"Коррекция дисгармоничного типа воспитания и девиантного родительства в условиях ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Валентиновна Яковлева

Следует помнить, что только в условиях грамотного сотрудничества между родителями, педагогами, психологами, социальными работниками возможно формирование эффективной воспитательной деятельности родителей дошкольника, характеризующейся устойчивостью, непротиворечивостью воспитания, разумной и адекватно предъявляемой системой требований к ребёнку, осуществлением контроля на основе разумной заботы и проявлением по отношению к ребенку любви, принятия, понимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дети являются потенциалом любого общества. От того, насколько благополучным будет их воспитание и обучение, зависит благополучие социума, потенциал будущих поколений. Однако в современном обществе дети являются одной из наиболее уязвимых категорией населения, что связано, в первую очередь, с жизнью семьи и преобладающим в ней типом семейного воспитания. Участились случаи применения неэффективных практик воспитания, искажения родительской позиции, связанные с низкой степенью психологической, социальной и педагогической компетентности родителей и, как следствие, – формированием девиантного родительства.

Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

Согласно мнению социального педагога М.А. Беляевой девиантное родительство – это биосоциальное явление, характеризующееся нежеланием или неспособностью (физической, психической, психологической, педагогической, экономической) индивида выполнять по отношению к родным, приёмным или усыновлённым детям родительских функций в соответствии со сложившимися социокультурными и правовыми нормами.

К семьям, которые чаще всего испытывают разного рода трудности, обостряющие неблагоприятные тенденции реализации родительских функций можно отнести: семьи, в которых нет партнёрства между родителями; деструктурированные семьи с отсутствием эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем; конфликтные, распадающиеся семьи с высоким риском развода; ригидные псевдосоциальные семьи, где преобладает доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других и жёсткая регламентация семейной жизни.

На формирование дисгармоничного типа семейного воспитания влияют:

  • недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка,

возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;

  • низкий уровень сплоченности родителей и разногласия членов семьи в вопросах воспитания детей;
  • высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;
  • ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;
  • завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;
  • неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;
  • повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;
  • недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.

При нарушении детско-родительских отношений искажается характер взаимодействия ребёнка с социумом, основные компоненты, необходимые для успешного, правильного вхождения ребёнка в социум оказываются несформированными. Дети из дисфункциональных семей испытывают трудности в налаживании контактов как со сверстниками, так и со взрослыми. Уход от проблемы или агрессия становятся в данном случае проявлением психологической защиты, которая, очевидно, носит неконструктивный и неадекватный характер.

В научной литературе представлены различные классификации типов семейного воспитания, в содержании которых отражаются взгляды на положительное и негативное влияние семьи в формировании личности ребенка и сохранении его здоровья. Под влиянием той или иной стратегии воспитания у ребёнка формируются определенные модели поведения с другими людьми, а также выстраивается соответствующая система восприятия. Естественным образом иллюзорное, искажённое представление о внешнем мире является следствием дисгармоничного типа воспитания.

В семьях с девиантным родительством доминантными типами семейного воспитания являются гипоопека, гипопротекция, эмоциональное отвержение, воспитание по типу повышенной моральной ответственности или по типу «маленький неудачник»,  жестокое отношение.

Гипоопека или гипопротекция чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (у наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где ребенок не представляет для близких ценности в силу занятости родителей работой или общественной деятельностью, а также нарушения нравственной стороны воспитания. Ребёнок из такой семьи, как правило, выглядит неухоженным, неопрятно одет, часто остаётся голодным, не смотря на материальные возможности семьи. Не создаются условия, обеспечивающие его полноценное развитие. Другой вариант - родительская установка на воспитание характеризуется соблюдением внешних условий: ребёнок одет, обут, накормлен, но при этом его личная, внутренняя жизнь остаётся вне родительских интересов.

Гиперпротекция возникает при завышенном уровне заботы родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка окружают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей. В связи с этим ребёнок не учится преодолевать трудности и заботиться о себе. Данный тип семейного воспитания может быть обусловлен высокой потребностью самого родителя в эмоциональном контакте с ребёнком. Достаточно часто причиной гиперпротекции становится страх одиночества, утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению ребенка. В данном случае родители проявляют излишнюю требовательность, возлагая на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ему трудно справиться в силу возраста. Дети из семей с указанным типом воспитания быстро утомляются и страдают заниженной самооценкой на фоне того, что ими зачастую недовольны. В условиях повышенной моральной ответственности у детей формируется повышенная ответственность за происходящее, обязательность, но вместе с тем и склонность  к невротизации и соматизации психологических проблем, к высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование; искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации развития (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы).

Жестокое отношение чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя. Как правило, образ ребенка искажается родителем, ему приписываются всевозможные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испорченность, эгоизм.

