Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"
проект (старшая группа)

Малаева Ольга Борисовна

Проблема

           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. 

         «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ .

         Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников,  является приобщение их к традициям народа.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordoviya-moy_kray_rodnoy.docx307.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №78 комбинированного вида»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю

«Мордовия – мой край родной»

срок реализации проекта 2 года (2020-2022 уч.год.)

                https://downloader.disk.yandex.ru/preview/7bf6ef64f6830de43d32fe3ecc4ca796b3eca94144304836ae75304deff21277/622a7a69/3JSRFQfvT0LOns_FxRhJAvT4AXo9tu1ZwXTIr4hgi8RyFJ-xOKkbDYaYWmUVTiaHR4wcAJUnkQOhFGS2RM4A4A%3D%3D?uid=0&filename=IMG_2042.JPG&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&owner_uid=0&tknv=v2&size=2048x2048

                              Выполнила:

воспитатель высшей кв. категории

                                                                      Малаева Ольга Борисовна

г.о.Саранск, 2020

Проблема

           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. 

         «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ .

         Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников,  является приобщение их к традициям народа.    

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Цель проекта:— развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка через  воспитание у ребенка любви к родному краю.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формировать у детей чувство любви к малой родине на основе ознакомления с природой, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
  • Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;
  • Формировать чувство сопричастности к достижениям земляков в области культуры и спорта;
  • Формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству Мордовии;
  • Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора. Дать представления о народных промыслах мордвы (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву)
  • Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями, играми, сказками, мифами и легендами.
  • Приобщение детей к культуре своего народа.
  • Познакомить детей с растительным и животным миром Республики Мордовия.

Развивающие:

  • Развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных национальных ценностей.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственного отношения и чувства сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

Участники проекта:

 – Дети старшей группы компенсирующей направленности;

  –Музыкальный руководитель;

  –Родители;

  –Воспитатель старшей группы компенсирующей направленности.

Вид проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный (прикладной).

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: долгосрочный (2 учебных года)

Основные формы организации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность в виде бесед, игр;
  • драматизаций, экскурсий, драматизаций;
  • ООД по теме проекта;
  • ООД музыкального руководителя с детьми;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
  • Оформление альбома по теме проекта;
  • Выставки детских работ в рамках реализации проекта;
  • Дидактические , сюжетно-ролевые игры по теме проекта;
  • Семейные развлечения, конкурсы, праздники.

Формы работы с участниками проекта:

С детьми:

  • Организованная образовательная деятельность  в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей;
  • Рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
  • Выставки детских работ в рамках реализации проекта, дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
  • Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине и родном крае, творческая речевая деятельность, сочинение рассказов и сказок о родном городе и крае;
  • Развлечения, конкурсы, праздники;

С родителями:

  • Наглядная информация (папки-передвижки, стендовая информация, информация на сайте детского сада);
  • Беседы и консультации;
  • Родительские собрания в рамках реализации проекта;
  • Анкетирование;
  •  Развлечения и праздники МДОУ с участием родителей;
  • Создание мини-музея, участие родителей в фотовыставках;

Педагогические принципы:

  • Принцип доступности (предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а так же индивидуальных особенностей и психического развития детей);
  • Принцип наглядности;
  • Принцип культуросообразности (учет национальных ценностей и традиций в образовании);
  • Принцип системности;
  • Принцип результативности (предполагает обязательности общения воспитателя с ребенком, выяснение того, что и как он понял, почувствовал);
  • Принцип развития самоценных форм активности (в соответствии с этим принципом воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательны); 

Методы и приемы:

  1. Словесные:
  • Рассказ воспитателя, рассказ ребенка;
  • Беседы-диалоги;
  • Речевая ситуация;
  • Чтение и обсуждение произведений художественной литературы и фольклора по теме проекта;
  • Разучивание стихотворений, произведений устно-народного творчества;
  • Сочинение рассказов и сказок о родном городе и крае;

  1. Наглядные:
  • Наблюдение;
  • Демонстрация мультфильмов, презентаций;
  • Фотовыставки;
  • Рассматривание альбомов, картин, иллюстраций о родном городе, крае, предметов старины, декатировано-прикладного искусства;

  1. Практические методы:   
  • Дидактические упражнения;
  • Упражнения по развитию дикции, интонационной выразительности;
  • Организация продуктивной деятельности;

  1. Игровые:
  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры;
  • Сюжетно-ролевые;
  • Игры-драматизации;

Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:  

  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
  • Использование нетрадиционных  техник в изобразительной деятельности;

Программно-методическое обеспечение реализации проекта:

  1. «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ», 2011.

