МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.
статья по коррекционной педагогике

В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekmendatsii_vospitatelyam.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

  1.  Воспитатель, работающий с дошкольниками, имеющими нарушение зрения должен хорошо знать диагностические данные воспитанников группы (острота зрения, этап лечения, особенности восприятия, сопутствующие нарушения, психофизические и поведенческие особенности). Эти знания ему должны предоставить специалисты: тифлопедагог, психолог, логопед.
  2.  Рассаживать детей на занятии воспитатель должен только после согласования с тифлопедагогом и врачом-офтальмологом. Пересаживать детей необходимо с учетом работоспособности ведущего глаза. Если ребенку сделали атропинизацию, воспитатель дает минимальную зрительную нагрузку при работе, ребенок работает устно.
  3.  В утреннее время, до 11 часов, лучше использовать наглядный материал ахроматичных цветов. Занятия по изобразительной деятельности проводить лучше во вторую половину дня до 16.00 - 16.30, в зависимости от времени года. Если на занятиях в первой половине дня используется цветной наглядный материал, то воспитателю необходимо продумать фон, на котором он демонстрируется, необходимо обвести контур предметного изображения, использовать яркие контрастные цвета при выборе демонстрируемого объекта.
  4.  Воспитатель при первичном знакомстве детей с объектом или предметом должен жестом, движением, сопровождая словом -помочь показу.
  5.  Желательно, чтобы па каждом этапе занятия воспитатель оценивал и подчеркивал положительные стороны деятельности и самостоятельности ребенка.
  6.  Воспитатель, использую на занятии и в свободной деятельности дидактические игры, подбирает их с учетом рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога. Тифлопедагог, работающий на группе, помогает воспитателю подготовить дидактические игры соответственно зрительному диагнозу ребенка и этапа лечения, а также для закрепления знаний.
  7.  При знакомстве детей с сюжетным изображением, воспитатель должен использовать 2-3 одинаковые картины, для постепенного введения и знакомства с предметной наполняемостью сюжетного изображения (на первой картине последовательно закрываются второстепенные персонажи, в дальнейшем они открываются).
  8. Сюжетные изображения, предметные картинки, используемые на занятиях

воспитателем должны быть яркими, четкими, при необходимости нужно обвести контур изображения черным цветом. Демонстрируемый материал должен быть. доступным. понятным и соответствовать возрасту детей, имеющих нарушение зрения.

9. При размещении объекта на доске, фланелеграфе воспитатель должен следить, чтобы демонстрируемый материал не сливался в единую линию, пятно и хорошо выделялся по отдельности.

10. При анализе детских работ воспитатель не должен располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам: в младшем возрасте по 2- 3 объекта, в среднем возрасте 3-4 объекта, в старшем возрасте по 5 - 6 объектов.

  1.  Воспитатель должен подготовить эталоны, образцы с учетом состояния зрительных функций и остроты зрения воспитанников. При необходимости детям с низкой остротой зрения помимо образца на доске дают индивидуальные эталоны на вертикальной подставке на рабочем столе. При рассматривании объемных предметов такому ребенку обязательно нужно дать возможность тактильно обследовать предмет.
  2.  Воспитателю необходимо при первичном ознакомлении детей с объектом или предметом снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия и осмысления.
  3.  Воспитатель должен позволять детям не вставать при ответах, а также подходить к объекту или предмету, предметному изображению и т.п. в процессе занятия.
  4. Воспитатель должен следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места во время и вне занятий. Детям, имеющим низкую остроту зрения допустимо менять позу так, чтобы возможно было качественно рассмотреть предлагаемый предмет.

15. В течение занятия воспитатель должен проводить физкультминутку и зрительную гимнастику. При выполнении физкультминуток и зрительной гимнастики он должен учитывать рекомендации врача-офтальмолога и тифлопедагога.

16. На праздниках, досугах детям можно снимать окклюзию для полноты восприятия. Если в подвижных играх воспитатель использует мяч, упражнения на координацию, равновесие, если дети будут заниматься лазанием окклюзию тоже можно снять, для того чтобы ребенок ощутил движения своего тела. Исключение составляют дети, готовящиеся к операции и имеющие большой угол косоглазия. Решение о возможности снятия очков на праздниках и досугах, физкультурных и музыкальных занятиях принимает врач-офтальмолог.

17. Воспитателю, для того чтобы заинтересовать детей на занятии, необходимо использовать игры и игровые упражнения, использовать сюрпризные моменты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗРИТЕЛЫ ЮЙ ГИМ11 АСТИ К И С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ

ЗРЕНИЯ.

        - Демонстрируемый материал должен быть крупным (но не очень

большим), ярким.

- Показ предмета осуществляется в медленном темпе, для того, чтобы ребенок успел до конца проследить за его движением.

- Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой воспитателя и окружающей обстановки.

- Дети с низкой остротой зрения располагаются ближе к педагогу, чем остальные дети.

- Зрительную гимнастику можно сопровождать словесной инструкцией, стихами, показом указкой.

            - Обязательно отмечать желание, старания и результаты детей.

- Подбор упражнений для зрительной гимнастики осуществляют тифлопедагог совместно с врачом-офтальмологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".

В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией.  Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....

РЕФЕРАТ Коррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.

РЕФЕРАТКоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения....

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимули...

Рекомендации воспитателям по работе с детьми с нарушением зрения

Воспитателям следует учитывать рекомендации учителя - дефектолога (тифлопедагога) по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания, разввития и обучения д...

Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в работе с детьми, имеющими нарушение зрения

Для детей с нарушением зрения социально-бытовая ориентировка является эффективным средством социализации и адаптации детей в окружающих их мире и социуме, так как зрительные патологии мешают в полно м...