"Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви к родному слову"
консультация по развитию речи

Яковлева Любовь Валерьевна

Ежегодное обследование детей показывает, что из 100% детей 80% - это дети с речевыми нарушениями и всего 20% - дети, у которых речевое развитие соответствует возрастной норме. В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладение языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sovmestnaya_deyatelnost_v_dou.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                                        Доклад

Тема: «Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию  любви и интереса к родному слову»

                                                 

Ежегодное обследование детей показывает, что из 100% детей 80% - это дети с речевыми нарушениями и всего 20% - дети, у которых речевое развитие соответствует возрастной норме. В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладение языком.

Исходя из данной проблемы, актуальность приобретает такая цель, как интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями, успешность которой зависит от эффективного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Совместная деятельность таких специалистов, как: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, поможет создать единый и качественный подход к обучению и воспитанию детей, по всем образовательным областям, в особенности к «Речевому развитию» и «Социально-коммуникативному развитию».

Задачи взаимодействия:

- разработка алгоритма взаимодействия специалистов ДОУ;

- разработка совместного тематического плана на основе единых лексических тем;

- организация предметно-пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

- внедрение в образовательный процесс современных коррекционных и образовательных технологий, способствующих развитию интереса к родному слову;

- повышение уровня профессиональной компетентности специалистов.

                                     Формы взаимодействия специалистов

- Тематические педагогические советы

- Мини-педсоветы, с участием воспитателей конкретной группы, которые посвящены анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому ребёнку;

- Семинары-практикумы по воспитанию у детей интереса к родной речи;

- Посещение интегрированных занятий и других видов детской деятельности с целью обогащения собственного опыта;

- Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые с целью повысить их педагогическую компетенцию в вопросах речевого развития детей.

        Алгоритм взаимодействия специалистов ДОУ по речевому развитию детей

                                            Диагностико-проектировочное направление

В рамках диагностико-проектировочного направления каждый специалист ДОУ обследует ребёнка по своему профилю, выявляет особенности и трудности в его развитии. После этого этапа, все характеристики объединяются в комплексную оценку актуального уровня развития ребёнка. В перспективе – выстраивание всей системы коррекционно-воспитательной работы.

                                         Коррекционно-воспитательное направление

В рамках коррекционно-воспитательного направления происходит реализация индивидуальных и групповых программ. Взаимодействие специалистов в данном направлении предусматривает реализацию комплексного тематического планирования, состоящего из:

- непосредственно-образовательной деятельности;

- взаимодействие воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие родителей с детьми.

В  непосредственно-образовательной деятельности каждого специалиста ДОУ должны быть отражены коррекционно-речевые задачи, которые он решает в рамках той или иной лексической темы. В данном случае структура взаимодействия позволяет решить ряд речевых задач:

- активизация и обогащение словаря;

- отработка правильных грамматических конструкций;

- воспитания навыков связной речи;

- совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия;

- закрепление правильного произношения звуков речи.

- овладение различными речевыми моделями, простыми и сложными (ответы одним словом, словосочетанием, сложными предложениями).

Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование, аппликация) создают условия для развития навыков общения, т.к. совместное выполнение коллективной работы провоцируют оживлённые диалоги со сверстниками. Поэтому такие занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой активностью (которые говорят, но испытывают эмоциональную зажатость в разговоре со сверстниками и взрослыми).  В данном случае необходимо поддерживать и поощрять речевую активность детей.

Важна и самостоятельная деятельность детей при непосредственной работе в группе с воспитателем. Самостоятельная деятельность детей или под руководством взрослого является преобладающей и  создаёт условия к речевой деятельности со сверстниками (в сравнении с непосредственно-образовательной деятельностью, где время чётко регламентировано).

                                          Взаимодействие родителей с детьми

Родители по праву являются участниками образовательного процесса и могут полноценно участвовать  в коллективном обучении своих детей, наравне со специалистами ДОУ.

Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется логопедом и регулируется педагогами в форме рекомендаций по изучаемым темам:

- речевые игры и упражнения;

- загадки;

- составление описательных рассказов;

- беседы по картинкам и на личные темы;

- чтение художественной литературы.

Заключение:

Взаимодействие всех структурных компонентов служит фундаментальным средством стимуляции ребёнка к речевой деятельности и интересу к родному слову, и предусматривает проведение итоговой диагностики для сравнения достижений. Повышение уровня профессиональной компетенции специалистов ДОУ в плане коррекционно-речевого развития, предполагает освоение ими следующих особенностей коррекционо-образовательной работы:

- основные закономерности развития речи детей от 0-7 лет;

- особенности психо-речевого развития речи детей с логопедическими проблемами;

- основные типы и свойства темперамента детей;

- задачи коррекционной работы с детьми каждого специалиста;

- последовательность изучения лексических тем каждого специалиста в отдельности.

Качество работы по развитию речи и интереса к родному слову в целом, целиком зависит от слаженности всех специалистов ДОУ, а так же родителей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина – город или деревня, где он родился. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии и...

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формиро...

Тема: « Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви и интереса к художественному слову»

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы  определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевиз...

Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви и интереса к художественному слову

Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст  (или вести рассказ своими словами) и од...

Буклет для родителей по музыкально-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному краю у ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОУ»

Чувство любви к Родине  закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...