Книги: 

  1. Г.М.Науменко «Сказки о народных праздниках, обрядах и временах года».
  2. Книга «Саранск – столица Мордовии».
  3. Сборники мордовских народных сказок.
  4. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство», СПб, 2001.
  5. Киселева Л.С., Данилина Т. А. Проектный метод  в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет». Методическое пособие. – М: Сфера, 2007.
  8. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Саранск, 2010.
  9. Лузгин А. С. Промыслы Мордовии. Саранск, 2003.
  10. Миханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг., 2-изд-е.
  11. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Изд. доп. и перераб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
  12. Мордовское устное народное творчество. Саранск, 2007.
  13. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт. – сост. В. Н. Косарева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 159 с.
  14. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду; приложение к журналу «Обруч» – М. Липка – Пресс.
  15. Родной край / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред.   С. А. Козловой. –3-е изд., перераб. и  доп. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
  16. Спортивные мероприятия для детей 5-7 лет с использованием мордовского фольклора: Учебно-методическое пособие /Сост: Анисимова Т. Г.: под ред. Р. А. Еремина, Саранск, 2008, 136с.
  17.  Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. Саранск, 2012.
  18.  Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. 2-е изд. Саранск, 2012.
  19. Земскова-Незванова Л. М. «Люби и знай свой край родной». Занятия по краеведению с малышами. М.: Чистые пруды, 2006.

Журналы:

Дошкольное воспитание.

Ребенок в детском саду.

Ресурсы интернета:

Развивающие мультфильм для детей, презентации.

Картотеки:

  • Пальчиковая гимнастика (картотека).
  • Гимнастика для глаз.
  • Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, народные игры.

Наглядно-дидактические пособия:

  • Сюжетные картинки и демонстрационный материал по теме: «Мордовия моя – мой край родной».
  • Картотека предметных картинок «Народные промыслы»
  • Демонстрационный материал «Народы России и Мордовского края»
  • Картотека предметных картинок «Народный костюм в культуре народов Мордовии»
  • Картинки с изображением героев войны, родившихся в Мордовии; с известными спортсменами Мордовии.
  • Репродукции картин художников Мордовии.
  • Альбом «Природа Мордовии».

Материально-техническое обеспечение:

  • Картинки;
  • Иллюстрации;
  • репродукции картин;
  • бумага, карандаши, ножницы, акварельные краски, пластилин, гуашь, фломастеры.
  • оборудование для дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.
  • Настольно-печатные игры;
  • Аудио - и видеотека;
  • книги  и альбомы по теме, книжки - панорамы, раскраски;

Реализация образовательных областей:

  1. Речевое развитие
  2. Социально-коммуникативное развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Познавательное развитие
  5. Физическое развитие

Этапы проекта

I этап – подготовительный (разработка проекта),

срок с 01.09.2020 г. по 31.09.2020г.

Деятельность педагогов:

  • определение проблемы, постановка цели и задач;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  •  определение методов работы;
  • подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
  • подбор и создание слайдов, презентаций;
  • подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
  • создание и подбор картотек по теме проекта;
  • подбор материалов, игрушек, атрибутов для музыкально-художественной  и игровой деятельности.

Совместная деятельность:

  • введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
  • формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
  • определение круга актуальных и посильных задач.

II этап – основной (реализация проекта), срок с 01.10.2020 г. по 03.05.2022 г.

  • Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
  • Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

III этап – заключительный (обобщающий),

срок с 03.05.2020 г. по 31.05.2022 г.

  • Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
  • Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
  • Обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.

