Картотека для работы с алаликами
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)

Картотека создана в помощь логопедам и дефектологам, работающим с детьми с ЗРР, алалией, с комплексными нарушениями и др. В картотеке собран материал известных логопедов практиков Нищевой, ,Архиповой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alaliki.doc900 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Широко открываем рот, громко поём:

  • А-а-а!
  • Как мама укачивает малыша?
  • А-а-а! 

         

Округляем губы, громко поём:

  • О-о-о!
  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
  • О-о-о!

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

  • У-у-у!
  • Как гудит паровоз?
  • У-у-у!

Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

  • И-и-и!
  • Как кричит лошадка?
  • И-и-и!

Дети заблудились в лесу.

Они кричат:

  • Ау! Ау!

Малыш плачет:

  • Уа! Уа!

Ослик кричит:

  • Иа! Иа!

РАБОТА  НАД  ГЛАСНЫМИ  ЗВУКАМИ

Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и опускается по лесенке

(повышение и понижение тона):

  • А-а-а!

-  О-о-о!    И т.д. -        

Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:

  • А-о-у-и!
  • У-а-и-о!   И т.п.

РАБОТА   НАД   ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

Это корова. Корова мычит:                

  • Му-му-му!                                          

                     Как мычит корова?           

               

Это коза. Коза кричит:                        

  • Ме-ме-ме!                                          

                  Как кричит коза?                            

Это кошка. Кошка кричит:                

  • Мяу! Мяу!                                        
  • Как кричит кошка?                          

   

Это овечка. Овечка кричит                                  

      - Бе! Бе! Бе!

- Как кричит овечка? 

Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:      

   - Пи! Пи!

   -  Как пищит цыплёнок?

Это собака. Собака лает:

  •   Ав! Ав! Ав!
  •   Как лает собака?

Это курочка. Курочка кричит:                      

  • Ко! Ко! Ко!                                              
  • Как кричит курочка?                              

Это гусь. Гусь кричит:                              

  • Га! Га! Га!                                                

                     Как кричит гусь?                                   

Это кукушка. Кукушка кукует:              

  • Ку! Ку!                                                    
  • Как кукует кукушка?                              

Это лягушка. Лягушка квакает:    

Ква! Ква! Ква!

- Как квакает лягушка?

Это утка. Утка крякает:

   -  Кря! Кря! Кря!

 - Как крякает утка?                    

Это петушок. Петушок поёт:

-Ку-ка-ре-ку!            

 - Как поёт петушок?

     Мальчик играет на дудочке:                

  • Ду-ду-ду!                                          

             -  Как играет мальчик?                        

Мальчик играет на барабане:              

  • Бум! Бум! Бум!                                  

               - Как играет мальчик?                         

             

Машина гудит:                                    

  • Би-би-би!                                      
  • Как гудит машина?                      

Девочка звонит в колокольчик:

                          - Динь! Динь! Динь!

                         -  Как звонит колокольчик?

Папа стучит молотком                              

  -  Тук! Тук! Тук!

            -  Как папа стучит молотком?

ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ

Мячик упал в воду:                          

             Ах! Ах! Ах!                                      

У мальчика болит зуб:                        

            -    Ох! Ох! Ох!                                     

Девочка качается на качелях:

               - Ух! Ух! Ух!

Миша рубит дрова:

       - Эх! Эх! Эх!

Девочка погоняет лошадку:                          

  • Но! Но! Но!                                                  

          Как девочка погоняет лошадку?                

                 

 Малыш не хочет есть:                                        

  • Не! Не! Не!                                                
  • Как капризничает малыш?                      

Проговаривание слогов

  • НА-НА-НА
  • НО-НО-НО

-    НУ-НУ-НУ

  • НЕ-НЕ-НЕ
  • НИ-НИ-НИ

          -   НЯ-НЯ-НЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как  ушки.  

Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями

Тучки-солнышки (сжать кулачки-это тучки, поднять ручки вверх - это солнышко)

 

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

  • Ляля, Киса, Зая, би-би.

      Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:   Что я убрала?

   Ребёнок отвечает: БИ-БИ. и т.п.

Малыш топает:    

              - ТОП-ТОП-ТОП                            

               -   Как топает малыш?                        

Вода капает.

- КАП-КАП-КАП

- Как капает вода?

Часы тикают

-ТИК-ТАК-

Как тикают часы? 

Часы бьют

-БОМ-БОМ

-Как бьют часы? 

Зайчик прыгает

-ПРЫГ-ПРЫГ.

-Как прыгает зайчик? 

Лошадка скачет

-ЦОК-ЦОК

-Как скачет лошадка? 

        

Погремушка гремит

-ДОН-ДОН

-Как гремит погремушка? 

Мальчик качается на качели

-КАЧ-КАЧ

Мальчик кушает

-НЯМ-НЯМ

Мальчик спит

-БАЮ-БАЙ

Мальчик заблудился в лесу. Он кричит:

  • Папа! Ау!         - Дядя! Ау!
  • Мама! Ау!        - Катя! Ау!
  • Тётя! Ау!          - Нина! Ау!

           Помоги мальчику, покричи вместе с ним.

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

Катя: «А-А-А!»  Ляля  бай-бай!

  • Катя, дай Лялю!
  • Тётя, на Лялю!

   Просим ребёнка повторить. 

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • Это Вова. У Вовы  би-би.
  • Вова, дай би-би.
  • Тётя, на би-би.
  • Мама, на би-би.
  • Папа, на би-би.

Просим ребёнка повторить.

   

Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами.               Ребёнок  поворачивается,  спрашиваем:    

  • Что я поменяла местами?

  Ребёнок показывает и называет.

Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

  • Пошёл зайчик под кусток.

           Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

           Далее проговаривает один взрослый:

  • Поймал белку за хвосток.

           Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

  • Где мама?
  • Где папа?
  • Где баба?  И т.д.

Пусть показывает и называет.

        Подберите фотографии для составления простых предложений:

  • Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме:  мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.Глаголы по теме:  идти, сидеть, пить, есть.

Глаголы повелительного наклонения

Оля, кати.

Ляля, лови.

Тата, иди. 

Ната, мой.

Коля, спи.         

Дима, беги.

Толя, неси. 

Ваня, плыви.

Глаголы третьего лица.

Маша идет гулять

Костя поет «ля-ля—ля» 

Даша моет руки.

Вика возит куклу.

Витя несет сумку. 

Митя едет.

Зина льет воду.

Источники

С.В.Батяева, Е.В. Севостьянова 2Альбом по развитию речи для самых маленьких».

Нищева  Н.В. «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР»

Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста».

Жукова, Мастюкова, Филичева «Преодоление задержки речевого развития»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека для работы по лексическим темам.

В данной картотеке для каждой лексической темы представлены: лексические единицы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и мимическая гимнастика....

Картотека оздоровительной работы

Игры на снятие мышечного напряжения, гимнастика побуждения, физкультминутки...

Картотека. Консультативная работа педагога-психолога с воспитателями.

Карта консультаций для педагогов на основе конкретной ситуации....

Наглядность в работе c алаликами

Файл содержит наглядный материал (З.Е. Агранович), который поможет учителя-логопедам, учителям-дефектологам в работе с алаликами, а так ж е при знакомстве дошкольников со звуками русского яыка, обучен...

Работа с алаликами

информация для логопедов...

Доклад на ГМО Организация логопедической работы с алаликами

Доклад на ГМО Организация логопедической работы с алаликами...

Картотека для работы с алаликами

Картотека создана в помощь логопедам и дефектологам, работающим с детьми с ЗРР, алалией, с комплексными нарушениями и др. В картотеке собран материал известных логопедов практиков Нищевой, Архипо...