Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)
статья (старшая группа) на тему

Супруненко Ольга Михайловна

В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина – город или деревня, где он родился. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, обучение, предметную деятельность, общение, труд, свойственные дошкольному возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

   Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к родине.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

   Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть гражданином, патриотом, значит быть интернационалистом, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества, принадлежать стране, где родился, и к её гражданам. Это сложное чувство возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

   В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина – город или деревня, где он родился. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, обучение, предметную деятельность, общение, труд, свойственные дошкольному возрасту.

   Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…);
  • везде соблюдаются традиции;
  • Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники.

   В этой связи с детьми проводится ряд мероприятий, в частности:

  • занятия по ознакомлению детей с родным краем, городом; рассказ воспитателя, родителей детей о родном городе; разучивание песен и стихов;
  • чтение художественной литературы; рассматривание картин, иллюстраций, фотографий о городе;
  • тематические встречи и праздники, например, с поэтами – земляками Рычковой Л.В., Жемчуговой Т.В., Зеленковой С.М.;
  • беседы о выдающихся земляках (дзюдоист Олег Мальцев, боксёр Шамиль Мальсагов);
  • целевые прогулки и экскурсии к памятным местам, по улицам, носящим имена героев Великой отечественной войны (ежегодно старшие дошкольники возлагают цветы к мемориалу «Памяти павших в ВОВ воинов»);
  • посещение городского краеведческого музея, выставочного зала («Люблю тебя, мой город», «О народностях, населяющих Красноярский край», «Юбилею города посвящается» и др.);
  • сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры по ознакомлению с родным городом («Достопримечательности города Лесосибирска», «Мой дом», «Город Лесосибирск», «Где находится памятник», «Продолжи предложение», «Цепи кованые», «Назови изделия из дерева», «Клубочек», «Какая моя мама», «Когда это бывает», «У кого какой домик», «Из чего построен дом», «Родные улицы», «Путешествия», «Кто в какой стране живёт», «Что в лесу растёт»).

   На наш взгляд, названные формы способствуют отражению детских впечатлений в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков для воинов.

   В результате у детей повышается уровень знаний о родном городе, чувство гордости за достижения своего города, чувство любви к своей семье, дому, детскому саду. Они имеют представление о России, как о родной стране. У детей развивается связная речь и постоянно обогащается словарь.

   Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Литература:

  1. Система патриотического воспитания в ДОУ (планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий, сценарии мероприятий). – М.: АРКТИ, 2003. – 204с.
  2. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003. – 184с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.

Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе....

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.

Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формиро...

Реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города»

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени...