консультация
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ирина Владимировна Стороженкова

Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»

Светлана Юманова 
Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»

"Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к

библиотерапии – сказкотерапияСказкотерапия является самым древним

психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт

передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно

просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто

рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать

вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни.

Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются

основой сказкотерапии.

Выделяют пять видов сказок:

• художественные сказки – это народные и авторские;

• дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного

материала;

• психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение

ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);

• психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл

происходящих событий;

• медитативные сказки создаются для накопления положительного

образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках,

так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического

воздействия.

Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного

материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки,

арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный

образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать

смысл и важность определённых знаний.

Алгоритм дидактической сказки – задания:

1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый

символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать

злые сказочные персонажи (дракон, Кощей, стихийные бедствия (ураган,ливень, тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие

друзей).

3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране

необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного

материала).

При работе со сказками у детей формируется положительная

мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.

Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и

однообразными.

Важнейшее место в организации совместной деятельности по

сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной,

диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию:

выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя

эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит

ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет

возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи.

У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение

рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В

рамках работы по сказкотерапииможно решать и данную проблему:

применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться

сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы

драматизации и использования различных видов театрализованной

деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно

обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж

человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он

представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём

воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время

в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с

показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и

навыков речевой и двигательной выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте

творчеств, а в самом процессе.

Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает

социально – личностный аспект формирования личности ребенка.

Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент

коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти

качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение

ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения

на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл

происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но и опыт общения детей в своих семьях, в группе и т. д. Главное – заронить в

душу ребёнка зерно осмысления«А почему?». Слушая сказочные истории,

составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий

символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть

активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс

переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов

эффективного осуществления социально – личностного развития детей.

Рекомендации по организации и проведению занятий.

Что нужно знать при проведении занятия?

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по

сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть,

расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

2.1. Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях

дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания

по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу

расслабления.

2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность

говорить о своих ощущениях и чувствах.

2.3. Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу,

коллективное единство и сплоченность.

2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями

и создаёт определённую атмосферу во время занятия.

2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через

определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того,

известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим

интересом.

2.6. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные

произведения необходимо варьировать.

2.7. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от

него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет

направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

2.8. Необходимо помнить, что всё,выполняемое детьми: их слова,

движения, даже импровизация (их надо поощрять особо) являются

успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это

выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными,

раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает

лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать,

словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура занятия:

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие

выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/.

3. Расширение / расширить представление ребёнка о чем – либо/.4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новых

качеств личности ребёнка/.

5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/.

6. Резюмирование/ обобщить приобретённый опыт/.

7. Ритуал «выхода» из сказки / закрепить новые знание, подготовить

ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.

Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе

психологического воздействия средство работы с внутренним миром

ребёнка, мощный инструмент его развитияСказка может дать ключи для

того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь

ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически,

воспринимать окружающее.

 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storozhenkova.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»

Подготовила: Стороженкова И.В воспитатель МБДОУ «Д.С №12» г.Сорочинска

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к

библиотерапии – сказкотерапияСказкотерапия является самым древним

психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт

передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно

просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто

рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать

вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни.

Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются

основой сказкотерапии.

Выделяют пять видов сказок:

• художественные сказки – это народные и авторские;

• дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного

материала;

• психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение

ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);

• психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл

происходящих событий;

• медитативные сказки создаются для накопления положительного

образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках,

так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического

воздействия.

Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного

материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки,

арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный

образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать

смысл и важность определённых знаний.

Алгоритм дидактической сказки – задания:

1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый

символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать

злые сказочные персонажи (дракон, Кощей, стихийные бедствия (ураган, ливень, тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие

друзей).

3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране

необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного

материала).

При работе со сказками у детей формируется положительная

мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.

Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и

однообразными.

Важнейшее место в организации совместной деятельности по

сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной,

диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию:

выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя

эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит

ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет

возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

Дошкольный возраст, является сенситивным периодом в развитии речи.

У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение

рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В

рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему:

применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться

сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы

драматизации и использования различных видов театрализованной

деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно

обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж

человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он

представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём

воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время

в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с

показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и

навыков речевой и двигательной выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте

творчеств, а в самом процессе.

Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает

социально – личностный аспект формирования личности ребенка.

Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент

коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти

качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение

ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения

на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл

происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но и опыт общения детей в своих семьях, в группе и т. д. Главное – заронить в

душу ребёнка зерно осмысления: «А почему?». Слушая сказочные истории,

составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий

символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть

активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс

переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов

эффективного осуществления социально – личностного развития детей.

Рекомендации по организации и проведению занятий.

Что нужно знать при проведении занятия?

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по

сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть,

расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

2.1. Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях

дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания

по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу

расслабления.

2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность

говорить о своих ощущениях и чувствах.

2.3. Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу,

коллективное единство и сплоченность.

2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями

и создаёт определённую атмосферу во время занятия.

2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через

определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того,

известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим

интересом.

2.6. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные

произведения необходимо варьировать.

2.7. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от

него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет

направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

2.8. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова,

движения, даже импровизация (их надо поощрять особо) являются

успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это

выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными,

раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает

лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать,

словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура занятия:

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение  вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие

выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

3. Расширение  расширить представление ребёнка о чем – либо.

4. Закрепление - приобретение нового опыта, проявление новых

качеств личности ребёнка.

5. Интеграция - связать новый опыт с реальной жизнью.

6. Резюмирование- обобщить приобретённый опыт.

7. Ритуал «выхода» из сказки - закрепить новые знание, подготовить

ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе

психологического воздействия средство работы с внутренним миром

ребёнка, мощный инструмент его развитияСказка может дать ключи для

того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь

ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически,

воспринимать окружающее.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....