Противоречивое воспитание характеризуется наличием разногласий между членами семьи в применении воспитательных средств. В данном случае  разные члены семьи реализуют одновременно различные типы воспитания. Например, родители, хотя и любят ребенка, могут быть сторонниками строгого стиля воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более «мягкую» позицию и разрешать ребенку делать все, что ему захочется. Такая модель воспитания не способствует формированию у ребенка адекватной оценки своих возможностей и качеств, но влияет на развитие дисгармоничных черт, таких как: хитрость, избалованность, лживость, эгоизм.

Причинами противоречивого воспитания могут также стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи, связанные с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Сюда же можно отнести так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменяются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются.

Авторитарная гиперсоциализация выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе без учёта его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей; на состоянии здоровья ребенка без учета его реальных психофизических особенностей, возможностях и ограничениях. Родители навязывают ребенку свои желания и цели, действуют авторитарно, во всем проявляя свою власть. Испытывая постоянное давление со стороны родителей, ребёнок становится тревожным, неуверенным в собственных силах.

Воспитание в «культе» болезни представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. При таком методе воспитания у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например, простудой. Также у ребёнка формируется  представление о себе как  о слабом, беззащитном, не способном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей, воспитывающих больных детей в неполных семьях. Такие матери создают внутри семьи особую атмосферу абсолютного поклонения ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к близким.

Повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье и неэффективных практик семейного воспитания диктует необходимость разработки конкретных мер для осуществления психолого – педагогической коррекции, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать различные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между родителями и детьми.

Одним из эффективных направлений коррекции детско-родительских отношений в условиях ДОУ является консультативная работа. В рамках рассматриваемой проблемы она предполагает выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям. Целесообразно использовать групповое и индивидуальное консультирование, дающие свои возможности по формированию адекватной родительской позиции, коррекции дисгармоничных типов семейного воспитания и гармонизации детско – родительских отношений.

Групповое консультирование. Как правило, оно происходит на родительских собраниях. Психолог информирует родителей об общих особенностях группы ДОУ и психологических  особенностях данного возрастного этапа  развития. Такая деятельность является  важным компонентом в работе, направленной на формирование адекватной социальной ситуации развития дошкольников. Полученная информация позволяет родителям осознать, что происходит с ребёнком на данном этапе; решить как строить с ним  отношения.

Индивидуальное консультирование родителей. При реализации данного консультирования важно выяснить позицию семьи по вопросам воспитания, обсудить проблему с педагогами, и только потом выявить стратегию сотрудничества и составить рекомендации по воспитанию детей в семье. Следует учитывать особенности личности родителя, ее зрелость, деловую активность; национальные и культурные традиции семьи; особенности личности ребенка, его соматическое и психическое здоровье, положение в семье; семейную ситуацию в настоящее время; особенности супружеских отношений (удовлетворенность/ нарушение). Такой подход обусловлен тем, что встречаются ситуации, при которых родители имеют свою точку зрения, отличную от педагогической, что провоцирует их на принятие оборонительной позиции и может стать причиной агрессивной реакции.

Весь процесс психологического  консультирования родителей в ДОУ  можно представить в виде последовательности  основных этапов консультирования, каждый  в которых в ходе консультирования по-своему необходим.

Консультативная работа должна выстраиваться так, чтобы родитель принял право ребёнка быть таким, какой он есть, не искал в нём пороки и недостатки, признал его позицию.  При  организации консультирования  с родителями дошкольников важно:

- получить возможность проведения коррекционной работы  с семьёй в полном объёме;

-достичь в определённой степени адекватного отношения к проблеме;

- помочь родителям найти правильную стратегию воспитания и развития ребёнка, согласующуюся с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки выбранного ими типа воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности. Отсутствие компетентности в вопросах семейного воспитания, отсутствие знаний о закономерностях развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, не позволяет родителям четко представить цели семейного воспитания и оптимальные пути достижения этих целей. Психологически неграмотные родители воспитывают собственных детей подобно тому, как воспитывали их самих, не учитывая современную социальную ситуацию развития, пользуются стихийными источниками информации – советами друзей, соседей. Кроме того, родители часто не владеют ключевыми навыками решения конфликтов в семье, достижения договоренности, грамотного воспитания, не находят разумного баланса между любовью и дисциплиной, жесткостью и мягкостью. Им негде получить помощь на теоретическом, бытовом, а также прикладном уровне.

