Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви и интереса к художественному слову
статья

Спиридонова Т.А

Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст  (или вести рассказ своими словами) и одновременно показывать картинки. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что дети видят на них. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие — это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов, народных потешек, песен необходимо проводить с детьми третьего года жизни, где особенно важно систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно слушать, понимать и самостоятельно рассказывать.

Методика художественного чтения и рассказывания детям раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_sovmetnaya_deyatelnost.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви и интереса к художественному слову»

Подготовила воспитатель: Спиридонова Татьяна Александровна

«Красота родного края, открывающаяся, благодаря сказке, фантазии, творчеству –

это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и

восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В.Сухомлинский

 

Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература. Детские книги играют важную роль в процессе речевого, познавательного, личностного развития ребёнка. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения к чтению книг.

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы  определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Как результат, уже младшие школьники не любят и не хотят читать.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, пополнения словарного запаса ребенка, выработки навыков эффективного общения, а на этой основе - усвоения языка.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, знакомится с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость; его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. С художественной литературой связываются большие возможности развития образного мышления, внимания, воображения, памяти, любознательности, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Новизна в работе по приобщению дошкольников к книгам заключается, в правильном подборе удачно подобранных и  необычных приёмов и методов, основанных на игровой мотивации:

– организация рассуждения в слух о прочитанном;

– графическое и словесное рисование.

– словесное рисование эпизода;

– драматизация;

– творческая литературная игра ;

– активная работа с детской книгой;

– работа по организации и выставки книг.

Цель:

Повысить уровень познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей на основе приобщения детей к художественной литературе через разнообразные формы работы.

Для достижения цели нами были поставлены образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательные:

– формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

– формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах , об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

– выработать правильное отношение к книге и чтению;

Развивающие:

– развивать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;

– развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

– развивать поэтический слух.

Воспитательные:

– воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг;

– воспитывать интерес к художественной литературе,

– воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;

– воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст  (или вести рассказ своими словами) и одновременно показывать картинки. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что дети видят на них. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие — это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов, народных потешек, песен необходимо проводить с детьми третьего года жизни, где особенно важно систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно слушать, понимать и самостоятельно рассказывать.

Методика художественного чтения и рассказывания детям раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Основными методами являются:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы, заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Типы совместной деятельности:

  1. Чтение и рассказывание одного предложения.
  2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
  3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

  1. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф.

Объяснение незнакомых слов при чтении — обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. 

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

  • В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель — обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова.
  • Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.
  • В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Но нужно учесть, что чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения. Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения для лучшего усвоения его этического и эстетического содержания, непроизвольное усвоение языка (речи).

Дети ясельного возраста   знакомятся  с произведениями устного народного творчества, в которых основной мотив многократно повторяется. Это сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Козлята и волк», «Маша и медведь», «Коза-дереза» и др.  Читая (рассказывая) во 2-ой младшей группе уже знакомую детям сказку «Колобок», надо постараться, чтобы дети запомнили песенку колобка, а для этого надо повторяться. При этом, естественно,  усваиваются и интонации персонажей.

Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна. Дошкольники любого возраста любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в различные занятия по развитию речи, в литературные   развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

- выразительное чтение воспитателя;

- беседа о прочитанном;

- повторное чтение;

- рассматривание иллюстраций;

- объяснение незнакомых слов.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.

Дошедшие из глубины веков потешки, заклички (небольшие песенки), приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.  Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

С целью ознакомления родителей с художественной литературой   проводятся  родительские собрания, консультации, анкетирования, составляются папки раскладки,    направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.

Подводя итог, можно отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить любить сам процесс чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе режимных моментов «Подготовка к прогулке» с использованием художественного слова

Конспект совместной деятельности педагога с детьми  «Подготовка к прогулке»  с использованием художественного слова...

Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста

Статья о воспитании интереса к художественному слову у детей старшего дошкольного возраста...

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье описывается опыт проведения "Литературной гостиной" в с детьми среднего и старшего дошкольного  возраста. Раскрываются особенности подбора литературного материала и организации...

Тема: « Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви и интереса к художественному слову»

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы  определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевиз...

"Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви к родному слову"

Ежегодное обследование детей показывает, что из 100% детей 80% - это дети с речевыми нарушениями и всего 20% - дети, у которых речевое развитие соответствует возрастной норме. В современном обществе л...

Выступление на педагогическом совете "Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой"

Выступление на  педагогическом совете "Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой"...