Ожидаемый результат:

для детей:

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего духовно-нравственного и личностного развития;
  • пробуждение интереса к истории и культуре родного города, малой Родины, любви к родному краю;
  • формирование чувств национального достоинства;
  • развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
  • развитие  интереса   к народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

для педагогов:

  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников,  
  •  объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к мордовской национальной культуре;

для родителей:

  • объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Дорожная карта проекта « Мордовия моя - мой край родной! »

(старшая группа)

Содержание

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Работа с детьми

1.

Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта).

Сентябрь

Воспитатель

 

2.

 Введение детей в проблемную ситуацию.

Проблемные вопросы:

  • Что такое малая Родина и что мы знаем о ней?
  • Какие праздники и народные традиции родного края нам известны?
  • Для чего нужно знать историю и культуру своего края?

Сентябрь

Воспитатель

 

3.

Обсуждение темы проекта, задач с детьми.

Сентябрь

Воспитатель

Работа с участниками проекта

1.

Разработка плана мероприятий на год

Сентябрь

Воспитатель

2.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Сентябрь

Воспитатель

3.

Подбор необходимой литературы по данной теме.

Сентябрь

Воспитатель

Работа с родителями

1.

Знакомство родителей с целью и задачами проекта.

Сентябрь

Воспитатель

 

2.

 Анкетирование родителей  на тему «Духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю»

 

Сентябрь

Воспитатель

3.

 Привлечение родителей к подбору, приобретению и изготовлению необходимого материала для реализации проекта.

 

Сентябрь

Воспитатель

 

Практический этап

Работа с детьми

1

ООД « Саранск – столица Мордовии», «Путешествие по городам Мордовии»

Пластилинография (в свободной деятельности)

«Флаг и герб Мордовии»

Октябрь

Воспитатель

2.

ООД «Животные и птицы наших лесов»

Чтение произведения Л.Земского «Цветные сказки: Зеленая. Белая. Разноцветная»

Беседа с просмотром презентации «Красная книга Мордовии»

3

Беседа «История происхождения мордовского народа»

Виртуальная экскурсия в музей им.Воронина «Просмотр презентации»

Чтение преданий о царе «Тюштяне»

5

Аппликация « Вкусные, наливные яблочки»

Развлечение «Праздник урожая- в гости к Паксяве»

1.

ООД «Так  раньше одевались наши прабабушки» ( исследование характерных особенностей русских  и мордовских национальных костюмов)

Дидактическая игра   «Оденем куклу в мордовский национальный костюм».

Ноябрь

Воспитатель

2.

ООД «Народные промыслы Мордовии»

Декоративное рисование куклы Татюня в мордовском костюме.

3.

Аппликация «Украсим скатерть мордовским узором для мамы»

4.

НОД «Знакомство с блюдами мордовской народной кухни»

Мордовские народные игры  « В Горшки»

Лепка « Блюдо с мордовским орнаментом для бабушки»

 1.

 Экскурсия в мини-музей детского сада «Мордовская изба»

Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой.

Декабрь

Воспитатель

 

2.

ООД «Куклы наших бабушек» (изготовление народных обрядовых кукол)

3.

Беседа «Как праздновали Новый год наши прабабушки и прадедушки.»

Свободная деятельность  «Новогодний снегопад» (изготовление снежинок для украшения группы»

4.

Рисование «Как мой город Саранск готовится к Новому году»

Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»

1.

Разучивание песен и стихов о рождестве «Ёлка в Рождество», «Рождество Христово»

Просмотр мультфильмов о Рождестве.

Тематическое развлечение   «Мордовские Колядки».

Январь

Воспитатель

2.

Пластилинография «Рождественский сапажок»

3

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве «Детям о Рождестве», «Серебряная метель»

Аппликация «Зима в нашем лесу»

4.

Беседа с просмотром презентации «Знаменитые спортсмены нашей Республики»

1.

ООД «Наша армия сильна – охраняет мир она»

Просмотр альбома «Наши земляки герои ВОВ, Чеченской и Афганской войн»

Февраль

Воспитатель

2.

Беседа «Героическое прошлое нашего народа»

3.

Развлечение «Мы ловкие, сильные и смелые»

Аппликация «Подарок папе»

4.