Поэтому в рамках консультативной работы необходимо проводить работу, направленную на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей происходит посредством формирования у них знаний о психофизиологических особенностях ребёнка, закономерностях его развития и воспитания в разные возрастные периоды; об уходе за детьми, включающем в себя личную гигиену, здоровье и питание. Следует также пополнять знания родителей о способах и приемах общения с детьми в ходе воспитательного воздействия: методах словесного воздействия (побуждение, убеждение, увещевание, принуждение), методах контроля, наглядного показа, поощрения, наказания. Важно обогащать знания в сфере семейных взаимоотношений, взаимовлиянии членов семьи друг на друга и знания в сфере мировоззренческого характера, касающиеся образа жизни семьи, ее духовных ценностей, правил поведения, ответственности каждого, досуга и развлечений, хобби, семейных праздников и т.д.

В условиях дошкольного образовательного учреждения данное направление подкреплено сотрудничеством педагогов и родителей, которое позволяет лучше узнать ребёнка, выявить характер детско-родительских отношений и направить общие усилия на гармоничное развитие ребёнка, повышение эффективности его воспитания в семье. Информационные стенды в коридорах детского сада и в раздевалках при каждой группе, также способствуют психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их внимания к жизни ДОУ и участию в ней. Чтобы предлагаемая информация служила основным целям, она должна быть изложена доступно, кратко, иллюстративно (с большим количеством фотографий из жизни детей), освещать основные особенности ДОУ, линии развития.

Активизации психолого – педагогических знаний родителей и выработке у них психолого – педагогической компетентности по вопросам воспитания способствует проведение тренинговых занятий. Психологический тренинг – это специально разработанный комплекс мероприятий, содержательная основа которых представляет собой игровые задания, игры и упражнения, ориентированные на обучение навыкам поведения, развитие личности, а также коррекцию дисгармоничных свойств личности.

Тренинговые занятия включают в себя:

  • игровую терапию: игры и упражнения, психогимнастику, ролевые игры, упражнения на познание себя;
  • арттерапию - работа с рисунком, визуализация образов, составление коллажей;
  • музыкальную терапию – музыкальная импровизация, групповое музицирование, музыкальные разминки и театрализованные игры.

Данная форма работы позволяет активно использовать на занятиях информационно-коммуникативные и технические средства обучения: компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр, видеопроектор, что способствует повышению заинтересованности родителей в совместной работе специалистов дошкольного учреждения с ними.

Традиционная структура тренинговых занятий:

  1. Ритуал приветствия - способствует сплочению участников, созданию благоприятного эмоционального климата.
  2. Разминка - выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. При выборе разминочных упражнений учитываются задачи предстоящей деятельности; выбираются упражнения, позволяющие установить контакт, активизировать членов группы.
  3. Основная часть (игры, задания) - как правило, представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. В данном случае следует использовать упражнения, которые позволят родителям и детям получить обратную связь друг от друга, расширить представления о себе, развить умение понимать другого, выражать свои чувства.
  4. Рефлексия - предполагает оценку занятия участниками, обсуждение, что понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным. Участники оценивают своё эмоциональное состояние.
  5. Ритуал прощания - способствует смысловому завершению занятия.

Целесообразно также использовать домашние задания, позволяющие помнить о главной цели занятий, проработать то, что уже удалось уяснить.

Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, учатся видеть его достоинства, учатся взаимодействовать, сотрудничать с ним в различных игровых ситуациях, вместе приходить к решению важных вопросов.

В процессе работы ребенок также начинает воспринимать родителей как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение дает ребенку возможность заручиться родительской поддержкой, правильно оценить себя, что является главным фактором формирования адекватной самооценки.

Следует помнить, что только в условиях грамотного сотрудничества между родителями, педагогами, психологами, социальными работниками возможно формирование эффективной воспитательной деятельности родителей дошкольника, характеризующейся устойчивостью, непротиворечивостью воспитания, разумной и адекватно предъявляемой системой требований к ребёнку, осуществлением контроля на основе разумной заботы и проявлением по отношению к ребенку любви, принятия, понимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в семьях с разным типом воспитания.

Проблема общения младших школьников со сверстниками и взрослыми тради­ционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологи­ческой помощи детям....

Статья. Коррекционно-развивающая работа с детьми при дисгармоничном развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами в условиях дома ребенка.

Гиперкинетические расстойства у детей одна из наиболее острых проблем. К внешним проявлениям относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.  Актуальной проблемой де...

Типы воспитания детей в семье

Консультация для родителей...

Семейные типы воспитания

Значение семейного воспитания в развитии ребенка трудно переоценить: семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека. Данная статья по...

Презентация для родителей "Типы воспитания"

В презентации даны описания всех типов воспитания и как они оказвают влияние на развитие ребенка....

Коррекция стилей семейного воспитания в условиях детского сада

В статье представлены результаты исследований  методики "Рисунок семьи", опросник "Анализ семейных взаимоотношений " Э.Г. Эйдеммилера и методика "Взаимодейстие родитель -...