Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города Наш большой и малый дом
проект (подготовительная группа)
Проект разработан для работы с детьми разновозрастной группы, представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми и родителями воспитанников с целью создания условий по формированию духовно – нравственного воспитания дошкольников, через обращение к историческому прошлому и настоящему нашего города, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родной город, интереса и уважения к историческому прошлому малой Родины, бережного отношения к традициям своего народа. Проект находит отражение в теме: «Мой город».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.27 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 92 «ОБЛАЧКО»
(МБДОУ «ДС № 92 «ОБЛАЧКО»)
Проект
«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города
Наш большой и малый дом».
«Правильное воспитание -
это наша счастливая старость.
Плохое воспитание - это наше
будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими
людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
Учитель-логопед:
Каневец И.А.
Воспитатели:
Осипова Л.Н.,
Финадеева Т.В.
г. Норильск, 2025г.
Введение
Проект разработан для работы с детьми разновозрастной группы, представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми и родителями воспитанников с целью создания условий по формированию духовно – нравственного воспитания дошкольников, через обращение к историческому прошлому и настоящему нашего города, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родной город, интереса и уважения к историческому прошлому малой Родины, бережного отношения к традициям своего народа. Проект находит отражение в теме: «Мой город».
Актуальность:
Актуальность проекта «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города» обусловлена несколькими важными факторами:
1.Современные вызовы и ценности: сегодняшний мир характеризуется быстрым развитием технологий, глобализацией и информационным потоком, который зачастую приводит к утрате традиционных ценностей и размыванию культурной идентичности. Проект направлен на укрепление духовно-нравственного фундамента у детей, что особенно актуально в условиях современного информационного пространства.
2. Необходимость патриотического воспитания: патриотизм начинается с малого — с любви к своему городу, району, улице. Формирование у детей уважения и привязанности к месту, где они живут, способствует развитию гражданской позиции и ответственности перед обществом. Этот аспект становится все более важным в условиях растущего социального разнообразия и миграции населения.
3. Роль семьи в воспитании: семья играет ключевую роль в формировании мировоззрения и ценностных ориентиров ребенка. Проект акцентирует внимание на совместной деятельности родителей и детей, что укрепляет семейные связи и создает условия для передачи культурных и нравственных традиций от поколения к поколению.
4. Развитие познавательного интереса: ознакомление с культурным и историческим наследием города стимулирует познавательную активность детей, развивает любознательность и стремление к новым знаниям. Это важный шаг на пути к формированию целостной картины мира и самостоятельному мышлению.
5. Интеграция в социум: проект помогает детям интегрироваться в общество, осознать свое место в нем и почувствовать себя частью большого целого. Это способствует социализации и адаптации детей в будущем, когда они станут активными членами общества.
Таким образом, проект «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города» является актуальным и своевременным, поскольку отвечает на современные вызовы, способствует сохранению культурных традиций и воспитывает у детей уважение к своему прошлому и настоящему.
Проект осуществляется на базе МБДОУ №92 «Облачко» в разновозрастной «В» группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Сказка», под руководством воспитателей Осиповой Л.Н., Финадеевой Т.В и учителя – логопеда Каневец И.А.
Цель проекта: способствовать формированию духовно-нравственных качеств и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей, культурой и традициями родного города.
Задачи проекта:
-Развивать интерес к истории родного города;
- Формировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, на основе историко-художественно-краеведческого материала;
- Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;
- Закреплять знания детей о государственной символике города Норильск и его районов;
- Развивать интерес к народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям коренных жителей Севера;
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения родного города, людей живущих и трудящихся в нём;
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитать у детей любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
- Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
Сроки реализации: краткосрочный(ноябрь 2024 г. - февраль 2025г.)
Тип проекта: познавательный, информационный, игровой, исследовательский.
