Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города Наш большой и малый дом
проект (подготовительная группа)

Каневец Ирина Александровна

Проект разработан для работы с детьми разновозрастной группы,  представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми и родителями воспитанников с целью создания условий по формированию духовно – нравственного воспитания дошкольников, через обращение к историческому прошлому  и настоящему нашего города, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родной город,  интереса и уважения к историческому прошлому малой Родины, бережного отношения к традициям своего народа. Проект находит отражение в теме: «Мой город».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_bolshoy_i_malyy_dom.docx54.27 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 92 «ОБЛАЧКО»

(МБДОУ «ДС № 92 «ОБЛАЧКО»)

Проект

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города

Наш большой и малый дом».

«Правильное воспитание -

                                                                это наша счастливая старость.

                                                               Плохое воспитание - это наше

                                                               будущее горе, это наши слезы,

                                                               это наша вина перед другими

                                                               людьми, перед всей страной».

                                                                                     А. С. Макаренко

Учитель-логопед:

Каневец И.А.

Воспитатели:

Осипова Л.Н.,

Финадеева Т.В.

г. Норильск, 2025г.

Введение

Проект разработан для работы с детьми разновозрастной группы,  представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми и родителями воспитанников с целью создания условий по формированию духовно – нравственного воспитания дошкольников, через обращение к историческому прошлому  и настоящему нашего города, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родной город,  интереса и уважения к историческому прошлому малой Родины, бережного отношения к традициям своего народа. Проект находит отражение в теме: «Мой город».

Актуальность:

Актуальность проекта «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города» обусловлена несколькими важными факторами:  

1.Современные вызовы и ценности: сегодняшний мир характеризуется быстрым развитием технологий, глобализацией и информационным потоком, который зачастую приводит к утрате традиционных ценностей и размыванию культурной идентичности. Проект направлен на укрепление духовно-нравственного фундамента у детей, что особенно актуально в условиях современного информационного пространства.

2. Необходимость патриотического воспитания: патриотизм начинается с малого — с любви к своему городу, району, улице. Формирование у детей уважения и привязанности к месту, где они живут, способствует развитию гражданской позиции и ответственности перед обществом. Этот аспект становится все более важным в условиях растущего социального разнообразия и миграции населения.

3. Роль семьи в воспитании: семья играет ключевую роль в формировании мировоззрения и ценностных ориентиров ребенка. Проект акцентирует внимание на совместной деятельности родителей и детей, что укрепляет семейные связи и создает условия для передачи культурных и нравственных традиций от поколения к поколению.

4. Развитие познавательного интереса: ознакомление с культурным и историческим наследием города стимулирует познавательную активность детей, развивает любознательность и стремление к новым знаниям. Это важный шаг на пути к формированию целостной картины мира и самостоятельному мышлению.

5. Интеграция в социум: проект помогает детям интегрироваться в общество, осознать свое место в нем и почувствовать себя частью большого целого. Это способствует социализации и адаптации детей в будущем, когда они станут активными членами общества.

 Таким образом, проект «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города» является актуальным и своевременным, поскольку отвечает на современные вызовы, способствует сохранению культурных традиций и воспитывает у детей уважение к своему прошлому и настоящему.

  Проект осуществляется на базе МБДОУ №92 «Облачко» в разновозрастной «В» группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Сказка», под руководством воспитателей Осиповой Л.Н., Финадеевой Т.В и учителя – логопеда Каневец И.А.

Цель проекта: способствовать формированию духовно-нравственных качеств и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей, культурой и традициями родного города.

Задачи проекта:

-Развивать интерес к истории родного города;

- Формировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе,  на основе историко-художественно-краеведческого материала;

- Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;

- Закреплять знания детей о государственной символике города Норильск и его районов;

- Развивать интерес к народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям коренных жителей Севера;

- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения родного города, людей живущих и трудящихся в нём;

- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитать у детей любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

- Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации: краткосрочный(ноябрь 2024 г. - февраль 2025г.)

