильную речь, развивает память, воображение, способствует автоматизации звуков и в дальнейшем подготавливает руку к письму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_morozovoy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как условие психолого-педагогической коррекции вторичного дефекта нарушения слуха

М. А. Морозова,  воспитатель МБДОУ д/с №26

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей – от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих различные отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие, введенное Л. С. Выготским, о структуре дефекта. Первичный дефект, в данном случае — нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от нарушений слуха, и их коррекция оказывается более легкой — так, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но также благодаря чтению и письму [1;с.31].

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить [6;с.60].

Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит  – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев [4;с.32-45].

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

Пальчиковые игры являются чрезвычайно важным средством сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия.

Для развития мелкой моторики руки существует много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Ниже приводим их описание.

1. Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

  1. Органов движения.
  2. Органов познания.
  3. Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук      в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

2. Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.

3. Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

 Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

4. Штампы – работа с одним штампом, работа с карандашом штампом.

5. Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.

6. Бисерография – упражнения с бусинами, нанизывание бусинок на проволоку или нитку,  работа с ниткой мелких бусинок или  бисера.

7. Рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью.

8. Аппликация. В начале работы рекомендуется просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять их на листе бумаги.

9. Лепка из пластилина или соленого теста. Для этого нужно отщипнуть кусочек, надавливать, скатывать пластинки.

10. Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка.

11. Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает детям овладение навыками письма.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров (спецпособий). Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Таким образом,  существует взаимосвязь развития функций рук и речевой функции. Мелкая моторика рук, выполнявшая все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивала площадь стимулированных участков в коре головного мозга. Параллельно с этим развилась и совершенствовалась речевая функция ребёнка. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Формирует грамматически правильную речь, развивает память, воображение, способствует автоматизации звуков и в дальнейшем подготавливает руку к письму.


Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология /Т.Г. Богданова.- М.: Академия, 2002.  –203с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений/ Л.С. Выготский - М., 1982. - Т. 2. -361с.
  3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Том 2. Развитие произвольных движений / А.В.Запорожец.– М.: Педагогика, 1986. –     296с.  
  4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М.Кольцова, М.С.  Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
  5. Королева И.В., Григорьева И.Ф., Петрига Е.В. О нарушениях слуха у детей с расстройствами речи.// Материалы XVI съезда оториноларингологов РФ. - СПб., 2000.
  6. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология"/ А.Н.Леонтьев.-М., 1997.-с.
  7. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга » / А.Р.  Лурия.- М.: 1999.- 503 с.    
  8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Светлова. –  М.: Омса-Пресс, 2001. –    98 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада «Давай, поиграем»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...

проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...

Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями – искусства (музыкой, живописью, скульптурой). И, конечно,...

статья сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Статья по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру...

Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Дошкольный возраст является тем периодом жизни ребёнка, когда можно максимально эффективно повлиять на проц...

СТАТЬЯ. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются з...

Статья: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в наши дни большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное воспитание, она м...