Д/игра «Достопримечательности нашего города»

С\игра «Мы гуляем по Саранску»

1.

Беседа «Как работали и отдыхали наши бабушки и дедушки», П\игра «Круговой»

Разучивание народных песен, загадок, поговорок.

Март

Воспитатель

2.

Развлечение «Народный праздник Масленица»

Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».

3.

Аппликация «Цветы для мамы»

ООД «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

4.

Лепка из соленого теста «Оладушки для любимой бабушки»

5.

Раскрашивание раскрасок «Народные костюмы людей разных национальностей, проживающих в Мордовии»

1.

Знакомство с героем мокшанской мифологии «Куйгорожем»

Просмотр мультфильма «Куйгорож»

Изготовление сувенира «Куйгорож из соленого теста»

Апрель

Воспитатель

2.

Просмотр презентации «Народное творчество мастеров Подлесной Тавлы»

Беседа, просмотр иллюстраций и альбомов «Самая сладкая фабрика Мордовии»

3.

Рассматривание репродукции картин   мордовского художника Ф. Сычкова .

Знакомство детей с творчеством великого скульптора С.Д.Эрьзи.

4.

Сказки и легенды мордовского народа

Драматизация сказки «Как собака друга искала»

5.

Рассказ воспитателя «Вербное воскресенье»

Аппликация «Верба в красивой вазе»

1

Просмотр презентаций «Светлый праздник Пасха», «Церкви и храмы »

Просмотр мультфильмов о Пасхе

Аппликация «Пасхальная корзиночка»

Май

Воспитатель

2

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

 Занятие по изобразительной деятельности (пластилинография) «Украшаем пасхальное яйцо»

Развлечение «Пасха- Очижи».

3

Тематическое развлечение «Праздник народных игр».

 Рисование по мокрому « Красота родного края»

Работа с родителями

1.

Консультация для родителей «Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников»

октябрь

 

воспитатель

2.

Памятка «Гимнастика для глаз», «Пальчиковая гимнастика».

Консультация «Роль семьи в  духовно-нравственном воспитании ребенка»

ноябрь

 воспитатель

3.

Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта»

декабрь

воспитатель

4.

Рекомендации родителям по лепке с детьми из соленого теста

Роль народных праздников в приобщении детей к народным традициям

 

Январь

февраль

воспитатель

5.

Папка-передвижка « Духовно- нравственном воспитании ребёнка через приобщение его к отечественной культуре!»

март

воспитатель

6.

Совместная работа с детьми:

  • Разучивание вместе с детьми примет, пословиц и поговорок о родном городе и родном крае.

  • Изготовление   изделий из соленого теста для сюжетно-ролевой игры « К нам гости пришли»

октябрь-май

воспитатель

7.

Организация тематических досугов и развлечений.

апрель-май

воспитатель

Заключительный этап

Работа с детьми

1.

Диагностика

май

воспитатель

Работа с участниками проекта

1.

Оформление мини-музея «Бабушкин сундук»

май

воспитатель

2.

Журнал для родителей «Природа родного края», «Жалобная книга Мордовии»

Работа с родителями

1.

   Оформление мини-музея «Бабушкин сундук»

Изготовление фотоальбома «Мордовия-мой край родной!                                  

май

2.

Итоговое мероприятие: презентация развлечения «Калейдоскоп народных традиций»

май

воспитатель

Диагностика

В сентябре 2020-2021 учебном году в старше группе (компенсирующей направленности) в количестве 15 человек, была проведена диагностика развития детей

Результаты представлены в таблице:

Сентябрь

               Уровень

Количество детей

%

высокий

-

-

средний

                6

40

низкий

9

 60

Май

               Уровень

Количество детей

%

высокий

6

40

средний

                6

40

низкий

3

20

 

Дорожная карта проекта « Мордовия моя - мой край родной! »

(Подготовительная к школе группа)

Содержание

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Работа с детьми

1.

Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта).

Сентябрь

Воспитатель

 

2.

 Введение детей в проблемную ситуацию.

Проблемные вопросы:

  • Что такое малая Родина, города республики, столица малой Родины, символы?
  • Какие праздники и народные традиции родного края нам известны?
  • Знаменитые земляки
  • Природа родного края
  • Для чего нужно знать историю и культуру своего края?