Тип проекта: познавательный, информационный, игровой, исследовательский.

Формы работы с детьми: образовательная деятельность; экскурсии; презентации; видеофильмы, тематические беседы; календарные праздники; развлечения, досуги; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, участие в конкурсах.

Участники проекта: дети разновозрастной  группы (6-7 лет) «Сказка», педагоги группы, учитель – логопед,  родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап

- Изучение передового опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом.

- Разработка плана проекта «Духовно - нравственного воспитания»

- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми по ознакомлению с родным городом.

- Подготовка методической литературы: конспекты по познавательному, речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

-Оформление и пополнение центра патриотического воспитания методическими пособиями и познавательным материалом: игры, иллюстрации «Достопримечательности г. Норильска», «Профессии родного города», «История родного города», «Коренные жители полуострова Таймыр», книги для детей дошкольного возраста «Профессии»: Анна Белкина «Сказка о полярных пиратах или как Никелька пошёл в геологи», Анна Белкина «Сказка о волшебных ключах Таймыра»….

- Подбор художественной и познавательной литературы: «Легенды и сказки Полярной ночи», «Сказки Севера».

-Консультации для родителей: «Как знакомить детей с историей родного города», «Здравствуй солнце, Хэйро!», «Этот удивительный мир природы!», «Достопримечательности нашего города»,  «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

-Организация посещения музея, библиотеки,  музыкальной школы, КДЦ «Высоцкого», экскурсии по улицам города, «Праздник Хейро».

II. Основной этап

-Реализация мероприятий плана работы с детьми по ознакомлению с городом.

-Корректировка и дополнение плана мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом.

-Организация взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнёрами: Талнахским филиалом МВК «Музей Норильска», по духовно – нравственному  воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с историей города.

-Создание макета родного города, рукотворной книги «Мой город».

-Проведение игры  «Поле чудес» совместно с родителями.

III. Итоговый этап

- Оформление и обобщение опыта работы по проекту.

- Выступление на педсовете, презентация проекта «Мой город».

Планируемые результаты:

дети:

-у детей сформированы представления о родном городе;

-созданы условия по развитию творческих способностей и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение;

-формируется система понятий духовно - нравственных ценностей;

-обогащаются знания детей о музейной культуре.

родители:

-рост активности родителей в педагогическом проекте;

-сформировано желание сотрудничества с коллективом детского сада;
-укрепление значимости семьи в воспитании духовно – нравственных  чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций;

-повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:

создание единого социума: педагоги – дети – родители - общественность в сфере духовно – нравственного  развития личности дошкольника.

Перспективный план работы по реализации проекта

Этапы

Деятельность педагога

Содержание работы

С детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с социумом

1 этап

 Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный демонстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

Заинтересовать детей и родителей темой проекта, мотивировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.

Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

 Составить перспективный план мероприятий.

Метод трёх вопросов: «Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Консультация для родителей: «Как знакомить детей с историей родного города».

2 этап

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с  родителями, используя метод проектов.

Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию нашей страны.

Расширять знания детей о символике северных городов нашей страны: герб, флаг.

Прививать детям интерес к работе с картой России.

Продолжать поддерживать интерес к художественной литературе.

УРВ: «Достопримечательности нашего города».

Рассматривание: иллюстраций из цикла: «Достопримечательности нашего города»,

фотографий «Коренных жителей Крайнего Севера».

Беседа: «История моего города: легенды и факты»

ОД: Знакомство с литературой: «Моя улица» С. Михалков,Залеская «Норильск»,  

Обучение рассказыванию «Семейные традиции, связанные с моим регионом», «Жизнь и быт коренных народов Таймыра».

Составление рассказа по картине: «На улицах города».

Беседа по духовно – нравственному воспитанию: «Этот город нельзя не любить».

Речевая ситуация: «Какие бывают памятники?»

Ситуативный разговор: «Где строят города»

Проблемная ситуация: «Почему наш город так назвали»

Знакомство с искусством: «Архитектура города».

