«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

В статье описывается опыт проведения "Литературной гостиной" в с детьми среднего и старшего дошкольного  возраста. Раскрываются особенности подбора литературного материала и организации данной формы работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohlopkova_t.n.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Охлопкова Тамара Николаевна

Учитель-логопед

ОГКОУ Шуйского детского дома

  1. Актуальность темы.

  «Поэзия постоянно присутствует в жизни взрослого человека, помогая выразить эмоциональное  состояние, переживания. Стихи – наши  помощники–«психотерапевты» в минуты радости и минуты переживания. Без них наша жизнь была бы… обыденной…»(1, с.5)

  К сожалению, потребность в чтении литературных текстов и стихов у детей и подростков снизилась. Во многом виной этому - общение в социальных сетях, где снижается ценность художественного слова: часто используются сокращения и сленг. Еще одна причина - обеднение речи взрослых.

  По мнению психологов привить любовь к книге и чтению возможно только до девяти лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Поэтому в условиях детского дома задача по воспитанию интереса к поэзии и литературе ложится на плечи педагогов. 

  Как же добиться того, чтобы стихи и в жизни детей занимали не последнее место?

  В поисках путей повышения интереса к стихотворным произведениям мы пришли к идее создания литературной гостиной.

  2. «Литературная гостиная» как форма организации художественно-творческой деятельности детей.

  Даная форма организации литературного досуга широко применяется в школах, мы попробовали адаптировать её к условиям дошкольного учреждения.

  Гостиная – это форма непринужденного, дружеского общения участников в соответствии с темой. Предметом обсуждения литературной гостиной становятся вопросы поэзии и искусства, т.к. эти области общественной жизни тесно связаны.

  Цель литературной гостиной - прививать любовь к родному слову, способствовать раскрытию творческих способностей, содействовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами.

  3. Принципы организации литературной гостиной в условиях детского дома.

  Для того, чтобы данная форма  организации деятельности детей имела наибольший эффект, необходимо соблюдение некоторых правил, учет нюансов, которые бы отличали данное мероприятие от привычных развлечений и утренников.

  Итак, основные принципы организации литературной гостиной таковы:

    1) оформление помещения в стиле «гостиной» - комнаты для приема гостей.

  Стулья расставляются полукругом, чтобы участники видели друг друга. Стол накрывается скатертью, выставляются свечи, книги в соответствии с тематикой, портреты поэтов. Педагог выступает в роли хозяйки гостиной. Очень важно создать атмосферу доброжелательности и душевности.

    2) в течение учебного года планируется три встречи (осень, зима, весна).

    Слишком частые «встречи» снижают интерес, становятся обыденными. Кроме того, такие мероприятия требуют тщательной (но не утомительной!) подготовки и предварительной работы. В противном случае не получим чувства радости от ожидаемой встречи.

    3) тематика и репертуар отбирается

       - в зависимости от речевых, интеллектуальных  и возрастных  возможностей детей;

       - с учетом общественно значимых  проблем;

       - с учетом сезона проведения встречи.

    Так, это может быть встреча, посвященная творчеству А.Л. Барто, если к ней готовятся дети младшего или среднего дошкольного возраста. В год юбилея А.С. Пушкина дети старшей и подготовительной школы группы погружались в атмосферу творчества этого поэта. Чтобы привлечь внимание детей к красоте родной природы, отбираются стихи поэтов об определенном времени года, например, о зиме.

4. Этапы работы

  1) планирование

     В начале учебного года с учетом контингента детей, годового плана работы учреждения намечаем сроки проведения литературной гостиной.

  2) отбор литературных произведений – это следующий этап. При отборе ориентируемся на возрастные, речевые и интеллектуальные возможности детей, а также на значимые события окружающего мира.

  3) отбор атрибутики, видео- и аудиоряда

    Это очень важный этап. Именно предметное окружение, зрительные картины и образы, музыка и театральные шумы создают атмосферу, усиливают  впечатление от литературного произведения. Умелое применение музыки, художественного оформления положительно сказывается на понимании дошкольником поэтического произведения, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в нем

  4) подготовительная работа с детьми: разучивание текстов, работа над выразительностью речи

    Самый длительный по времени этап. Работа ведется индивидуально. Вместе с ребенком раскрывается смысл слов и выражений, характер произведения и, как следствие, интонация, с которой следует его декламировать. Обращается внимание на такое качества стиха как звукопись (конечно, это понятие не дается детям, но подчеркивается, что, например, в стихотворении о соловье часто встречается звук «с», и от этого кажется, что это оно похоже на песенку птички).

    Т.к. у детей часто возникают трудности с запоминанием  текста, используем различные приемы:

    -«Рассказываем стихи руками»: опора на жесты;

    -«Доскажи словечко»: договаривание ребенком строки;

    -рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдение за объектами и явлениями;

    - применяем графическое моделирование;

    - используем инсценировки и драматизации сюжета произведения.

  5) собственно встреча в литературной гостиной

       В назначенный  день все участники собираются в «гостиной». В нашем случае  это музыкальный зал,  точнее его  часть, декорированная в соответствии с темой и духом «гостиной».

5.Алгоритм проведения

    1) встреча гостей хозяйкой.

    2) объявление темы.    

      Это может быть загадка, просмотр видеоролика, прослушивание стихотворения в исполнении актеров театра и кино (в записи) или чтение литературного произведения самим педагогом.

   3) беседа с детьми в рамках темы встречи (о событии или явлении, которому она посвящена; о поэте или авторе).

   4) знакомство с творчеством поэта(поэтов) в рамках тематики.

  Приглашение детей к исполнению стихов (при этом используется подходящая музыка, атрибутика, элементы драматизации), прослушивание песен на стихи поэта, просмотр иллюстраций или отрывков радиопостановок по мотивам творчества писателя. Очень важно создать атмосферу непринужденности, отмечается каждый ребенок, поощряется его стремление продекламировать стихотворение.

  5) завершение встречи.

  В конце мероприятия педагоги вместе с детьми рассматривают подборку книг, тематическую выставку рисунков или создают творческий продукт: панно, картину в соответствии с темой встречи. Понравившиеся книги дети берут в группу и продолжают знакомиться с произведениями вместе с воспитателем.

6. Выводы.

  По нашим наблюдениям детям интересны подобные неформальные встречи. Они раскрепощают малышей, повышают интерес к процессу разучивания стихов, прививают интерес к книге, положительно сказываются на речевом развитии, дарят тепло общения, воспитывают эстетический вкус и общую культуру человека.

Литература:

1.Викторова О.В.

Речевое мастерство учителя: Особенности работы с поэтическим словом: Учеб.-методич. Пособие в 3 ч. Ч.3/О.В.Викторова. – М.: ГАОУ ВПО МИОО,2012 – 104с.

2. Интернет-источники https://econet.ru/articles/122089-kak-privit-rebyonku-lyubov-k-chteniyu-4-metoda

3. Интернет-источники https://dia.su/10_120619_studopegostinaya-kak-kulturno-rekreatsionnaya-programma.html