Типы воспитания детей в семье
консультация на тему

Сапожникова Наталья Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_vospitaniya_detey_v_seme.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Типы воспитания детей в семье

Наверно, невозможно перечислить все типы воспитания и их нюансы, влияющие негативно на психику ребенка, но ряд из них мы все-таки напомним. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребенком. Ведь если он сегодня всего лишь навсего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.

                                                                  Кумир семьи

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг… и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется – ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения… Вернее – «пуп земли» и «центр Вселенной»… Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка – закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться. Родители освобождают его от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь. Ну а пока такой ребенок практически не адаптируется к дошкольным учреждениям, где если он и выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Над ним висит дамоклов меч психического дискомфорта. Своими методами воспитания вы культивировали это.

                                                                         Гиперопека

Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о « сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней во время кризиса трех лет. Ему нет смысла бунтовать, отстаивая «Я-систему». Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Малыш привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей и «разработали» ее маршрут, невольно превратясь в диктаторов. Под «пресс-контролем» их малыш теряет индивидуальность, напоминая робота. Довольно часто родители возносят ребенка, как кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Малыш загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. Он в самом деле неповторим… и, веря в это, малыш возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи:гиперопека ведет к безмолвию, лишает творческого начала. Жизнь по подсказке – существование. Такие дети, уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе.

Гипоопека

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой малыш не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребность вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

                                                                 Безнадзорность

Пожалуй, безнадзорность – это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяется даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родители забыли, что он есть. Он может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадется ему под руку. Такому ребенку грозит задержка в развитии, и он в дальнейшем может быть психически неполноценным.

                                                              «Ежовые рукавицы»

Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют, ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так – ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребенок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно с бурными реакциями протеста.

                                                        Воспитание по типу «Золушки»

Наверное, в целом мире нет родителей, которые не знают сказку «Золушка»,поэтому нетрудно догадаться, что значит воспитание по типу «Золушка». В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей, гораздо лучшим детям. Ребенок делает все от него возможное, чтоб походить на идеал родителей. Он угождает им, предупреждает их желания. Но кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе не знает других чувств. Родители обычно вспоминают о нем тогда, когда необходимо его чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу. Малыш страдает и не знает, как себя вести. Такие дети, вырастая, часто «мстят» родителям за далеко не «золотое» свое украденное детство.

                               Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи малыша родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои неоправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать хотя бы в детях. И малыши должны играть на скрипке, учить английский, писать и читать, едва родившись, чтобы оправдать тщеславие родителей.

                                                        Воспитание « в культе болезни»

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда малыш болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что вдруг ребенок внезапно заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Такой ребенок – маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Он ждет сочувствия от всех.Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь – участь слабовольных и изнеженных людей.

Противоречивое воспитание

Об этом типе воспитания мы говорим, когда в одной семье, в одной квартире родители плюс бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь только собственными методами воспитания, противоречащими по обыкновению, друг другу и, словно Лебедь, Рак и Щука, тянут малыша одновременно в разные стороны, чтобы в конце концов перетянуть. Втакой семье малыш не в состоянии усвоить, что можно ему делать, что нельзя. И, разрываясь между всеми, ему непонятно, кому необходимо угождать. Обычно это способствует развитию невроза.

                                                    Воспитание по типу «кронпринца»

Такой тип воспитания культивируется в довольно обеспеченных, богатых семьях. Отдав самих себя карьере, родители, к сожалению, не могут заниматься собственным ребенком. Вся жизнь их расписана буквально по часам. Им трудно выкроить минуту, чтобы немного поиграть с малышом, узнать о том, что его беспокоит или что ему хочется. И недостаток своих чувств они обычно компенсируют искусственной родительской любовью – одаривая и задаривая малыша. Ребенок окружен дорогими подарками, он с малолетства обладает тем, что многие не в состоянии купить, работая всю жизнь. Наверное, при первой же возможности многие из них отдали бы все краски мира за серую, обыденную жизнь детей в обычных семьях, с обычной мамой и папой, чтобы им, как всем, можно было делиться радостями и печалями с родителями, чтобы они, как все, могли бы в воскресенье, с мамой и папой пойти в гости, в парк, а может быть на речку, чтобы они, как все… Но их родители не могут быть, как все. И поэтому не в силах отыскать причину недовольства своего ребенка, ведь перед ним открыты все дороги. И разве смысл родительства не в этом? Поэтому, когда «кронпринцы», повзрослев, своей безвольностью и нерешительностью губят все, что подготовлено для них, или способны вдруг протестовать против проторенного, чтобы идти своей дорогой, родителям не понятно, почему их ребенок бесцветный, не оправдал надежд, хотя они всю свою жизнь потратили на это.

                                                             Смена образцов воспитания

Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появление новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился. Малыш не в состоянии отвыкнуть от того, к чему привык, никак не адаптируется к перемене и в результате начинает яростно протестовать.

Вы познакомились лишь с наиболее распространенными из типов неправильного воспитания детей, хотя на самом деле их не перечесть. Мы часто пользуемся ими, не догадываясь, как они отражаются на психике ребенка, и сами же способствуем обычно неврозу своих же собственных детей. Нередко сами мы являемся источниками стресса, психического дискомфорта малыша, а ищем причину где-то извне и, бегая по разным специалистам, пытаемся ее хоть как-нибудь понять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование родителей.Тема: "«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»

Все родители признают существование экологических проблем, сами знают правила поведения в природе, но не многие знакомят с ними своих детей, очень мало читают книг о природе дома и все согласны с реше...

Воспитание детей в семье. Типичные ошибки в семейном воспитании.

Ошибки, которые родители допускают при воспитании ребенка, можно условно разделить на два типа:...

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...

Презентация "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Данная презентация поможет воспитателям более ярко и достоверно раскрыть для родителей тему: "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II  - пример для воспитания с...

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...