Альбом «Все работы хороши»: строитель.

Работа с картой: «Полярный круг».

Ручной труд: из бумаги «Такие разные дома».

Аппликация: «Моя улица».

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

Составление схемы -  маршрута от детского сада до дома.

Выставка рисунков: «Город зимой».

Чтение книг и стихов родного края

Анкетирование родителей для выявления их интересов и предложений по участию в проекте. - Беседа: «Значимость духовного и нравственного воспитания» «Формирование любви к родному городу посредством ознакомления дошкольников с достопримечательностями города».

Разработка памятки для родителей с рекомендациями по проведению семейных прогулок по городу.

Консультация: «Как знакомить детей с историей родного города»,

Выставка: «Улицы нашего города».

Семейные чтения художественной литературы: А. Бургат «Северное сияние», сказки «Народов Таймыра».

Совместная деятельность: Посещение музея, КДЦ «Высоцкого», музыкальной школы, детской библиотеки.

Квест «Кто в городе живёт»

Поисковое задание совместно с родителями «О чем говорят названия улиц?».

Посещение филиала Норильского музея в Талнахе

Посещение Норильского драматического театра им. В Маяковского

Встреча с Гариной Егоровной (корректной жительницей Крайнего Севера)

2 этап

Вызвать интерес к истории возникновения района.

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.

Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

 Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн).

Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Расширять знания детей о природе родного района.

Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

УРВ: куклы народов Севера, народная игра.

Рассматривание: иллюстраций «Таймыр – суровый край», кукол в национальных костюмах,

фотографий «Коренные жители Крайнего Севера», фотографий «Города НПР», профессий горняков, металлургов, геологов.

Беседа: «Что я знаю о родном крае», «Полуостров Таймыр»,  «Что я знаю о своём городе?»

(популярные виды спорта в моем районе;

 инфраструктура для занятий спортом: стадионы, бассейны, спортивные площадки).

Цикл бесед: «Рассказ об обычаях и традициях коренных жителей Севера», «Промыслы народов Севера».

Составление рассказа с опорой на схему: «Наш город», «Как моя семья связана с этим местом?»

Ситуативный разговор: «Есть ли интересные легенды о происхождении названия города?»

ОБЖ: «Правила поведения на дорогах города».

Знакомство с искусством: «Куклы в национальной одежде».

ОД:  «Наш край», «Знакомство с литературой:  С. Маршак «Вьюга – снежная пурга», «Северныйолень» (лепка), рисование с элементами аппликации  «Северный олень», конструирование из строительного материала «Сани».

Альбом «Все работы хороши»: горняк, геолог

Работа с картой: «Полуостров Таймыр».

Ручной труд: создание макета «Северный город».

Выставка рисунков: «Талнах – наш удивительный город».

Чтение художественной литературы о родном крае.

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых»; «Спорт в родном городе».

Спортивный досуг: «Игры народов Севера».

Сюжетно – ролевая игра: «Улицы города».

Беседа: «Что рассказать детям о родном городе», «Историко-культурное наследие родного города»

Консультация: «Этот удивительный мир природы!»

Выставка: «Таймыр – наш удивительный край».

Семейные чтения художественной литературы: нганасанская сказка «Отважный сын»; М. Вагатова «Маленький тундровой человек».

Совместная деятельность: просмотр мультфильма «Край Земли».

рассматривание книг и фотоальбомов на тему: «Наш удивительный город».

Организация игровой деятельности в кругу семьи: д/игры:

«Волшебные картинки»,

«Сложи животное», лото: «Животные Севера», «Чья тень?»

Организация участия в конкурсах творчества.

Посещение филиала Норильского музея в Талнахе

Посещение городской талнахской библиотеки

2 этап

Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы.

Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города.

УРВ: «У нас на Севере» (атрибуты для подвижных игр народов Севера)

Рассматривание: фотографии и иллюстрации животных и растений Таймыра.

ОД:«Знакомство с литературой: «Рассказы о животных», (лепка)  «Животные Таймыра» белый медведь; (рисование) «Животный мир Таймыра» белый медведь».