Сентябрь

Воспитатель

 

3.

Обсуждение темы проекта, задач с детьми.

Сентябрь

Воспитатель

Работа с участниками проекта

1.

Разработка плана мероприятий на год

Сентябрь

Воспитатель

2.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Сентябрь

Воспитатель

3.

Подбор необходимой литературы по данной теме.

Сентябрь

Воспитатель

Работа с родителями

1.

Знакомство родителей с целью и задачами проекта.

Сентябрь

Воспитатель

 

2.

 Анкетирование родителей  на тему «Духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю»

 

Сентябрь

Воспитатель

3.

 Привлечение родителей к подбору, приобретению и изготовлению необходимого материала для реализации проекта.

 

Сентябрь

Воспитатель

 

Практический этап

Работа с детьми

1

ООД «  Путешествие в прошлое Мордовии», «Столица Мордовии-Саранск»(просмотр презентации, знакомство с гербом города)

Октябрь

Воспитатель

2.

 Пластилинография (в свободной деятельности)

«Достопримечательности моего города»

3

 Развлечение «Праздник урожая»

ООД Знакомство с богиней полей  «Паксявой», Дары «Паксяве» (обьемная аппликация)

5

Беседа «Как жили мордовские семьи в прошлом»

Аппликация «Подарок для папы»

(украсим «Панар»)

1.

ООД « Как жили девочки и женщины в Мордовии»

 Аппликация. Мордовские узоры на переднике

  

Ноябрь

Воспитатель

2.

ООД «Знакомство с деревянной скульптурой мастеров Подлесной Тавлы»

 

3.

 Беседа о промышленности Модовии (рассказать о крупных предприятиях)

4.

 Продолжить знакомство  со спортсменами, уроженцами Мордовии(Каниськина, Мишин, КирдяпкиН. Борчин и др.

 1.

 Экскурсия в мини-музей детского сада «Мордовская изба»

Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой.

Декабрь

Воспитатель

 

2.

ООД «Куклы наших бабушек» (изготовление куклы «Обережки»)

3.

Свободная деятельность  «Новогодний снегопад» (изготовление снежинок для украшения группы»

4.

Рисование «Как мой город Саранск готовится к Новому году»

 Беседа с показом презентации «Промышленность Мордовии»

1.

Беседа «Как праздновали Рождество наши прабабушки и прадедушки.

Разучивание песен и стихов о рождестве  

Тематическое развлечение   «Мордовские Колядки».

Январь

Воспитатель

2.

Пластилинография «Рождественская елка»

3

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве «Детям о Рождестве», «Серебряная метель»

Аппликация «Зима в нашем лесу»

4.

 Продолжить знакомство с творчеством Ф.В.Сычкова

1.

ООД «Подвиги наших земляков»

 

Февраль

Воспитатель

2.

 Развлечение «Мы ловкие и смелые»

3.

Аппликация «Подарок папе»

4.

 Я. Пинясов «Дедушкин полюс», А. Тяпаев «Как стать мужчиной», М. Имяреков «Спор».

1.

Беседа «Как работали и отдыхали наши бабушки и дедушки», П\игра «Круговой»

Разучивание народных песен, загадок, поговорок.

Март

Воспитатель

2.

Развлечение «Светлый праздник Масленица»

Изобразительная деятельность на тему:«Веселый праздник Масленица».

3.

Аппликация «Цветы для мамы»

ООД «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

4.

Лепка из соленого теста «Мордовская игрушка »

5.

Посмотри и дорисуй «Народные костюмы людей разных национальностей, проживающих в Мордовии»

1.

Знакомство с героем мокшанской мифологии «Ведявой»»

Просмотр мультфильма «Ведява»

Изготовление из ниток  «Ведява – богиня воды»

Апрель

Воспитатель

2.

Просмотр презентации «Народное творчество мастеров Подлесной Тавлы»

Беседа, просмотр иллюстраций и альбомов «Самая сладкая фабрика Мордовии»

3.

 Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии. Представление о «Красной Книге Мордовии»

Аппликация «Вирява- богиня леса»

4.