Формы работы с детьми: образовательная деятельность; экскурсии; презентации; видеофильмы, тематические беседы; календарные праздники; развлечения, досуги; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, участие в конкурсах.
Участники проекта: дети разновозрастной группы (6-7 лет) «Сказка», педагоги группы, учитель – логопед, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап
- Изучение передового опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом.
- Разработка плана проекта «Духовно - нравственного воспитания»
- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми по ознакомлению с родным городом.
- Подготовка методической литературы: конспекты по познавательному, речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
-Оформление и пополнение центра патриотического воспитания методическими пособиями и познавательным материалом: игры, иллюстрации «Достопримечательности г. Норильска», «Профессии родного города», «История родного города», «Коренные жители полуострова Таймыр», книги для детей дошкольного возраста «Профессии»: Анна Белкина «Сказка о полярных пиратах или как Никелька пошёл в геологи», Анна Белкина «Сказка о волшебных ключах Таймыра»….
- Подбор художественной и познавательной литературы: «Легенды и сказки Полярной ночи», «Сказки Севера».
-Консультации для родителей: «Как знакомить детей с историей родного города», «Здравствуй солнце, Хэйро!», «Этот удивительный мир природы!», «Достопримечательности нашего города», «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
-Организация посещения музея, библиотеки, музыкальной школы, КДЦ «Высоцкого», экскурсии по улицам города, «Праздник Хейро».
II. Основной этап
-Реализация мероприятий плана работы с детьми по ознакомлению с городом.
-Корректировка и дополнение плана мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом.
-Организация взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнёрами: Талнахским филиалом МВК «Музей Норильска», по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с историей города.
-Создание макета родного города, рукотворной книги «Мой город».
-Проведение игры «Поле чудес» совместно с родителями.
III. Итоговый этап
- Оформление и обобщение опыта работы по проекту.
- Выступление на педсовете, презентация проекта «Мой город».
Планируемые результаты:
дети:
-у детей сформированы представления о родном городе;
-созданы условия по развитию творческих способностей и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение;
-формируется система понятий духовно - нравственных ценностей;
-обогащаются знания детей о музейной культуре.
родители:
-рост активности родителей в педагогическом проекте;
-сформировано желание сотрудничества с коллективом детского сада;
-укрепление значимости семьи в воспитании духовно – нравственных чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций;
-повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
создание единого социума: педагоги – дети – родители - общественность в сфере духовно – нравственного развития личности дошкольника.
Перспективный план работы по реализации проекта
Этапы | Деятельность педагога | Содержание работы | ||
С детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с социумом | ||
1 этап | Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный демонстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, мотивировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей. Составить перспективный план мероприятий. | Метод трёх вопросов: «Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?» | Консультация для родителей: «Как знакомить детей с историей родного города». | |
2 этап | Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с родителями, используя метод проектов. Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию нашей страны. Расширять знания детей о символике северных городов нашей страны: герб, флаг. Прививать детям интерес к работе с картой России. Продолжать поддерживать интерес к художественной литературе. | УРВ: «Достопримечательности нашего города». Рассматривание: иллюстраций из цикла: «Достопримечательности нашего города», фотографий «Коренных жителей Крайнего Севера». Беседа: «История моего города: легенды и факты» ОД: Знакомство с литературой: «Моя улица» С. Михалков,Залеская «Норильск», Обучение рассказыванию «Семейные традиции, связанные с моим регионом», «Жизнь и быт коренных народов Таймыра». Составление рассказа по картине: «На улицах города». Беседа по духовно – нравственному воспитанию: «Этот город нельзя не любить». Речевая ситуация: «Какие бывают памятники?» Ситуативный разговор: «Где строят города» Проблемная ситуация: «Почему наш город так назвали» Знакомство с искусством: «Архитектура города». Альбом «Все работы хороши»: строитель. Работа с картой: «Полярный круг». Ручной труд: из бумаги «Такие разные дома». Аппликация: «Моя улица». Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?» Составление схемы - маршрута от детского сада до дома. Выставка рисунков: «Город зимой». Чтение книг и стихов родного края | Анкетирование родителей для выявления их интересов и предложений по участию в проекте. - Беседа: «Значимость духовного и нравственного воспитания» «Формирование любви к родному городу посредством ознакомления дошкольников с достопримечательностями города». Разработка памятки для родителей с рекомендациями по проведению семейных прогулок по городу. Консультация: «Как знакомить детей с историей родного города», Выставка: «Улицы нашего города». Семейные чтения художественной литературы: А. Бургат «Северное сияние», сказки «Народов Таймыра». Совместная деятельность: Посещение музея, КДЦ «Высоцкого», музыкальной школы, детской библиотеки. Квест «Кто в городе живёт» Поисковое задание совместно с родителями «О чем говорят названия улиц?». | Посещение филиала Норильского музея в Талнахе Посещение Норильского драматического театра им. В Маяковского Встреча с Гариной Егоровной (корректной жительницей Крайнего Севера) |
2 этап | Вызвать интерес к истории возникновения района. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее. Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им. Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн). Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Расширять знания детей о природе родного района. Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада. | УРВ: куклы народов Севера, народная игра. Рассматривание: иллюстраций «Таймыр – суровый край», кукол в национальных костюмах, фотографий «Коренные жители Крайнего Севера», фотографий «Города НПР», профессий горняков, металлургов, геологов. Беседа: «Что я знаю о родном крае», «Полуостров Таймыр», «Что я знаю о своём городе?» (популярные виды спорта в моем районе; инфраструктура для занятий спортом: стадионы, бассейны, спортивные площадки). Цикл бесед: «Рассказ об обычаях и традициях коренных жителей Севера», «Промыслы народов Севера». Составление рассказа с опорой на схему: «Наш город», «Как моя семья связана с этим местом?» Ситуативный разговор: «Есть ли интересные легенды о происхождении названия города?» ОБЖ: «Правила поведения на дорогах города». Знакомство с искусством: «Куклы в национальной одежде». ОД: «Наш край», «Знакомство с литературой: С. Маршак «Вьюга – снежная пурга», «Северныйолень» (лепка), рисование с элементами аппликации «Северный олень», конструирование из строительного материала «Сани». Альбом «Все работы хороши»: горняк, геолог Работа с картой: «Полуостров Таймыр». Ручной труд: создание макета «Северный город». Выставка рисунков: «Талнах – наш удивительный город». Чтение художественной литературы о родном крае. Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых»; «Спорт в родном городе». Спортивный досуг: «Игры народов Севера». Сюжетно – ролевая игра: «Улицы города». | Беседа: «Что рассказать детям о родном городе», «Историко-культурное наследие родного города» Консультация: «Этот удивительный мир природы!» Выставка: «Таймыр – наш удивительный край». Семейные чтения художественной литературы: нганасанская сказка «Отважный сын»; М. Вагатова «Маленький тундровой человек». Совместная деятельность: просмотр мультфильма «Край Земли». рассматривание книг и фотоальбомов на тему: «Наш удивительный город». Организация игровой деятельности в кругу семьи: д/игры: «Волшебные картинки», «Сложи животное», лото: «Животные Севера», «Чья тень?» Организация участия в конкурсах творчества. | Посещение филиала Норильского музея в Талнахе Посещение городской талнахской библиотеки |