Составление рассказов по картине: «Что стоит посетить туристам в моем городе?», «Парки и скверы моего города: куда пойти на прогулку?»

Беседа: «Где можно насладиться красивыми видами в моем городе?»

Речевая ситуация: «Экологические проблемы и пути их решения в моем регионе».

Ситуативный разговор: «История моего города: легенды и факты».

Знакомство с искусством: репродукция картины «Северный олень» Т. Данчуровой.

Работа с картой: «Откуда гость – овцебык»

Ручной труд: на основе конуса «Северный Олень», из природного материала (из шишек) «Фигурки зверей».

Аппликация: «Животные Севера».

Выставка рисунков: «Животные Севера».

Выставка книг «Достопримечательности Талнаха».

Чтение рассказов, сказок, и стихов о животных и растениях.

Проведение тематических бесед: о  символах Таймыра, «Крупнейшие предприятия и компании моего города», «Реки, озера и другие природные объекты в окрестностях моего города».

Оформление выставки рисунков по теме «Символика Таймыра».

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на Север».

Презентация «Животные Крайнего Севера»

Просмотр видео и мультипликационный фильм из цикла «Гора самоцветов».

Дидактические игры: «Собери узор», «Сложи  животное».

Народные подвижные игры: «Охотники и волк», «Важенка и оленята».

Сюжетно – ролевая игра «Музей».

Беседа: «Патриотизм и любовь к малой Родине»

Консультация: «Дикие животные Севера».

Создание макета «Северный город».

Семейные чтения художественной литературы: Г.Снегирев «Как Алеша жил на Севере».

Совместная деятельность: просмотр мультфильма «Умка».

Организация игровой деятельности в кругу семьи:  д/и«Животные Таймыра», лото: «Животные разных стран».

Речевые игры: «Один-много», «Назови детёныша», «Угадай по описанию»; отгадывание загадок о животных.

Квест: «Путешествие по улицам города».

Игра «Поле чудес».

Посещение Талнахской школы искусств.

Посещение филиала Норильского музея в Талнахе

Вывод:

Результаты работы по проекту «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города, могут выражаться в нескольких аспектах:

-Дети получили новые знания о своем городе: его истории, культурных объектах, известных людях и традициях.

- Расширился словарный запас детей благодаря изучению новой информации и обсуждению различных ситуаций.

Развивающие результаты:

     - Повышение уровня познавательной активности и интереса к окружающей среде.

- Развитие творческого мышления и воображения.

- Улучшение коммуникативных навыков через взаимодействие с другими детьми, педагогами и родителями.

Воспитательные результаты:

- Развитие чувства уважения и гордости за свой город и страну.

- Формирование позитивного отношения к культурному наследию и природным богатствам родного края.

Результаты взаимодействия с родителями:

 - Активизация участия родителей в образовательном процессе через совместные мероприятия и задания.

 - Повышение осведомленности родителей о возможностях культурного воспитания детей.

 - Установление партнерских отношений между семьей и детским садом.

Таким образом, реализация проекта способствует всестороннему развитию детей, укреплению связей внутри семьи и общества, а также формирует основы духовно-нравственного воспитания на примере родного города.

Список используемой литературы:

1.  Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (Коллектив авторов под редакцией А.И. Бондаренко). Санкт-Петербург, 2018.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство:АЙРИС-пресс
3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005. 

4. «Музеи и памятники Таймыра». Научно-производственное объединение «Полиграфвидео» г. Москва, 1995г.

5.Огдо Аксёнова «МиниэнеМуоран. Тундре лучшие слова». «Книга-пента», 2003г.

6. Н.И. Князева, Н.И. Теплорадова «Ознакомление с Таймыром» издательство «Буква Статейникова», Красноярск, 2014г.

7. Интернет-ресурсы: 1. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/ 2. Портал "Российское образование": http://www.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ

Исследователская работа педагога воспитателя МБДОУ "Туйаара" с.Чычымах Таттинский улус РС(Я)...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"

В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...