Сказки и легенды мордовского народа

 Инсценирование мордовских народных сказок «Девушка-березка», «Пахарь, кузнец и плотник»

5.

Рассказ воспитателя «Вербное воскресенье»

Пластилинография с элементами аппликации «Верба в вазе»

Чтение произведений мордовских писателей о природе  Я. Пинясов «О том как зайчик хвост потерял», Т.Тимохина «Как зима Степку лечила»

1

Просмотр презентаций «Светлый праздник Пасха», «Церкви и храмы Мордовии »

Просмотр мультфильмов о Пасхе

Аппликация «Пасхальное яйцо»

Май

Воспитатель

2

 Беседа «Этот день Победы»

Апликация «Открытка ветерану войны»

Экскурсия к памятнику «Танк т -134»

 

3

Тематическое развлечение «  Традиции мордовского гостеприимства».

Экскурсия в музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье»

Рисование « Природа мордовского  края»

Работа с родителями

1.

Консультация для родителей «Роль  художественной литературы в духовно –нравственном и речевом развитии дошкольников»

октябрь

 

воспитатель

2.

Памятка «Игры с детьми на свежем воздухе», «Веселые выходные».

Консультация «Роль семейных традиций в  духовно-нравственном воспитании ребенка»

ноябрь

 воспитатель

3.

Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта»

декабрь

воспитатель

4.

Рекомендации родителям по лепке с детьми из соленого теста

Роль народных праздников в приобщении детей к народным традициям

 

Январь

февраль

воспитатель

5.

Папка-передвижка « Духовно- нравственном воспитании ребёнка через приобщение его к отечественной культуре!»

март

воспитатель

6.

Совместная работа с детьми:

  • Разучивание вместе с детьми примет, пословиц и поговорок о хлебе,

семье, родном городе и родном крае.

Изготовление   изделий из соленого теста для сюжетно-ролевой игры « В гостях у бабушки»

октябрь-май

воспитатель

7.

Организация тематических досугов и развлечений.

апрель-май

воспитатель

Заключительный этап

Работа с детьми

1.

Диагностика

май

воспитатель

Работа с участниками проекта

1.

Пополнение мини-музея «Бабушкин сундук»

май

воспитатель

2.

Журнал для родителей «Природа родного края», «Жалобная книга Мордовии», «Моя Мордовия»

Работа с родителями

1.

  Пополнение мини-музея «Бабушкин сундук»

Изготовление фотоальбома «Мордовия-мой край родной!                                  

май

2.

Итоговое мероприятие

Досуг  «О Мордовии любимой мы расскажем и споем!»

Экскурсия в музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье»

май

воспитатель

Диагностика

В сентябре 2021-2022 учебном году в подготовительной к школе группе (компенсирующей направленности) в количестве 15 человек, была проведена диагностика развития детей

Результаты представлены в таблице:

Сентябрь

               Уровень

Количество детей

%

высокий

2

13

средний

                8

53

низкий

 5

34

Май

               Уровень

Количество детей

%

высокий

                     5

34

средний

10

66

низкий

-

-

Список используемой литературы.

1. Арсентьев Н. М., Баргова Т.С., К.И. Шапкарин К.И. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родном крае для маленьких читателей ; -Саранск  : типография «Красный Октябрь»,2005 г.;

2. Баргова Т.С., Руськина Е.С . Саранск-столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; Саранск , 2007г

 3.        Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство», СПб, 2001.

4. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.;

5. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара. / Под ред. Л. А.Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;

6.  Историко-культурные очерки. Мордва. - Саранск,1995г.;

7. Историко-культурные очерки. Мордовский народ: что нас волнует? - Саранск, 1991г.;

8. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.

9. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.;

10.Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина, Ульяновск: УИПКПРО, 2004г.

Интернет-источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Воспитание положительного отношения к родному краю у детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие пат...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...

Педагогический проект, направленный на духовно-нравственное воспитание «Лучшая мама на свете»

Первое слово человека - мама. Каждый ребенок в мире хотя бы раз в день говорит это слово. Его понимают во всех странах, и звучит оно почти одинаково в большинстве языков. Само слово мама будто содержи...