2 этап | Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы. Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города. | УРВ: «У нас на Севере» (атрибуты для подвижных игр народов Севера) Рассматривание: фотографии и иллюстрации животных и растений Таймыра. ОД:«Знакомство с литературой: «Рассказы о животных», (лепка) «Животные Таймыра» белый медведь; (рисование) «Животный мир Таймыра» белый медведь». Составление рассказов по картине: «Что стоит посетить туристам в моем городе?», «Парки и скверы моего города: куда пойти на прогулку?» Беседа: «Где можно насладиться красивыми видами в моем городе?» Речевая ситуация: «Экологические проблемы и пути их решения в моем регионе». Ситуативный разговор: «История моего города: легенды и факты». Знакомство с искусством: репродукция картины «Северный олень» Т. Данчуровой. Работа с картой: «Откуда гость – овцебык» Ручной труд: на основе конуса «Северный Олень», из природного материала (из шишек) «Фигурки зверей». Аппликация: «Животные Севера». Выставка рисунков: «Животные Севера». Выставка книг «Достопримечательности Талнаха». Чтение рассказов, сказок, и стихов о животных и растениях. Проведение тематических бесед: о символах Таймыра, «Крупнейшие предприятия и компании моего города», «Реки, озера и другие природные объекты в окрестностях моего города». Оформление выставки рисунков по теме «Символика Таймыра». Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на Север». Презентация «Животные Крайнего Севера» Просмотр видео и мультипликационный фильм из цикла «Гора самоцветов». Дидактические игры: «Собери узор», «Сложи животное». Народные подвижные игры: «Охотники и волк», «Важенка и оленята». Сюжетно – ролевая игра «Музей». | Беседа: «Патриотизм и любовь к малой Родине» Консультация: «Дикие животные Севера». Создание макета «Северный город». Семейные чтения художественной литературы: Г.Снегирев «Как Алеша жил на Севере». Совместная деятельность: просмотр мультфильма «Умка». Организация игровой деятельности в кругу семьи: д/и«Животные Таймыра», лото: «Животные разных стран». Речевые игры: «Один-много», «Назови детёныша», «Угадай по описанию»; отгадывание загадок о животных. Квест: «Путешествие по улицам города». Игра «Поле чудес». | Посещение Талнахской школы искусств. Посещение филиала Норильского музея в Талнахе |
Вывод:
Результаты работы по проекту «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием родного города, могут выражаться в нескольких аспектах:
-Дети получили новые знания о своем городе: его истории, культурных объектах, известных людях и традициях.
- Расширился словарный запас детей благодаря изучению новой информации и обсуждению различных ситуаций.
Развивающие результаты:
- Повышение уровня познавательной активности и интереса к окружающей среде.
- Развитие творческого мышления и воображения.
- Улучшение коммуникативных навыков через взаимодействие с другими детьми, педагогами и родителями.
Воспитательные результаты:
- Развитие чувства уважения и гордости за свой город и страну.
- Формирование позитивного отношения к культурному наследию и природным богатствам родного края.
Результаты взаимодействия с родителями:
- Активизация участия родителей в образовательном процессе через совместные мероприятия и задания.
- Повышение осведомленности родителей о возможностях культурного воспитания детей.
- Установление партнерских отношений между семьей и детским садом.
Таким образом, реализация проекта способствует всестороннему развитию детей, укреплению связей внутри семьи и общества, а также формирует основы духовно-нравственного воспитания на примере родного города.
Список используемой литературы:
1. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (Коллектив авторов под редакцией А.И. Бондаренко). Санкт-Петербург, 2018.
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство:АЙРИС-пресс
3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
4. «Музеи и памятники Таймыра». Научно-производственное объединение «Полиграфвидео» г. Москва, 1995г.
5.Огдо Аксёнова «МиниэнеМуоран. Тундре лучшие слова». «Книга-пента», 2003г.
6. Н.И. Князева, Н.И. Теплорадова «Ознакомление с Таймыром» издательство «Буква Статейникова», Красноярск, 2014г.
7. Интернет-ресурсы: 1. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/ 2. Портал "Российское образование": http://www.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
Исследователская работа педагога воспитателя МБДОУ "Туйаара" с.Чычымах Таттинский улус РС(Я)...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»
До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...
презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».
В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"
В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...
«Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста на основе традиций русского народа»
Отчет по теме самообразования...
